Смекни!
smekni.com

История зарождения галереи Павла Михайловича Третьякова (стр. 9 из 9)

Объединение Третьяковской и Картинной галерей и закрытие основного здания в Лаврушинском переулке "переадресовало" посетителей в помещение на Крымском валу. Перед зрителями открывалась основная экспозиция – широкая картина творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы. Кроме того, развернулась интенсивная выставочная деятельность.

Выставка произведений из собрания Арманда Хаммера (1986) пользовалась необычайной популярностью; администрации Галереи пришлось ввести двухчасовые сеансы для ее посещения. В 1987 была показана выставка произведений Д.Г. Левицкого, организованная ГТГ и Русским музеем при поддержке других музеев СССР. А потом наступило время выставок художников русского авангарда: К.С. Малевича, В.В. Кандинского, Л.С. Поповой (все – 1989), П.Н. Филонова, Эль Лисицкого (обе – 1990). В 1991 году прошли выставки "Шагал в России", "Русский модерн", в 1992 – "С.И. Мамонтов и русская художественная культура", выставки А.И. Куинжди, В.В. Верещагина, в 1994 – В.Е. Татлина, И.Е. Репина и В.Д. Поленова.

Активная научная, просветительская, выставочная работа музея, а также стремление поддержать один из крупнейших музеев страны в непростое историческое время вызвали решение Президента Российской Федерации о присвоении Государственной Третьяковской галерее статуса особо ценного объекта национального наследия России.

В апреле 1995 года была открыта для посетителей обновленная экспозиция классического русского искусства в основном здании в Лаврушинском переулке. Правда, первый официальный показ Галереи состоялся ранее, осенью 1994 года. После реконструкции экспозиция во многом сохранила традиционный маршрут и расположение материалов, но было и нечто новое: создание разделов, посвященных скульптуре XVIII – первой половины Х I Х века и рубежа Х I Х–ХХ веков. Шесть залов были специально оборудованы для размещения графических работ. Получили особое дизайнерское оформление залы иконописи. Открылась в Галерее "Сокровищница", где демонстрируются изделия из благородных металлов и драгоценных камней: произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных окладах.

Застройка внутренних дворов дала возможность создать новые залы для произведений К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.Н. Крамского, А.И. Куинджи. Самый большой из них был специально спроектирован для произведений М.А. Врубеля. Главным в этом зале оказалось огромное декоративное панно "Принцесса Греза" (1896), поступившее в Галерею в 1956 году из Государственного академического Большого театра СССР.

Казалось бы, какие еще находки могут поразить любителей искусства? Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля поступило огромное пятиметровое полотно И.Е. Репина "Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве" (1886). Это произведение было написано по "высочайшему" заказу; включенное в экспозицию, оно дополняет представление об индивидуальности мастера.

Подлинной находкой явилось приобретение Галереей в 1960–1970-е годы двух самых ранних жанров В.Г. Перова. За картину "Приезд станового на следствие" художник в 1857 году получил малую серебряную медаль Академии художеств. А картина "Сцена на могиле" (1859) издавна считалась утерянной.

Многие коллекционеры, имеющие разный статус и общественное положение, дарили Галерее произведения искусства, продолжая традицию ее основателя П.М. Третьякова. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции из частных собраний. Галерея устраивает выставки приобретенных и полученных в дар сокровищ национальной культуры. Невозможно перечислить всех дарителей, упомянем лишь некоторых.

Так, знаменитая картина В.М. Васнецова "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали" (1896) поступила в Галерею в 1908 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великой княжны Марии Павловны.

Ленинградский коллекционер Мира Константиновна Басевич в 1930–1960-е годы собрала прекрасную коллекцию произведений художников конца XIX – начала ХХ века. В 1961 году она подарила Галерее замечательные работы А.Н. Бенуа, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина, Н.К.Рериха, М.С. Сарьяна. В их числе была картина "Купание красного коня" (1912).

