Смекни!
smekni.com

Конспект лекций по истории южных и западных славян в средние века и новое время (стр. 7 из 38)

В IX в. Македония подверглась нападению хана Крума. Выходцы из Македонии, Кирилл и Мефодий, основали славянскую письменность, ставшую основой развития славянской культуры. В IX в. Македония вошла в состав Болгарского государства, в частности, Западно-Болгарского (рубеж X-XI вв.) и Второго Болгарского (ХКХШ вв.) царств. В составе Болгарского царства македонские славяне приняли христианство.

Македония под властью Византии (XI-XIII вв.). В 1018 г. Македония, входившая в состав Западно-Болгарского царства, была захвачена Византией. В период Византийского господства в Македонии многократно поднимались восстания против усиливающегося феодального гнета и поборов в пользу Византийской империи: восстание Петра Деляна (1040), Георгия Войтеха (1072) и др. Социальное угнетение вызвало в Македонии рост богомильского движения.

В XIII в. Македония распалась на ряд феодальных владений, и ее разрозненные части, отпавшие от Болгарии, входили в состав различных государственных образований (Эпирской деспотии, Византии). В середине XIV в. Македония была завоевана сербским королем Стефаном Душаном, а после распада его государства раздробилась на мелкие уделы. Многократные переходы македонских земель от одного государства к другому превращали ее в область столкновения различных политических и культурных влияний. Тем не менее, македонцы оставались наиболее близкими населению Болгарии по культуре, являясь частью болгарской народности.

Македония под властью Османской Турции. В конце XIV -начале XV в. территория Македонии была завоевана турками-османами и вошла в состав их империи. Социальный гнет сочетался с национальным и религиозным господством завоевателей. Османское владычество еще более увеличило этническую пестроту населения. Население Македонии составляли греки, славяне, говорившие на местных диалектах южнославянских языков, турки, албанцы, влахи. Установление турецкой военно-ленной системы привело к резкому хозяйственному и культурному упадку Македонии.

В конце XVIII - начале XIX в. в Македонии начинается процесс национального Возрождения, имеющий ряд особенностей. Несмотря на пестроту национального состава, этот процесс длительное время проходил в русле греческого национально-освободительного движения. Греки в этот период представляли собой наиболее развитый в экономическом, социальном, культурном отношении национальный элемент на Балканах, в том числе и в Македонии.

Роль православной церкви в сохранении славянской культуры. Центрами просвещения и развития славянской культуры оставались православные монастыри в Македонии (Заграфский, Хилендарский и др.).

Немалую роль в распространении греческого влияния в процессах национальной самоидентификации македонского населения сыграла Константинопольская патриархия, особенно после упразднения в 1767 г. последней болгарской Охридской архиепископии.

Константинопольская патриархия являлась носителем греческого языка и греческих византийских традиций, на протяжении веков она была проводником политики «эллинизации» в районах сферы своего идеологического и культурного влияния. В результате многие представители македонских славян, не вполне осознавая свою национальную и этническую принадлежность, считали себя греками, а их дети учились в греческих школах.

ЛЕКЦИЯ IV. Югославянские народы в Средние века
и Раннее Новое время

Начало сербской государственности. В VII в. в основном завершается начавшийся еще в VI в. процесс расселения славянских племен на Балканском полуострове. Этническая карта территории югославян после завершения славянского переселения отличалась большой сложностью, дробностью и изменчивостью. В VIII—XI вв. существовали два сербских государственных объединения - Рашка (на северо-западе современной Сербии) и Дукля (на территории современной Черногории), частично находившиеся в зависимости от Византии. Сербский народ внутри страны всегда сохранял полную национальную независимость. 3 IX в. сербы приняли христианство в славянском, кирилло-мефодиевском виде, принесшее и свой особый алфавит - кириллицу, которой сербы пользуются до сих пор.

Королевстео Неманичей. Крупное сербское государство было создано в XII в. при великом жупане Рашки Стефане Немане (1159-1195), ставшем основателем первой сербской правящей династии. Тогда же сложилосв и сербское дворянство, а бывшие жупаны превратились в феодальную знать. В 1217 г. «Српска земля» стала королевством со столицей в Белграде, а сын основателя династии Неманей Стефан Первородный (1195— 1224) венчался уже как король. В 1220 г. было создано и сербское архиепископство; первым архиепископом стал брат короля Стефана Савва, позднее «святой патрон» Сербии, герой преданий сербского народа. В. XIV в. сербские архиепископы были провозглашены патриархами.

Расцвет Сербии пришелся на правление Неманича Стефана Душана (1331-1355). Стефан разгромил войска венгерского короля Карла, напавшего на Сербию, на юге завоевал часть византийских земель и в 1346 г. стал титуловаться «саром сербов и греков». Известен его «Законник» 1349 г., ставший основным законом Сербии.

