Смекни!
smekni.com

Культуру - народу духовная жизнь Москвы (стр. 3 из 4)

Важную роль в развитии советского киноискусства сыграли такие организа­ции, как Госкино, Пролеткино, Кино-Москва, смешанное акционерное обще­ство "Межрабпом-Русь" (с 1928 г.– студия "Межрабпомфильм") и др.

В первые послереволюционные годы основным направлением советской кине­матографии стала хроника–жанр, в котором много и плодотворно работа­ли такие прославленные деятели кино­искусства, как Эдуард Тиссэ, Дзига Вертов и др. В 1922–1925 гг. Д. Вертов выпустил 23 номера периодического журнала "Киноправда", эксперимен­тальный фильм "Кино-глаз", а в 1926 г. подготовил две полнометражные доку­ментальные ленты–"Шагай, Совет!" и "Шестая часть мира". Яркие и ориги­нальные по форме, проникнутые иде­ями социалистического строительства, эти фильмы воспевали созидательную деятельность советского народа.

Огромная роль в становлении и раз­витии советского киноискусства при­надлежит выдающемуся советскому ре­жиссеру С. М. Эйзенштейну. В начале 1925 г. вышел его фильм "Стачка", явившийся, как писала газета "Прав­да", первым истинно пролетарским фильмом, а в декабре того же года– "Броненосец "Потемкин"", в котором талант Эйзенштейна проявился необы­чайно ярко. Фильм, снятый как бы на одном дыхании, отличают идейная ясность, художественная убедитель­ность и поразительная эмоциональная сила.

"Броненосец "Потемкин"" нес огром­ный заряд революционных идей. За рубежом вокруг фильма разгорелись острые политические споры. В Герма­нии, например, голосованием депутатов рейхстага была принята резолюция, запрещавшая его демонстрацию. Од­нако зрители заставили власти отме­нить запрет, и фильм продолжал свой путь к людям, неся им великую правду века.

"Броненосец "Потемкин"" – явление эпохальное. Он высоко поднял престиж молодого киноискусства Страны Советов, оказал большое идейное и эстети­ческое влияние на развитие не только советского, но и мирового кино.

В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической револю­ции, С. М. Эйзенштейн вместе с режис­сером Г. В. Александровым и операто­ром Э. К. Тиссэ создал фильм "Ок­тябрь", охватывающий события от фев­раля 1917 г. до II съезда Советов. Кад­ры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко-революционных фильмах.

Крупным событием в киноискусстве тех лет стал также фильм В. И. Пудов­кина "Мать" (1926 г.), снятый по одно­именному роману М. Горького. В нова­торском по своему характеру произве­дении Пудовкин необычайно точно вос­создал атмосферу действия, подлинно реалистические, живые, одухотворен­ные образы русских революционных рабочих. Фильм свидетельствовал о вы­соких достижениях актерской и изобра­зительной культуры советского кино­искусства. "Люди в картине необык­новенные,–писал один из крупней­ших режиссеров советского кино, М. И. Ромм,–ибо за каждым из них дышит время... за каждым видятся тысячи таких же, и вместе с тем каждый особен своей неповторимой правдой".

Художественный метод социалисти­ческого реализма получил дальнейшее развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Алексан­дрова, "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" В. И. Пудовки­на, "Привидение, которое не возвраща­ется" А. М. Роома, "Обломок импе­рии" Ф. М. Эрмлера, "Земля жаждет" Ю. Я. Райзмана и в целом ряде других.

В 20-х годах появляются также пер­вые советские кинокомедии, многие из которых, такие, как "Шахматная горяч­ка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из Торжка" и "Дон Диего и Пелагея" Я. А. Протазанова, "Девушка с короб­кой" Б. В. Барнета, "Два друга, модель и подруга" А. Д. Попова и др., не потеряли своего художественного зна­чения и в наши дни. Ряд фильмов сатирического характера– "Процесс о трех миллионах" и "Праздник свя­того Иоргена" Я. А. Протазанова, "Иуда" Е. А. Иванова-Баркова и др.– средствами комедийного гротеска обли­чал хищнические порядки буржуазного общества, лицемерие и ханжество цер­ковников.

Подъем кино способствовал оживле­нию кинопечати. В Москве начали вы­ходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинемато­графии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих страницах теоретические вопросы, важные для развития советского кино­искусства.

Великая Октябрьская социалистиче­ская революция открыла новую страни­цу в развитии изобразительного искус­ства и архитектуры.Несмотря на разру­ху и голод, молодая Республика Сове­тов большое внимание уделяла охране памятников истории и культуры, взяв под свою опеку художественные ценно­сти, созданные народом на протяжении многих столетий.