Собрание Константина Георгиевича Костаки было хорошо известно и в России, и за рубежом. Он подарил Галерее в 1977 году огромную коллекцию, в которой были такие шедевры, как "Портрет М.В. Матюшина" (1913) работы К.С. Малевича, "Суд народа" (1934) С.Б. Никритина, "Кувшин на столе. Пластическая живопись" Л.С. Поповой, "Спасские ворота" В.Е. Татлина, "Головы. Симфония Шостаковича" (1927) П.Н. Филонова, "Ландыши" (1916) М.З. Шагала.

Николай Сергеевич Аржаников – коллекционер, крупный ученый в области аэродинамики, доктор технических наук, профессор. В 1984 его жена Анна Алексеевна и дочь Ирина Николаевна Аржаниковы передали в дар Третьяковской галерее 10 произведений русских художников конца XIX – начала ХХ века. Среди них есть работы исключительные по высокому мастерству исполнения. Таким является натюрморт С.Ю. Судейкина "Цветы в глиняной вазе" (начало 1910-х).

Нина Александровна Арнинг – певица, работала на радио и в кино. Подаренные ею в 1980 году произведения находились в коллекции ее мужа Казимира Федоровича Арнинга – юриста, близкого друга И.С. Остроухова. В экспозиции представлена картина А.Я. Головина "Умбрийская долина".

Известный живописец и график Татьяна Алексеевна Маврина принесла в дар Галерее коллекцию икон, а также свою работу "Портрет А.Ф. Софроновой с дочерью" (1938).

Сергей Николаевич Горшин собирал пейзажи. Традиционное представление о том, что И.К. Айвазовский только маринист, не совсем точно. Есть еще и "сухопутный" Айвазовский. К кругу подобных произведений относится и картина из собрания С.Н. Горшина "Овцы на пастбище" (1850-е).

Собрание солиста Большого театра знаменитого баритона П.М. Норцова и его жены З.В. Норцовой, хотя и не было обширным, имело много первоклассных работ русских художников второй половины XIX века. Среди них "Пейзаж. Степь" (1890–1895) А.И. Куинджи.

Всемирно известная арфистка, народная артистка СССР, профессор Московской консерватории Вера Георгиевна Дулова была увлеченным собирателем. В ее коллекции находились произведения К.П. Брюллова, В.Д. Поленова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, Л.В. Туржанского, С.Ю. Жуковского, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха. Со многими художниками – И.Э. Грабарем, А.В. Лентуловым, В.И. Яковлевым, П.В. Вильямсом – она была лично знакома. Лучшие картины и рисунки своего собрания (всего 58 произведений) Вера Георгиевна завещала Третьяковской галерее. Среди них "Домик в провинции. Весна" (1878) А.К. Саврасова.

Пополнение коллекции музея происходит также благодаря Обществу Друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих музею благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе – в приобретении произведений искусства.

В сентябре 1996 года был воссоздан Попечительский Совет Государственной Третьяковской галереи, председателем которого стал мэр Москвы Ю.М. Лужков.

В декабре 1998 года в здании Третьяковской галереи на Крымском валу была открыта первая часть новой экспозиции "Искусство ХХ века", охватывающие период от рубежа веков до послевоенного времени, от предавангардных течений и авангарда до соцреализма. В мае 2000 года последовало завершение экспозиции: от середины 1950-х годов до конца 1990-х, от "оттепели" до современности. Таким образом, сегодня в залах Галереи впервые полно представлена панорама русской культуры прошлого столетия.

В апреле 2003 года был подписан Указ Президента Российской Федерации "О 150-летии Государственной Третьяковской галереи", которое будет торжественно отмечаться в 2006 году. Этому событию будут посвящены специальные выставки, издания, проект Третьяковские встречи", программы для детей, к нему будут приурочены новые поступления в собрание Галереи. Так, в связи с предстоящим юбилеем В.В. Путин в июле 2003 года распорядился выделить из резервного фонда Президента средства для приобретения картины Карла Брюллова " Fortaleza do Pico " ("Вид форта Пику на острове Мадейра"). Это полотно – единственный известный на сегодняшний день живописный пейзаж знаменитого художника. Произведение было продемонстрировано В.В. Путину во время его посещения Третьяковской галереи в ноябре 2003 года.

За полтора века Третьяковская галерея прошла большой путь от частного собрания XIX столетия до современного музея XXI века, но во все времена она была и остается одной из самых любимых и посещаемых в нашей стране.