Смекни!
smekni.com

Государственно-политические идеи в России конца XV начала XVI веков. (стр. 3 из 4)

§2.Идея независимости Московского государства.

Идея независимости Московского государства берёт начало в 90 - х гг. XVвв. Москва в основном завершила процесс собирания северных и северо-восточных земель. В 1480 г. пало ордынское иго. К началу 90 - х гг. Россия установила дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии. Русские послы отправились в далёкие страны, правители которых привыкли видеть в русских лишь должников татарских ханов. Теперь все с удивлением видели, что на востоке Европы появилось новое и

сильное государство - Россия.

1 Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции (XV - XVI вв.). М., 1998. С. 238.

2 Зимин А.А. Указ. Соч. С. 343.

И с императором Священной Римской империи, и с венецианским, и с султаном Турции великий князь соглашался разговаривать как равный. В это время Иван III решает присоединить западные и юго-западные русские земли, находившиеся под властью Литвы. Стремительное возвышение Москвы потребовало обоснования. С иностранными державами для правительства необходимо было добиться признания суверенитета, равенства её с другими крупнейшими европейскими и восточными державами. 1 Надо было доказать чужеземным государям, что великий князь является "законным государём всея Руси". Нужно было обосновать права на Литовскую Русь. Указать Литве, что она владеет древними русскими землями незаконно.

Обоснование нашлось в учении о древнем происхождении князя. Именно в это время Москва со страниц летописей и словами послов громко заявила, что власть свою великих князей, владевших в X - XI вв. всей Русью. Подобно тому, как митрополиты жили сначала в Киеве, затем во Владимире, а позже переехали в Москву. Так и киевские, владимирские, а затем московские великие князья самим богом были поставлены во главе Руси в качестве полновластных православных государей.

Именно на это ссылался Иван III, обращаясь в 1472 г. к свободолюбивым новгородцам: "…вотчина моя это люди новгородские, излагала: от прадедов наших, от великого князя Владимира, крестившего землю русскую, от правнука Рюрика, первого великого князя в вашей земле. И от того Рюрика и до сегодняшнего дня знали вы единственный род тех великих князей, сначала киевских, и до самого великого князя Всеволода Юрьевича


1 Зимин А.А. Указ. Соч. С. 139.

Владимирского, а от того великого князя и до меня владеем мы вами…" Спустя тридцать лет, во время русско-литовских мирных переговоров после удачной войны 1500 - 1503 гг., посольские дьяки Ивана III подчёркивали: "Русская земля от наших предков, из старины, наша отчина … хотим за отчину стояти, как нам Бог поможет: у нас Бог помощник и наша правда".1

"Старину дьяки вспоминали не случайно. Так уж был устроен средневековый человек, что воспринимал как должное только то, что имело свою "старину", которая понималась как плод мудрости многих поколений. И при появлении чего - то нового, его часто старались подогнать под "старину". Именно поэтому великому князю надо было показать, что он - не выскочка, а законный правитель по "старине". Новые идеи происхождения великого князя московского, древность его рода позволяли уверенней разговаривать с европейскими и азиатскими правителями. Как было ранее подмечено - русские послы давали понять, что "государь всея Руси" - ни в чём им не уступает. Даже императора Священной Римской империи, который в Европе признавался первым среди равных,

Иван III считал себя равным ему по поколению.2

В это же время в Москве развернулось буйное строительство. Ещё в 1471 г., после победы под Новгородом, было решено построить Успенский собор, который должен был превзойти своим величием новгородскую Софию и отразить могущество объединяемого Москвой Русского государства. Сначала строили


1 Цит. по: Исмаилова С.Т. История России и её ближайших соседей. М., 1996. Т.5. С. 293.

2 Семёнов В.Ф. История средних веков. М., 1970. С. 418.

русские мастера, но постройка обрушилась: был утерян опыт строительства каменных зданий. Тогда великий князь приказал найти мастеров в Италии. В 1475 г. в Москву приезжает инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Он познакомился с традициями и приёмами строительства русских каменных церквей и в 1479 г. построил новый Успенский собор - выдающееся произведение русского зодчества. Торжественно величавое, воплотившее в своих формах мощь молодого Русского государства здание собора становится главным православным и политическим сооружением великокняжеской Москвы, одним из лучших примеров монументального зодчества конца XV в. Для перестройки Кремля были приглашены из Италии мастера Пьетро Солари, Марко Руффо, Альвиз Миланеу.1 Под их руководством в 1485 - 1516 гг. были поставлены новые башни Кремля. В 90 - х гг. на печати великого князя появляется изображение увенчанного коронами двуглавого византийского орла. По европейскому образцу был составлен новый великокняжеский титул - "Иоанн, Божию милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных". 2 Так во второй половине XV в. в Москве создавался новый образ великого князя - сильного и полновластного "государя всея

Руси", равного по своему достоинству императорам.