Важную роль в этом процессе сыг­рали принятые осенью 1918 г. декреты СНК "О запрещении вывоза и про­дажи за границу предметов особого художественного и исторического зна­чения", "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении ча­стных лиц, обществ и учреждений". В Москве был создан специальный Го­сударственный музейный фонд, на ко­торый возлагались сбор и обеспечение сохранности художественных ценно­стей, ранее находившихся в усадьбах и особняках дворян и буржуазии. В Му­зей изящных искусств влилась часть коллекции Румянцевского музея. В эти же годы были созданы и новые музеи, среди которых в первую очередь следу­ет отметить Музей восточных культур (1918 г.), ставший средоточием памят­ников искусства советского и зарубеж­ного Востока.

В условиях борьбы с внутренними и внешними врагами революции важную роль в советском изобразительном ис­кусстве играл появившийся в начале 1918 г. агитационный плакат. К новому делу были привлечены лучшие художники–Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, А. А. Дейнека и др.

Стремление осмыслить великие пере­мены, происшедшие в стране, приводи­ло художников к историко-револю-ционной тематике. Примером прекрас­ных полотен на эту тему могут слу­жить созданные в 20-х годах картины Б. М. Кустодиева, М. Б. Грекова,

К. С. Петрова-Водкина и др. Многие художники, особенно молодые, начинав­шие свой творческий путь с плакатов, создают яркие живописные картины. Таков, например, путь крупного совет­ского художника А. А. Дейнеки. Его полотна тех лет (особенно "Оборона Петрограда") отличает поразительное чувство ритма, от них веет силой и энергией разбуженных революцией масс.

Значительное развитие в период 20-х годов получила портретная живопись. Многое из лучшего, что было сделано в этой области, принадлежит худож­никам-москвичам. Портреты кисти В. Н. Мешкова, Н. И. Струнникова, С. В. Малютина воссоздают образы героев гражданской войны, проникнутые силой и решительностью, полные духов­ной красоты и обаяния.

Новые черты советского человека, хо­зяина страны, строителя социализма, воплотились в картинах Г. Г. Ряжского "Делегатка" и "Председательница". Тем же стремлением запечатлеть приметы нового в жизни людей проникнуты про­изведения К. Ф. Юона "Подмосковная молодежь", Е. М. Чепцова "Заседание сельячейки", А. В. Моравова "Заседа­ние комитета бедноты" и др.

Заметным явлением в живописном ис­кусстве стала серия овеянных романти­кой портретов юных пионеров, создан­ная Н. А. Касаткиным.

Трудовая героика народа, заклады­вавшего основы социалистической индустрии, вызвала к жизни произве­дения, отразившие размах и пафос творческого созидательного труда,– "Даешь тяжелую индустрию!" Ю. И. Пименова, "Волховстрой" А. В. Моравова, "Постройка ЗАГЭС" Б. В. Иогансона и др.

Больших высот изобразительного мастерства московские живописцы достигли в пейзаже, особенно в таких картинах, как "В голубом просторе" А. А. Рылова, "Голубая весна" В. Н. Бакшеева, "Конец зимы. Пол­день" К. Ф. Юона.

Первое послереволюционное десяти­летие было отмечено небывалым рас­цветом искусства графики, в том числе таких ее видов, как книжная и жур­нальная иллюстрация, плакат, эстамп, карикатура. Произведения В. А. Фавор­ского, И. Н. Павлова, М. В. Маторина, И. И. Нивинского и многих других, увидевшие свет в 20-х годах, оставили заметный след в советском изобрази­тельном искусстве.

Характерный для искусства послере­волюционных лет в целом процесс демо­кратизации был особенно заметен в "ис­кусстве книги". Художественно офор­мленные массовые издания становились важным средством решения задач куль­турной революции.

Борьба за социалистическую идей­ность и реализм определяла всю худо­жественную жизнь Москвы 20-х годов, что нашло выражение и в творческих поисках отдельных художников, и в деятельности различных художествен­ных коллективов, созданных в это вре­мя. В 1922 г. была основана Ассоциация художников революционной России (АХРР). Членам ассоциации принадле­жала немалая заслуга в утверждении в изобразительном искусстве тем револю­ционной борьбы и нового быта. Органи­зованное в 1925 г. Общество художни­ков-станковистов (ОСТ) объединяло в основном художников, в творчестве ко­торых преобладали формалистические тенденции. Но и среди остовцев значительное место занимала группа молодых художников, тесно связанных с реалистическим направлением в изо­бразительном искусстве (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Н. А. Шифрин, А. Г. Тышлер и др.).

Советское правительство заботилось и о подготовке молодого поколения со­ветских художников. В 1918 г. на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были созданы Свободные государствен­ные художественные мастерские, пре­образованные в 1920 г. в Высшие худо­жественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г.–в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Задачей этого учебного заведения была подготовка главным об­разом художников-инженеров и худож­ников-техников высшей квалификации, в первую очередь для отраслей про­мышленности, выпускающих продук­цию широкого потребления. В 1921 г. в столице учреждается Художественно-промышленное училище. Эти учебные заведения заложили основу новой си­стемы художественного образования в стране.