Смекни!
smekni.com

СССР в послевоенное время 40 нач. 50 х гг. (стр. 2 из 3)

Безусловно, существовали и зажиточные колхозы. Но обычно это было следствием поддержки вышестоящих органов, для создания искусственных "маяков", либо же, в редких случаях, ими руководили уникально предприимчивые и отчаянно смелые люди.
При планировании сдачи сельскохозяйственной продукции исходили из потребностей государства, а не из возможностей деревни. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой. Несмотря на все попытки исправить положение, техники не хватало. К началу 50-х гг. во многих российских деревнях крестьяне пахали на коровах. Производство мяса было ниже, чем в 1916 г. Больше всего упадок ощущался в деревнях российского Нечерноземья.

Деревне требовались значительные капитальные вложения, но средств для этого государство не имело. Однако можно было ослабить финансовый пресс, под бременем которого находилось как личное, так и общественное хозяйство. Налог на все, что содержал колхозник на своем подворье, был настолько велик, что держать скот, выращивать фруктовые деревья оказывалось попросту невыгодным. Крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от бремени налога. Всему этому имелось теоретическое обоснование: крестьянин должен большую часть времени отдавать общественному производству.

Закупочные же цены на продукцию колхозов и совхозов были столь низки, что подчас расплатиться с колхозниками за труд не оказывалось возможным. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялись оплата по временной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение. Оргнаборы деревенского населения на стройки и заводы усиливали отток крестьян в город. Но, несмотря на выкачивание сил, и средств из деревни, крестьяне продолжали кормить страну как могли. У многих из них сохранялась любовь к земле, тяга к труду, унаследованная от многих поколений предков.

Поразительная цепкость, жизнелюбие многонационального крестьянства давали себя знать. Это был подвиг, на котором лежал отпечаток трагедии. После страшной засухи 1946 г., следовали неплохие по погодным условиям 1947 и 1948 гг.

В руководстве возникло убеждение, что стоит провести комплекс работ, которые бы снизили воздействие природно-климатических условий на сборы урожаев, и значительная часть проблем окажется решенной. Так в 1948 г. возник широко разрекламированный "сталинский план преобразования природы". Предусматривалось провести лесозащитные мероприятия, развивать оросительные системы, строить пруды и водоемы. В дальнейшем этот план дополнился решениями правительства о строительстве крупных каналов. В начале 50-х гг. выдвигаются грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную казну государства, привнося новое напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых людей.

И в это же время не хватало средств на минимальные капиталовложения, которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин всеми правдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города на новостройки.

Финансовая система.

Для сохранения существующей системы СССР пошел еще на один важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вышел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля на золотую основу. В СССР были созданы крупные золотые запасы, рубль был неконвертируемым. Во многом это позволяло поддерживать очень низкие цены и не допускать инфляции.

Организация труда в послевоенное время.

Советские люди глубоко ощущали, что их мирный труд противостоит разрушению войны. Характерным было обращение воинов-гвардейцев, бывших защитников Сталинградского завода "Красный Октябрь" к строителям, восстанавливавшим его: "Во имя светлой памяти погибших боевых друзей, во имя дальнейшего расцвета нашей страны мы призываем вас, товарищи строители, отдать всю свою энергию, все свои знания для скорейшего восстановления и ввода в число действующих листоотделочного цеха".

Пафос восстановления породил массовые движения новаторов производства. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение "скоростников". Первым из них стал известен ленинградский токарь Г. С. Борткевич. Он был одним из тех вчерашних фронтовиков (имел 11 боевых наград), которые буквально изголодались по мирной работе. В феврале 1948 г., используя технические новшества, Борткевич за одну смену выполнил на токарном станке 13-дневную норму. Сообщение об этом показалось неправдоподобным. Не раз Борткевичу приходилось работать в присутствии десятков свидетелей, желающих убедиться в реальности того, что казалось невозможным.В Москве стал известен рабочий П. Б. Быков. Его мастерство обратило на себя внимание еще тогда, когда он работал на знаменитом уральском "Танкограде". Быков подошел к освоению новых методов работы своим путем. Вскоре состоялась личная встреча Быкова и Борткевича. В традициях тех лет они заключили договор о соцсоревновании, к которому стали подключаться сотни новаторов производства всех отраслей промышленности.