1 Рыбаков Б.А. История СССР. М., 1983. С. 215.

2 Исмаилова С.Т. История России и её ближайших соседей. М., 1996. Т.5. С.294.

В 1511 - 1523 гг. митрополитом Спиридон - Саввой было написано послание, призванное ещё больше возвеличить род московских князей, связать их родословную с древнеримскими императорами. На основании послания возникло "Сказание о князьях владимирских".1 Автор "Сказания" старался доказать, что род русских князей связан с римским императором Августом. У этого императора, говорилось в "Сказании" был родственник по имени Прусс, которого он послал правителям "на берега Вислы и Немана в города Мальборг, Торунь, Гданьск…И жил Прусс до четвёртого колена; и с тех пор зовётся эта земля Прусской землёй…" А у Прусса, говорилось дальше, был потомок, которого звали Рюрик. Этого Рюрика и призвали к себе на княжение новгородцы. А от Рюрика произошли все русские князья - и великий князь Владимир, крестивший Русь, и его правнук Владимир Мономах, который в подтверждении древних царских прав русских князей, получил от византийского императора Константина Мономаха знаки императорской власти - крест, венец, сердоликовую чашу Августа. "И с тех пор, - говорится в "Сказании" великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царём всея Руси". С тех пор и до ныне тем венцом венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское".


1 Зимин А.А. Указ. соч. С. 139.

2 Цит. по: Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М.,1972. С. 136.

Характерное свидетельство о пышности церемоний оставил после себя также и Сигизмунд Герберштейн.1

В "Сказании" для Василия III и его приемников были свои привлекательные стороны. Россия, благодаря им, вводилась в круг европейских держав, становилась духовной наследницей Византии и чуть ли не самого Рима. В родословной великих литовских князей включенной Спиридоном в своё послание говорилось, что литовская великокняжеская династия происходила от смоленского князя Ростислава. А дочь его потомка Витенца" раб Гедимин." Да и вообще "Гедемин был слободщиком" из великого князя Александра Михайловича Тверского.2 Эта генеалогия была как нельзя кстати. Получалось, что великие князья московские имели прямые права на Великое княжество Литовское, князья которого были более "низкого" рода, издавна связанного с Россией. Послание Спиридона - Саввы и основанное на нём "Сказание о князьях Владимирских", давало в руки Москвы мощное идеологическое оружие в борьбе с Литвой и Польшей. У историков достоверность "Сказания" вызывает большие сомнения. Но оно стало существенным звеном государственной идеологии. И во многом определяло внешнюю политику Москвы в последующие столетия.

1 История государства Российского: Хрестоматия. Т.2. С. 136.

2 Зимин А.А. Указ. соч. 140.

§3. Зарождение идеи правового государства.

На рубеже XV - XVI вв. образования централизованного российского государства, рост его международного авторитета способствовали появлению новых как для Руси, так и, в общем, для Европы теорий. Одной из них была теория Фёдора Ивановича Карпова, происходившего из среды тверского боярства и относившегося к числу почитательнейших людей своего времени. Теории теократического самодержавия, проповедовавшейся воинствующими церковниками, Карпов противопоставляет идеал правового государства, зародившийся в европейской политической мысли XVI в. 1 Основным сочинением Фёдора Карпова является "Послание к митрополиту Даниилу". В нём он высказывает откровенно еретические мысли, он отвергает идею божественной предопределённости, говорит о личной ответственности каждого за беспорядки, высказывается за ограничение власти отдельного человека законом, независимо от того, какое положение занимает этот человек в феодальной иерархии. По Фёдору Карпову, самодержец должен править "грозою правды и закона", а не грозою произвола.2 К этому же нужна ещё и "милость" - милосердие, ибо именно из-за личности подвластные любят князя и управителя. Милость без правды - малодушие, а, правда, без личности - мучительство.