Смекни!
smekni.com

Культуру - народу духовная жизнь Москвы (стр. 2 из 4)

Революция обогатила новаторскими идеями все области музыкального ис­кусства–от оперного исполнительства до массовой песни и хоровой самоде­ятельности. Появились новые оперные студии, стремившиеся творчески осво­ить прогрессивный опыт Московского Художественного театра но примене­нию реалистического метода системы Станиславского. В 1919г. была откры­та музыкальная студия МХТ, в 1926 г. преобразованная в Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко, а в 1922 г.–студия К. С. Станиславского, превратившаяся через несколько лет в самостоятельный музыкальный театр. С 1922 г. в столице начала функциони­ровать Государственная филармония, которая взяла на себя руководство кон­цертной деятельностью.

В 20-х годах появляется большое число новых массовых песен, в основ­ном революционного содержания. Наи­более популярными песнями тех лет были "Расстрел коммунаров", "Смело мы в бой пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Гей, по дороге" и др., явившиеся результатом коллективного, зачастую безымянного творчества и ставшие подлинно народными. Многие из этих песен долгие годы сохранялись в репертуаре лучших хоровых коллек­тивов, таких, как Русский народный хор под руководством М. Е. Пятницко­го и организованный в 1928 г. Ансамбль красноармейской песни и пляски под управлением А. В. Александрова. Соз­дают свои песни молодые советские композиторы И. О. Дунаевский, братья Дм. Я. и Д. Я. Покрасс, А. Г. Новиков и др.

20-е годы были временем становления советской симфонической музыки. На­ряду с произведениями композиторов старшего поколения–А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэра, М. М. Ипполитова-Иванова,–продолжавшими классиче­скую традицию, в концертных залах зазвучала 1-я симфония юного Д. Д. Шостаковича. Одновременно де­лались попытки отразить в програм­мных симфонических произведениях современную советскую тематику. Лучшими из них стали "Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная памяти В. И. Ленина, и "Симфонический мону­мент 1905–1917" М. Ф. Гнесина.

Большими событиями в музыкальной жизни столицы были первые исполне­ния 5-й и 6-й симфоний крупнейшего советского симфониста Н. Я. Мясков­ского. Особенно это относится к 6-й симфонии–одному из самых ярких произведений композитора, явившемуся откликом на события революции и гражданской войны.

Важную роль в становлении и разви­тии советской музыкальной культуры играла Московская консерватория. Как и другие высшие учебные заведения страны. Московская консерватория ши­роко открыла свои двери вчерашним красноармейцам, детям рабочих и кре­стьян, завоевавшим право на высшее музыкальное образование. Их обучени­ем руководили выдающиеся музыканты. отдавшие свои знания и опыт стро­ительству новой, социалистической культуры,–профессора К. Н. Игум­нов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Б. Гольденвейзер, Ф. М. Блуменфельд. А. А. Брандуков и др. Блестя­щие успехи обновленной консервато­рии в деле подготовки музыкантов-исполнителей получили яркое подтвер­ждение на I Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве в 1927 г., где москвичи Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург завоевали соответствен­но первое и четвертое места. В стенах Московской консерватории сложились отличные камерные ансамбли, вскоре получившие широкую известность,– квартеты им. Комитаса и им. Бетхове­на. Последний, организованный в 1923 г. молодыми исполнителями Д. М. Цыгановым, В. П. Ширинским, С. П. Ширинским и В. В. Борисовским, был отмечен премией на I Всесоюзном конкурсе смычковых квартетов, кото­рый состоялся в Москве в 1927 г.

Большое значение в деле становления социалистической культуры приобрел драматический театр, ставший одним из важных факторов коммунистического воспитания и просвещения народа.

В 20-х годах театральная жизнь Москвы была очень интенсивной. Веду­щую роль играли Художественный и Малый театры.

Уже в первые годы Советской власти мхатовцы предприняли попытку соз­дать спектакль, созвучный революции. Таким спектаклем стала поставленная К. С. Станиславским в 1920 г. философско-символическая драма Дж. Бай­рона "Каин", рассматривавшаяся ре­жиссером как произведение большого общественного смысла.

В 1926 г. МХАТ показал премьеру пьесы М. А. Булгакова "Дни Турби­ных", положившую начало регулярно­му обращению театра к историко-революционной теме. Успеху спектакля способствовала его художественная за­вершенность, блистательная игра актер­ского ансамбля, составленного в основ­ном из артистической молодежи. В нем были заняты Н. П. Хмелев (Алексей Турбин), И. М. Кудрявцев (Николка), В. С. Соколова (Елена), Б. Г. Добро­нравов (Мышлаевский), М. И. Прудкин (Шервинский), М. М. Яншин (Лариосик) и другие актеры, ставшие впоследствии гордостью советского театрального ис­кусства.

Одним из важнейших этапов в исто­рии развития советского театра была постановка пьесы Вс. Иванова "Броне­поезд 14-69" (1927 г.), осуществленная во МХАТе И. Я. Судаковым под руко­водством К. С. Станиславского. В об­разе Никиты Вершинина, которого сыг­рал В. И. Качалов, наглядно прояви­лось то новое, что пришло в театр с революцией. В памяти современников навсегда остались председатель под­польного большевистского ревкома Пеклеванов (Н. П. Хмелев), партизан Васька Окорок (Н. П. Баталов) и дру­гие герои спектакля.