Требовалось подкрепить яркое начинание участием инженеров, технологов, ученых. Стали возникать коллективы, в которых рабочие, инженеры, техники, ученые разрабатывали новые технологии.

Для закрепления достижений было необходимо наладить не только моральное поощрение, но и стимулировать их материально. Однако вместо этого постепенно стали исчезать материальные стимулы соревнования, понижались расценки при повышении производительности труда. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений.
Это значительно снижало эффективность работы. На некоторых предприятиях внедрялись хозрасчетные отношения, но, прежде всего в области экономии ресурсов. Но и здесь хозрасчет сводился зачастую к системе штрафов без дополнительных материальных поощрений. По-прежнему невыполнение планов рассматривалось как саботаж, вредительство. Главным методом руководства сверху донизу оставался принцип "так надо". Процветали штурмовщина, авралы, сверхурочные работы.

Уровень жизни народа, социальные блага.

улучшение материального благосостояния после окончания войны. В декабре 1947 г. была отменена карточная система (раньше, чем во всех странах, участвовавших во Второй Мировой войне). Но одновременно с отменой карточек цены на продукты были повышены. Если учесть повышения цен, осуществленные в годы войны, то общий их уровень в 1948 г. оказался в 3 раза выше, чем в последнем предвоенном 1940 г. Столь высокий начальный уровень цен и создал возможность их дальнейшего снижения, что широко использовалось пропагандой того времени для доказательства заботы "верхов" о благосостоянии населения.

Но ни денежная реформа, ни снижение цен не привели к значительному росту покупательной способности населения. Тяжелым бременем на бюджет трудящихся ложились ежегодные займы, проводившиеся в добровольно-принудительном порядке. Приходилось подписываться на облигации на сумму не меньше месячного оклада. А это значило, что большинство трудящихся жили не на полноценную годовую заработную плату.

Трудности жизни почти не затрагивали лишь крайне узкий слой высокооплачиваемых деятелей науки, культуры, крупных руководителей производства. Для высших и средних кругов партийно-государственного аппарата продолжала действовать введенная Сталиным с 30-х гг. практика так называемых "пакетов", т. е. значительных денежных выплат, не проходивших ни по каким ведомостям. Очередей в магазинах за большинством товаров не было. Это объясняется двумя причинами: во-первых, высокими ценами по сравнению с низким уровнем заработной платы, во-вторых, образом жизни, не стимулировавшим рост потребностей.

В самом деле, свободная продажа мебели была обусловлена тем, что большинство населения проживало в таких условиях, которые не давали возможности найти место для новой обстановки. То же можно сказать и об отсутствии очередей за книгами. Свободная же продажа икры, деликатесных рыб, мясопродуктов для большинства людей не играла роли, ибо все это было для них попросту недоступно.

Следует принять во внимание и еще один фактор, за счет которого производилось снижение цен в городах: ухудшение жизни сельского населения. А ведь более двух третей населения страны были сельскими жителями. В 1950 г. в каждом пятом колхозе крестьяне не получили ни копейки в оплату за отработанные трудодни. В среднем же колхозник к началу 50-х гг. получал 16,4 рубля в месяц, что было почти в 4 раза меньше, чем оплата рабочих и служащих. Деревня беднела.

В городах неотъемлемой чертой времени стали коммуналки, бараки, полуподвалы, хотя кругом возводились дорогостоящие, административные здания. Крайне медленно развертывалось массовое жилищное строительство. Осуществляемое как за счет средств предприятий, так и местных органов власти, новое строительство не ослабляло жилищного кризиса. Он усугублялся так же социальным неравенством в распределении жилья. Однако все жилища, которые выделялись населению, передавались бесплатно, плата за проживание была очень небольшой.