Смекни!
smekni.com

Курская битва 10 (стр. 3 из 5)

В последующем войска Воронежского фронта вели позиционную оборону, осуществляли перегруппировку войск, и наносили противнику контрудары. Введя в бой большое количество танков, гитлеровцы прорвали вторую полосу обороны вдоль Обоянского шоссе. Соединения третьего механизированного, 31-го танкового и 23-го гвардейского стрелкового корпусов вели тяжелые бои по последовательному удержанию рубежей. Они изматывали врага, и не давали его танкам вырваться на оперативный простор. В полосе обороны 6-й и 7-й гвардейских, а также 1-й танковой армий, по решению командующего войсками фронта, были введены истребительно-противотанковая бригада, 3-его истребительно-противотанкового артиллерийского полка, 4 гвардейских минометных дивизиона, 10-й танковый корпус. 5-й гвардейский танковый корпус перегруппировывается на правый фланг первой танковой армии.

Контрудар, нанесенный 8 июля соединениями 40-й армии по левому флангу 4-й немецкой танковой армии, а частями 5-го гвардейского танкового корпуса по ее правому флангу, значительно облегчил положение советских войск на обоянском направлении. Однако передовым частям 4-й армии противника удалось подойти в районе Кочетова к третьей полосе обороны. По решению ставки ВГК 27-я армия с 4-м гвардейским танковым корпусом из состава Степного фронта была направлена в район Курска. 53-я армия с 1-м механизированным корпусом выдвигались на рубеж реки Сейм.

5-я гвардейская армия развертывалась на армейской полосе от Обояни до Прохоровки, а 5-я гвардейская танковая армия перегруппировывается из Острогожска в район Прохоровки.

Не получив 10 июля дальнейшего продвижения на обоянском направлении, противник переносит основные усилия на прохоровское, чтобы выйти к Курску кружным путем. С этой целью немецкие войска предприняли наступление в направлении на Прохоровку. В нем участвовала 4-я танковая армия и оперативная группа "Кемпф". Советское командование решило нанести по противнику два контрудара по сходящимся направлениям на Яковлево: с северо-востока - силами 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской армий, а с северо-запада - соединениями 1-й танковой армии и 22-го гвардейского стрелкового корпуса 6-й гвардейской армии. С воздуха контрудары обеспечивались 2-й и 17-й воздушными армиями.

12 июля западнее Прохоровки произошло встречное танковое сражение, в котором со стороны немцев участвовало около 750 танков, в том числе более 100 тигров. Всего в сражении принимало участие около 1200 танков и самоходных орудий. Это было самое крупное встречное танковое сражение второй мировой войны. Не менее ожесточенное сражение развернулось и в воздухе. Советская и немецкая авиация устремилась на помощь своим войскам, но густая пелена пыли и дыма и перемешавшиеся боевые порядки мешали летчикам отличить своих от чужих, в результате воздушные армады сцепились друг с другом, и над полем боя с утра до вечера, почти не затухая, кипели яростные воздушные бои. Прохоровское танковое сражение завершилось победой советских войск. Немецкие войска не только были остановлены, но и в последующем отброшены на 8-10 км. Они потеряли свыше 400 танков.

12 июля явилось кризисным днем в наступлении противника на Курск с юга. Вклинившись на глубину до 35 км, немецко-фашистские войска вынуждены были перейти к обороне. С 16 июля гитлеровское командование начало отвод группировки в исходное положение. К 23 июля войска Воронежского и Степного фронтов вышли на рубеж, занимаемый ими до начала оборонительного сражения, где по указанию Ставки начали подготовку к контрнаступлению.

Итоги оборонительной операции

В ходе Курской оборонительной операции были сорваны попытки гитлеровского командования окружить и уничтожить советские войска и вырвать стратегическую инициативу. Потери врага составили около 100 тысяч убитыми и ранеными, свыше 1200 танков и более 1500 самолетов.

Искусство организации и ведения стратегической обороны в битве под Курском по сравнению с обороной советских войск в сражениях под Москвой и Сталинградом получило дальнейшее развитие. Это был один из примеров решения стратегических задач группой фронтов переходом войск к преднамеренной обороне с целью ослабить ударную мощь наступавшего противника, максимально сохранив свои силы для последующего перехода в контрнаступление. Оборона отличалась многополостной структурой, тщательным инженерным оборудованием, эшелонированным построением, возросшими плотностями сил и средств. Это достигалось высокой степенью их массирования на направлениях ожидаемых ударов противника. Непреодолимости обороны способствовало умелое сосредоточение и использование стратегических резервов.

