Смекни!
smekni.com

Древняя история Индии (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНО ВПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Контрольная работа

По дисциплине «История и культура мировых цивилизаций»

на тему: «Древняя история Индии»

г. Йошкар-Ола

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………. 3

1) Периодизация……………………………………………………….. 4

2) Индская цивилизация (XXII – XVII вв. до н.э.)…………………... 5

3) «Ведийский период».………………………………………………..10

4) «Буддийский период». (VI – III вв. до н.э.)……………………….. 13

5) «Классическая эпоха» (II в. до н.э. – V в. н.э)…………………… 18

6) Религия Древней Индии……………………………………………. 21

Заключение………………………………………………………….. 26

Список использованной литературы………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние.

Уже в глубокой древности Индия поддерживала контакты с другими цивилизациями Востока и Запада, однако до середины I тысячелетия до н. э. в Европе (даже в Греции, теснее других государств связанной со странами Востока) о ней почти ничего не знали. С образованием империи Ахеменидов в конце VI в. до н. э. положение изменилось: в нее вошли отдельные территории Северо-Западной Индии и восточная часть Эллады[1]. Поход Александра Македонского содействовал упрочнению контактов между Индией и внешним миром. Десятки тысяч чужеземцев лично познакомились со страной, обычаями ее жителей, особенностями культуры; многие из сподвижников Александра (Неарх, Птолемей, Аристобул, Онесикрит) оставили описание похода.

Интерес к Индии усилился в позднеримскую эпоху. В период кризиса античной культуры греко-римский мир увлекла «индийская мудрость» - философия и религия. В стране стремились побывать не только предприимчивые торговцы, но и писатели и философы

В средние века огромный интерес к Индии проявился в странах Востока.

В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней Индии в области науки. Литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей. Зародившийся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и на общественную мысль многих народов.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

1. XXII-XVIII вв. до н.э. - древнейшая (Индская, Харрапская) цивилизация (возникновение первых городов, образование ранних государств);

2. Конец II тыс. - середина I тыс. до н.э. - «ведийский» период (именуется по созданной в это время священной литературе вед).

2.1. XIII-Х вв. до н.э. - ранний (характеризуется расселением племен ариев в Северной Индии);

2.2. IX-VI вв. до н.э. – поздний, (характеризуется социальной и политической дифференциацией, приведшей к образованию первых государств (главным образом в долине Ганга).

3. VI-III вв. до н.э. - магадхско-маурийский или «буддийский период» (время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально-экономической и политической истории период отмечен началом урбанизации и появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев).

4. II в. до н.э. – V в. н.э. – «классическая эпоха» древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.

ИНДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

(XXII – XVIII ВВ. ДО Н.Э.)

Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской (Хараппской)[2], так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII-XVIII веками до н. э. и таким образом ее можно считать третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две – в Месопотамии и Египте, - расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Первые земледельческие поселения на территории Индии возникли в V-IV тыс. до н.э. в невысоких горных районах на западной окраине долины Инда. Заселение шло с севера, через Иран и Афганистан. В IV тыс. до н. э. осваивается долина Инда и его притоков, где складывается более продуктивная система земледелия с использованием полей, орошаемых разливами рек. Идет интенсивное развитие общин индской долины, развивается гончарное ремесло и обработка металлов.

Среди ученых[3] довольно широко было распространено мнение о довольно позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые исследователи считают, что цивилизация на индийскую территорию была принесена извне арийскими племенами. Высказывалось также предположение об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости в сравнении с культурами других стран Востока. Проведенные исследования доказали неправомерность обоих точек зрения. На территории современного Пакистана в середине ХIХ в. были обнаружены печати с «неизвестными знаками». Открытие и исследование Харрапской цивилизации стало доказательством древности индийской культуры, характерные особенности хараппской культуры указывают на ее самостоятельное и независимое развитие. Явно видна самобытность при сравнительной удаленности от очагов мировой культуры, уникальность ее облика и характера, неповторимость некоторых ее исходно-структурных принципов. Планомерные раскопки в долине Инда археологи смогли осуществить только в 1920-е гг.

Индская (Харрапская) цивилизация складывается ко второй половине III тыс. до н.э.. Одним из древнейших поселений городского типа на территории Индии была Хараппа. Пожалуй, одним из первых встал вопрос о происхождении индской цивилизации. Высказывались предположения о шумерской и индоарийской основе, археолог Р. Гейне-Гельдерн писал, что цивилизация на Инде возникла внезапно, т.к. не найдено следов предшествующего развития. Но найденные источники позволяют сделать вывод о местном происхождении культуры Хараппы. Датировка Хараппы долгое время была дискуссионным вопросом, наиболее принятой сейчас является: 2500 (2300)-1800 (1750) гг. до н.э. Это третья по древности цивилизация после Двуречья и Египта.

Вероятно, поселения хараппской культуры возникли не сразу и не одновременно. Вероятно, из одного центра, где раньше всего сложилась городская культура происходило постепенное расселение ее создателей. Цивилизация возникла на основе традиций древнейших земледельческих культур долины Инда, который также сыграл определенную роль, поскольку большинство поселений было расположено по берегам. Культура распространяется на юг и восток, колонизируя новые области, где формировались ее различные варианты. Поселения охватывали огромную территорию: более чем 1100 км. с севера на юг и более 1600 км. с запада на восток. «Некоторая разноплановость внутри огромной цивилизации отражала различную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели цивилизации». В наиболее крупных городах, служивших центрами ремесла и торговли, пунктами сосредоточения административной власти, проживало около 100 тыс. жителей. Самые значительные города-поселения - Хараппа и Мохенджо-Даро («холм мертвых») занимали территорию около 2,5 кв. км. и в них могло проживать до 30 тыс. жителей[4].

Особенности индских городов.

1. Города делились на две части: более возвышенная «цитадель», расположенная с западной стороны на холме или искусственной платформе (в том числе и для защиты от наводнений), была, вероятно, местом нахождения власти и домов жрецов, и «нижний город», где проживало основное население. Общение между частями города было ограничено (двое ворот, которые могли закрываться по приказу и инициативе цитадели).

2. Жилая часть города имела форму прямоугольника.

3. Общественные амбары и зернохранилища.

4. Строгая планировка при строительстве. Ширина главных улиц в Мохенджо-Даро достигала 10 м. Параллельные улицы пересекались под прямым углом. Двух- и трехэтажные дома в основной части города. Простота в архитектуре, максимум благоустроенности.

5. Земледельцы и скотоводы жили общинами за пределами городских стен в сельской местности.

6. Главный строительный материал – кирпич, обожженный, сырец и изразцовый.

7. Разветвленная система водоснабжения и канализации.

О высоком уровне развития хараппской культуры свидетельствуют: монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Внутри цитадели Мохенджо-Даро обнаружены зернохранилище, дворец правителя, крытый рынок, бассейн, вероятно для ритуальных целей.

Занятия жителей.

Основа экономики – высокоурожайное поливное земледелие. Использование удобрений и ирригации (возможно, но не абсолютно достоверно) при благоприятных природно-климатических условиях позволяло снимать два урожая в год. Культивировались несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, бобовые, в том числе горох, дыня. Вне долины Инда в Лотхале и Рангпуре в слое глины и керамики была найдена рисовая шелуха, на основе чего делалось предположение, что со II тыс. до н.э. возделывается рис. Культивировался хлопок, хлопковые ткани – основной предмет вывоза. Развито садоводство. Скотоводство, среди домашних животных коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы, собаки и кошки. Делаются предположения о приручении слона