Смекни!
smekni.com

Государственно-политические идеи в России конца XV начала XVI веков. (стр. 2 из 4)


1Исаев В.А. История государства и права. М., 2000. С.81.

2Исаев В.А. Указ. Соч. С. 86.

К концу XV в. система дворцово-вотчинного управления, сложившаяся ещё в XIV - первой половине XV в., продолжала существовать в Московском государстве и достигла своего апогея. Княжеский дворец был центром удельного управления вотчиной для князя - правителя. При нём стала складываться система административных ведомств. Центральное управление системой поручалось введённым боярам (чуть позже дворянам), наиболее важные управленческие и хозяйственно-административные дела княжества решал совет бояр при великом князе (феодальный совет).1

В Московском государстве из этого ведомства вырастает особый законосовещательный орган, состоящий из разных групп служилого класса - бояр, детей боярских, думных дьяков. Этот орган получил название Боярская Дума, а все входившие в неё получили чин, дававший им право на участие в этом органе. В состав Боярской думы входили бояре московского великого князя, бывшие удельные князья и их ближние бояре, а сначала XVI в. в неё стали входить думные дворяне и думные дьяки.2 Вместе с великим князем московским Боярская дума утверждала указы, различные законодательные акты. Кроме того, члены думы руководили специальными учреждениями - приказами (центральными ведомствами), которые решали хозяйственно - административные и военные задачи. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.3 Приказы были функциональными, территориальными, дворцовыми и общегосударственными.


1 Исаев В.А. Указ. Соч. С.119.

2 Исаев В.А. Указ. Соч. С. 120.

3 Рыбаков Б.А. Указ. Соч. С. 166.

Сама Боярская дума вела посольские, разрядные и политические дела. Боярская дума - это высший орган власти в стране. По своему статусу она ближе всего стоит к Госсовету времён Александра I.

В 1497 г. был издан Судебник - первый общегосударственный свод законов со времён Киевской Руси. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению единства русских земель. Принятие судебника заложило основы законодательства на государственном уровне в современном виде, что сыграло свою роль в дальнейшем укреплении государства и привело к увеличению авторитета центральной власти внутри страны.

Как писал А.А.Зимин, "именно в первой трети XVI в. был фактически решён вопрос, быть или не быть на Руси государству с сильной самодержавной властью".1

Самодержавие, зародившись при Иване III, в годы правления Василия III прочно укрепилось в России. Процессы объединения русских земель, обретения независимости и внутренних преобразований не могли протекать без идеологического обоснования. В неразрывной связи со становлением централизованного российского государства находились идеи государственно-политического характера.


1Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С.139.

Глава II. Сущность государственно-политических идей.

§1. Идея богоизбранности.

Во время средневековой Руси значительное место в жизни общества занимали церковь и вера. В период феодальной раздробленности в условиях постоянных междоусобиц непререкаемый авторитет оставался только у церкви. Неудивительно, что в период складывания единого российского государства великий князь опирался именно на церковь, которая также была, не прочь воспользоваться силой великого князя для подавления своих соперников - еретиков. Союз церкви и государства обусловил характерную теоретическую особенность государственно-политических идей рубежа XV - XVI вв. Наиболее активные поиски обоснования величия великокняжеской власти приходятся на период правления Василия III (1505-1533), как впрочем, и на период правления его отца - Ивана III. Именно в это время были сформированы две основные идеи, остававшиеся неизменными в течение нескольких столетий - идеи богоизбранности и независимости Московского государства, которые должны были придать легитимные формы порождавшейся самодержавной власти великого князя, царя, в Московском государстве. В окружении князя из всех многочисленных, порой противоречивых, имеющих свои цели, теорий брали тот самый минимум, который помогал осуществлению конкретных политических задач.1


1Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 139.

Идея богоизбранности берёт своё начало с момента женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог в 1472 г. Для русских Византия долгое время была единственным оплотом веры. В 1453 г. Византия пала под ударами турок, но, породнившись с потомками последней императорской династии, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии, на главенствующую роль православного центра мира.

Впервые она была изложена в послании игумена Иосифа Волоцкого ВасилиюIII в шестнадцатом слове Просвещения. В нём Иосиф доказывал божественный характер царской власти.

Он писал: "…власть царя уподобляется божественной, а сам царь становится земным богом покровительствующим священству..." 1 Мысль о божественном происхождении царской власти нужна была Иосифу для того, чтобы побудить великого князя к активной поддержке борьбы Иосифа против еретиков и других врагов церкви.2 Так учения Иосифа Волоцкого о теоретическом характере великокняжеской, царской власти помогали государям в борьбе с удельными князьями, своими родственниками, за создание сильного монолитного государства.

Окончательно идея богоизбранности сформировалась в 1510-1528 гг. и получила название " Москва - третий Рим ". Её создателем был видный писатель публицист, горячий сторонник Василия Ш и иосифлян, старец Псковского Елизарова монастыря Филофей.


1 Цит. по: Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М.,1972. С. 134.

2Зимин А.А. Указ. соч. С. 135.

В 1510-1528 гг. в своих посланиях Василию Ш и его дьяку Мисюрю Менухину Филофей развивал идею о " Москве - третьем Риме ". Согласно этой идее, России отведена своя особенная роль в мировой истории. Филофей считал, что Россия - последняя страна, где сохранилось истинное православие в изначальном виде. В начале чистоту веры сохранял Рим, но он пал, ввиду " аппохинариевой ереси ". 1 На смену Риму пришёл Константинополь, столица Византии, - " второй Рим ". Но и византийские правители отступили от истинной веры, согласившись на унию с Католической церковью - Флорентийская уния 1439 г. А в 1453 г., в наказание за этот грех, древний город был завоёван турками. Москва же, не признавшая Флорентийскую унию, стала мировым центром православия, а Василий Ш - сын племянницы последнего византийского императора - его глава. В державу русского царя, писал он, " все царства православные христианские веры в твоё единое царство, един ты во всей поднебесный христианам царь броздодержатель церкви". " Так знай, - писал Филофей Василию Ш, - что все христианские царства пришли к концу, и сошлись в едином царстве, и это - Российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать. Вся христианская вера в конец и во едино царствование нашего государя, то есть в Российское царство ".2 Лаконичные формулировки Филофея содержат квинтэссенцию церковно - политической мысли государства, преодолевшего на рубеже XV-XVI вв. политическую


1 История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. / Сост. Г.Е. Миронов. М., 1998.Т.2. С.355.

2 История государства Российского: Хрестоматия. Т.2. С.356.

раздробленность и освободившегося в результате свержения ордынского ига от власти иноверного царя. Определение державы, как православного царства и царский титул " государя нашего " завершают поиски политической мысли XV в. и входят в целостную идеологическую систему, подготавливавшую царское наследие великого князя.1 Тем самым тезис " Москва - третий Рим", обосновывал мировое значение власти московских правителей, укреплял монополию церкви в духовной жизни страны. И хотя эта теория и не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно из важнейших её положений - о богоизбранности самодержавной власти московского государя. В целом же теория старца Филофея утверждала идею суверенитета власти русских князей и свидетельствовала о его возросшем международном значении.2