Дальнейшее развитие получила противотанковая оборона. Это нашло выражение в создании противотанковых опорных пунктов( от 4 до 13 в дивизиях первого эшелона), в росте плотностей противотанковых сил и средств, в широком применении противотанковых резервов, миновзрывных заграждений.

Важнейшая роль в обороне отводилась бронетанковым и механизированным войскам. Танковые части и соединения использовались в боевых порядках стрелковых войск для создания засад, подвижных или неподвижных боевых точек. В ряде случаев создавался танковый резерв силой до танкового полка.

Обескровив ударные группировки противника, сорвав его наступление, войска Центрального и Воронежского фронтов при участии части сил Степного фронта создали благоприятные условия для перехода в контрнаступление на орловском и белгородско-харьковском направлениях. Контрнаступление включало две стратегические наступательные операции: Орловскую(12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую ( 3-23 августа).

Орловская операция

План наступления на орловском направлении( операция "Кутузов" ) был разработан Ставкой еще до начала Курской битвы. Его идея состояла в том, чтобы ударами по сходящимся направлениям расчленить, а затем уничтожить группировку врага.

На орловском направлении оборонялись соединения 2-й танковой и 9-й полевой армий группы армий "Центр". В них насчитывалось 37 дивизий, в том числе 10танковых и моторизированных. Советским войскам противостояла не только сильная по составу сил и средств группировка противника ( до 600 тысяч солдат и офицеров, более 7 тысяч орудий и минометов, около 1200 танков и штурмовых орудий, свыше 1100 самолетов), но и качественно новая оборона - многополостная, глубоко эшелонированная, развитая в инженерном отношении. Она была оборудована на глубину до 150 км и включала две полосы в тактической зоне( глубина до 12-15 км), а также ряд промежуточных и тыловых рубежей, насыщенных большим количеством долговременных сооружений, особенно на подступах к крупным населенным пунктам. Местность изобиловала реками и оврагами, осложняя применение советскими войсками крупных масс танков.

Разгром орловской группировки врага Ставка возложила на войска левого крыла Западного фронта (командующий генерал В. Д. Соколовский ), Брянского (командующий М. М. Попов) и Центрального фронтов (1286 тысяч человек, более 21 тысячи орудий и минометов, 2400 танков и САУ, свыше 3 тысяч боевых самолетов).

Прорыв обороны немецко-фашистских войск предусматривался на пяти участках. Западный фронт получил задачу нанести главный удар на Хотынец, вспомогательный - на Жиздру, Брянский фронт на Орел и Болхов. Центральный фронт должен был сосредоточить усилия на Кромы. Боевые действия войск поддерживались соединениями 1, 15 и 16-й воздушных армий и авиации дальнего действия, которые решали также задачи ведения воздушной разведки, борьбы с авиацией противника.

При прорыве обороны противника большое внимание было уделено выбору направления главного удара и созданию превосходства над противником.

Например, командующий 11-й гвардейской армией генерал И. Х. Баграмян, определяя замысел, исходил из следующего основного положения: армия действовала на направлении сосредоточения основных усилий фронта, решая задачу окружения во взаимодействии с 61-й армией болховской группировки противника. В ее полосе планировался ввод двух танковых корпусов. Противник располагал здесь подготовленной в инженерном отношении эшелонированной обороной. Следовательно главный удар должен был наноситься на местности доступной для использования больших масс танков. Необходимость нанесения сильного первого удара и предопределила решительное массирование сил и средств. На участке прорыва 14 км (полоса наступления армии 36 км) было сосредоточено до 90 % боевой техники и личного состава. В результате здесь было достигнуто превосходство над противником: в личном составе - в 5 раз, в артиллерии в 13 раз, в танках - почти в 3 раза. В то же время на остальном 22-километровом участке, где оборонялась стрелковая дивизия, противник превосходил ее по личному составу в 5 раз, по артиллерии - в 8,4 раза.

Для надежного огневого поражения противника предусматривалось проведение артиллерийского наступления. В армиях Западного и Брянского фронтов создавались артиллерийские группы разрушения, дальнего действия, гвардейских минометов, а также зенитно-артиллерийские группы. Артиллерийская подготовка планировалась до 2 часов 45 минут. Артиллерийскую поддержку намечалось осуществить на глубину до 1,5 км.

Авиационное наступление складывалось из авиационной подготовки и поддержки действующих сил. Воздушные армии фронтов решали задачи прикрытия войск ударных группировок, уничтожения точек сопротивления противника, нарушения его системы управления.