Начало османской экспансии на Балканах. После смерти Стефана Душана Сербия начала распадаться на самостоятельные княжества. Турки, уже продвигавшиеся на Балканы, 26 сентября 1371 г. на берегу реки Марицы нанесли сербскому войску сокрушительное поражение. В бою погиб и король Вукашин. 15 июня 1389 г. сербские войска и их союзники, боснийцы и венгры во главе с князем Лазарем были разгромлены превосходящими силами турок во главе с Мурадом I на Косовом поле. Попавший в плен раненый князь Лазарь казнен.

После поражения сербско-боснийского войска Сербия и другие южнославянские земли были захвачены турками. И хотя отдельные сербские князья стремились удержаться у власти, продолжалось это до 1459 г., когда султан Мухаммед прекратил мнимое, самостоятельное существование Сербского государства. Словенцы и хорваты надолго попали под власть империи Габсбургов, Черногория, в которой правили Балшичи, а позднее Черноевичи, была частично завоевана турками в 1496 г. Власть османов ограничивалась уплатой дани турецкому султану. После разгрома венгров в битве у Мохача в 1526 г. Сербия стала частью Османской империи.

В XVI в. великий визир Османской Порты Мехмед Соколо-вич, по происхождению серб из Герцеговины, восстановил сербскую церковь. В сербских монастырях появились типографии, печатавшие сербские книги. В горах, недоступных туркам, господствовали сербские гайдуки, организованные в народное войско. Для Сербии была характерна эмиграция населения в северные районы. Сопротивление сербского народа было так велико, что на протяжении турецкого господства ислам не смог прочно обосноваться в Сербии.

Сербия в австро-турецких и русско-турецких войнах XVII-XVIH вв. В 1688 г. австрийская армия изгнала турок из Венгрии, вошла в Сербию, заняла Белград, Ниш и Призрен, но под давлением турецких войск была вынуждена уйти назад. Вместе с австрийцами в Венгрию эмигрировало и много сербов, опасавшихся мести со стороны турок. Австро-турецкая война 1716-1718 гг. закончилась Пожарвацким миром, по которому северная Сербия с Белградом перешла под власть Австрии. Однако это не принесло существенного облегчения населению. Поэтому во время следующей австро-турецкой войны 1737— 1739 гг. сербы слабо поддерживали Габсбургов, которые были вынуждены вновь уступить туркам Белград с областью.

С середины XVIII в. ведущая роль в борьбе с Турцией перешла к России. Победа России в двух русско-турецких войнах второй половины XVIII в. способствовала подготовке условий для освобождения сербов от османского ига. Конец XVIII в. ознаменовался подъемом антитурецкой борьбы. В 90-е гг. XVIII в. сербское население Белградского пашалыка добилось от турецких властей некоторых уступок (широкая автономия, расширение прав местного сербского самоуправления), создавших предпосылки для развития товарно-денежных отношений, за восстановление Сербского государства.

Черногория в VII-XV вв. Черногорские земли, в начале н.э. входившие в состав Римской империи и в VII в. заселенные славянами, носили названия Дукля, Зета, с XV в. - Черногория.

С конца XII в. по 1366 г. черногорские земли входили в состав Сербии как провинция, предоставляемая в удел ближайшим родственникам великих жупанов. После смерти Стефана Душана и разгрома Сербии в Косовской битве Зетская жупа стала самостоятельной и управлялась наследственными жупанами Балшичами (1356-1421), и Урноевичами, (1430-1499).

Черногория под властью Османской Порты. В 1499 г. Зета вошла в состав Османской империи; Урноевичи ушли в неприступные Черные горы, официально включенные в состав Порты под именем Скутарийского санджака. Турция не смогла распространить на черногорские земли военно-ленную систему. Венеция захватила побережье, отрезав Черногорию от моря.

Турки овладели плодородными равнинами, и черногорцы были вынуждены заниматься главным образом скотоводством. Крошечные участки земли, расположенные среди каменистых гор, не могли удовлетворить потребности населения в хлебе.

Также слабо развивалось и ремесло. Темпы развития феодальных отношений и до османского ига были медленными. Личной зависимости крестьяне не знали. Сравнительно крупным землевладельцем была лишь православная церковь. Во время господства Османской империи собственно османских владений здесь не было. Земля находилась в собственности задруг, лесные угодья и пастбища использовались на общинных началах.

Борьба черногорцев за независимость в XVI-XVHI вв. В 1513 г. Черногория была выделена в самостоятельный санджак, во главе которого стал перешедший в ислам Скендербег Черноевич. После его смерти в 1523 г. она входила в состав соседних санджаков, но не признавала турецкой власти. В конце XVI - начале XVII в. местные жители не раз наносили поражения турецким отрядам. Горцы сохранили племенную автономию, а после ухода последнего зетского жупана в Венецию создали горную республику во главе с владыками - черногорскими митрополитами.