Своим путем к сближению с револю­ционной современностью шел Малый театр. Уже в первые годы Советской власти он активно пополнял свой репер­туар лучшими драматургическими про­изведениями русской и зарубежной классики.

Крупнейшим событием в жизни теат­ральной Москвы стало празднование 50-летнего юбилея творческой деятель­ности М. Н. Ермоловой, состоявшееся 2 мая 1920 г. На чествовании выда­ющейся русской актрисы в Малом теат­ре присутствовал В. И. Ленин. В связи со знаменательной датой М. Н. Ермо­лова первой из деятелей советской сце­ны была удостоена звания "Народная артистка Республики".

В 1926 г. Малый театр поставил пьесу К. А. Тренева "Любовь Яровая". Этим спектаклем коллектив театра доказал свое умение увидеть и передать то новое, что несла с собой советская жизнь, что было так ярко и вырази­тельно воссоздано Треневым в его за­мечательном произведении. Любовь Яровая в исполнении В. Н. Пашен­ной–человек высокой и чистой души, проходящий путь к осознанию и без­оговорочному принятию идей комму­низма. Важнейшее место в спектакле заняли образы стойкого большевика комиссара Романа Кошкина и матроса Федора Шванди, созданные выдающи­мися мастерами П. М. Садовским и С. Л. Кузнецовым. Но главным героем спектакля стал народ, отстаивающий завоевания величайшей из революций.

В первые послереволюционные годы в Москве появляется много новых теат­ров: Театр им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета), Театр Революции (ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр са­тиры и др. К ним относится и 3-я Студия МХАТа, преобразованная в 1926 г. в Театр им. Евг. Вахтангова. Первой творческой заявкой этого кол­лектива на свой, оригинальный путь в советском театральном искусстве стал спектакль "Принцесса Турандот" по пьесе-сказке К. Гоцци (1922 г.). В этой работе выдающегося советского режис­сера Е. Б. Вахтангова с исключитель­ной яркостью проявились его высокое режиссерское мастерство, неисчерпа­емая фантазия, творческая изобрета­тельность, поэтичность, умение органи­чески сочетать правду чувств с подчер­кнуто театральной формой.

В середине 20-х годов вахтанговцы обратились к советской драматургии. В 1925 г. они поставили пьесу по пове­сти Л. Н. Сейфуллиной "Виринея", убедительно показав, как революция ломает устои старой деревенской жизни, какие духовные силы пробуж­дает она в людях, а в 1927 г., к десяти­летию Октября,–"Разлом" Б. А. Лав­ренева, овеянный духом революцион­ной романтики.

Значительное влияние на развитие со­ветского сценического искусства оказал Театр им. Вс. Мейерхольда (Театр РСФСР 1-й). Несомненной заслугой те­атра явилось его обращение к пьесе В. В. Маяковского "Мистерия-буфф", премьера которой состоялась 1 мая 1921 г. Мощный революционный пафос этого произведения, высокий образец политической сатиры, продемонстриро­ванный И. В. Ильинским и другими ак­терами, вызывали горячий сочувствен­ный отклик у зрителей.

Творческие принципы Театра им. Вс. Мейерхольда, решительно ломав­шего старые сценические каноны, были во многом близки драматургии В. В. Маяковского. Поэтому закономер­ным является то, что именно в этом театре были впервые поставлены его пьесы "Клоп" (1929 г.) и "Баня" (1930 г.). Однако поиски новых форм агитационного, публицистически ост­рого зрелищного театра сочетались у Мейерхольда с определенными фор­малистическими тенденциями.

Заметным явлением в театральной жизни 20-х годов стали постановки пьес "Первая Конная" Вс. Вишневского в Те­атре Революции и особенно "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского в Театре им. МГСПС. Известный советский дра­матург Н. Ф. Погодин, вспоминая позднее свое впечатление от спектакля "Шторм", писал: "Это властно заявляло себя новое слово в искусстве... это рождалась новая драматургия и новый советский театр, какого еще не было в мире".

В декрете Советского правительства "Об объединении театрального дела", подписанном В. И. Лениным, специаль­ный параграф был посвящен цирку. Им были определены перспективы раз­вития этого вида искусства. Сезон 1919/20 г. московские цирки начали уже как государственные зрелищные пред­приятия. В их программах на первый план была выдвинута сатирическая кло­унада, к работе над которой привлека­лись крупнейшие писатели, в том числе В. В. Маяковский. К сатирическому репертуару обращались клоуны В. Е. Лазаренко, К. К. Танти, С. С. и Д. С. Альперовы и др. Сатирические номера с дрессированными животными ставил В. Л. Дуров–выдающийся ма­стер советского цирка.

С первых лет Советской власти Москва заняла ведущее место в развивающейся отечественной кинематографии. Когда массы овладеют кино, гово­рил В. И. Ленин, и когда оно будет в руках настоящих деятелей социа­листической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс. В 1919 г. в Москве была создана 1-я Государственная кино­школа, позже преобразованная во Все­союзный государственный институт ки­нематографии, где под руководством режиссеров В. Р. Гардина, Л. В. Куле­шова и др. выросло первое поколение советских киноработников.