Смекни!
smekni.com

Петровских реформ и их роли в российском предпринимательстве (стр. 3 из 4)

Наиболее масштабным достижением реформ Петра было создание Академии наук. Мысль о ней великий реформатор высказал в 1718 г. 28 января 1724 г. Сенат огласил проект об Академии, который и был по исправлении утвержден царем.

В начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академии было три отделения: математическое, физическое и «гуманиора». Первые члены Академии (а их было 12) должны были следить за всей новой литературой по специальности, делать “изобретения” и выступать с докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные ученые.

К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г.

Реформа промышленного производства[6]

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 100 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян – посессионных, приписных, оброчных и др. – делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность – металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях – стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. – более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

2. Роль петровских реформ в развитии предпринимательства

Важно отметить, что сущность, содержание, функции предпринимательства определяются общественно-экономическим строем, конкретными задачами, стоящими перед государством на определенном этапе его развития. В то же время следует признать, что экономические отношения, лежащие в основе предпринимательства, представляют собой тот базис общества, который в значительной степени определяет политику и идеологию.

История дает нам немало примеров того, что отрицание или непризнание тех или иных социально-экономических явлений не может повернуть или остановить развитие общества, происходящее по его объективным законам. История предпринимательства, в широком смысле история новых моделей организации экономики – это немногим менее интересная тема, чем история человечества, так как экономика – это основа нашего существования.
Предпринимательство как общественно-историческое явление не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства как отражение формирования и эволюции соответствующих экономических отношений сопровождается присущим этому явлению правовым регулированием. Причем нормы регулирования предпринимательской деятельности складывались также исторически, подвергаясь изменениям и совершенствованию, вследствие появления новых способов организации производства и иных факторов.

Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра I (1689 – 1725). К началу XVIII в. до петровских преобразований Россия отставала от европейских стран по уровню развития техники и промышленных производств, животноводства и технических культур, урожайности сельскохозяйственных культур. Отсутствие выхода к морю мешало активной внешней торговли. Северный морской путь в силу климатических условий не мог обеспечить нормальный товарооборот. Петр I, осознавая геополитическое и экономическое состояние России, был вынужден прежде всего решать военные задачи, при этом постепенно повышая роль государства в решении экономических задач. В связи с этим все первое десятилетие петровских реформ важнейшими считались военные задачи, их решению были подчинены экономические мероприятия, в том числе в промышленности. Прежде всего Петр I поставил задачу реформирования финансов, в основном путем поиска новых источников пополнения казны.

Прежде всего, были изменены основы налоговой системы. На смену подворному обложению основного населения страны – зависимых крестьян, не принадлежавших дворянам, пришла подушная подать, резко усилившая налоговый гнет. Осуществлена эта реформа была после всеобщей переписи в конце эпохи петровских преобразований.

Была упорядочена система сбора прежних налогов и введены многочисленные новые сборы, ухудшившие положение лично свободного городского населения. Существовал специальный государственный орган, задачами которого были увеличение налоговых доходов государства, разработка новых налогов и сборов. К наиболее известным относится введение гербовой бумаги для составления официальных документов.

Оценивая роль социального фактора в системе налогообложения эпохи Петра I, в целом можно сказать, что он стоял на втором плане относительно интересов всех социальных групп, за исключением страты высших управленцев, непосредственно приближенных к фигуре императора. Показательным является так называемый налог с бороды, который, несмотря на относительно большой размер, не имел экономического значения, так как от него была освобождена основная масса населения, носившая бороды, – крестьяне. Этот налог имел прежде всего социальные функции. Первая из них – это демонстрация всевластия императора по отношению ко всем, даже высшим социальным слоям. Вторая – это присущий менталитету той эпохи символизм, заключавшийся в петровской политике европеизации страны не только в области экономики и военного дела, но и в изменении одежды, порядка времяпровождения высших социальных групп, разрешении табакокурения и в том числе в борьбе с таким символом знатности предыдущей эпохи, каким были бороды.

Сходным было и решение царя о специальном налоге на имущество церкви. Этот разовый налог заключался в том, что с церквей сняли колокола, металл которых был использован при восстановлении артиллерии, потерянной русской армией при неудачном сражении под г. Нарвой с шведской армией. Это подчеркивало подчиненность всех социальных групп и институтов общества государству, персонифицируемому в фигуре царя.

Интересным по своему социальному значению был специальный налог на представителей одного из вариантов русского православия – старообрядцев, выделившихся в особое течение православия после реформ патриарха Никона. За право исполнять христианские обряды по прежней, дореформенной традиции они платили специальный налог, который Петр I увеличил в два раза, освободив старообрядцев от службы в регулярной армии. Это был один из редких для России примеров, когда налог выступал в качестве консенсуса в отношениях между государственной властью и отдельной социальной группой.
Свободные от уплаты налогов дворяне были обязаны государству личной службой. Порядок подготовки дворянских детей к будущей государственной и военной службе напоминал принудительные наборы. Умышленно разрушая старую бюрократическую верхушку, Петр I вводил в правящее сословие представителей купечества и промышленников, создававших экономическую основу его реформ. Владельцы промышленных предприятий получали определенные налоговые льготы, что было основано на необходимости со стороны государства стимулировать развитие промышленности (прежде всего военной), нужной для выполнения приоритетных внешнеполитических задач. В России возникли налоги на добычу полезных ископаемых, сочетавшие интересы промышленников и государства. Промышленник получал право на разработку месторождения и был обязан отдавать государству одну десятую часть добычи. Государство имело также преимущественное право покупки добытого сырья по фиксированным ценам.