Смекни!
smekni.com

Советское общество в период Великой отечественной войны 1941-1945гг (стр. 2 из 8)

Среди наиболее сложных проблем истории СССР периода Великой Отечественной войны, едва ли не самой сложной и к тому же запретной для советских историков, являлось сотрудничество с врагом советских граждан. Обычно в исследованиях прошлых лет повторялось несколько стереотипных фраз о предателе генерале Власове, перебежавшем на сторону немцев и о возмездии, которое настигло его. Но пожалуй дело было не только во Власове. По статистике германского министерства восточных территорий, на январь 1945 года, например, только в немецких вооруженных силах (в сухопутных войсках, полиции, в системе государственной трудовой повинности, в войсках Тодта, в войсках СС, различных национальных легионах и “Русской освободительной армии”, добровольно служили 600 тыс. представителей “восточных народов” и в том числе: Литовцев - 36800; Латышей - 10400; Эстонцев - 10000; Татар - 20500; Крымских Татар - 10000; Азербайджанцев - 36500; Грузин - 19000; Калмыков - 7000; Народов Северного Кавказа - 15000; Русских (РОА, восточные батальоны) - 310000[15].

Коллаборационизм бывших советских граждан на оккупированных немцами территориях носит довольно сложный характер. Он различается в зависимости от локализации, как мотивацией, так и масштабами. В “коренных” районах СССР коллаборационизм на местах имел в основном социальную окраску. На сотрудничество с оккупантами чаще шли выходцы из “обиженных” советской властью слоев населения: бывших кулаков, нэпманов и.т.д., а также асоциальные элементы, за те или иные проступки, наказанные советским государством. В своем сотрудничестве с немецкими оккупантами они преследовали разные цели. Одни, чтобы избежать гибели в немецких лагерях, где они были оставлены на произвол судьбы правительством, не подписавшим Гаагской конвенции о военнопленных и объявившем их всех предателями.[16] Другие рассчитывали «отсидеться пока не кончится война». Но были и такие, кто вступил в союз с нацистами добровольно, по своим политическим убеждениям, или просто из-за ненависти к политической системе. Были и люди, которые пытались подвести под свое предательство идеологическую подоплеку. Среди них Метелий Александрович Зыков (вероятней всего псевдоним).[17] Он утверждал, что с 1931 года был помощником редактора газеты «Известия», был арестован, затем освобожден в марте 1942 года. Попав в плен, Зыков составил меморандум, в котором предполагал создать русское правительство и русскую армию во главе с пленным генералом. Такое правительство заключило бы с Германией оборонительный союз.[18] Но Гитлеру идея иметь союзниками русских, славян, казалась чудовищной. Он категорически запретил вооружать кого бы то ни было на оккупированной территории.

После поражения немцев под Москвой у немецких экспертов и высокопоставленных нацистских чиновников начало укрепляться мнение, что немецкая победа над СССР может быть обеспечена только, если на сторону Германии будут привлечены русские национальные антисталинсткие силы. Начались поиски «русского де Голля», советского генерала вокруг которого бы сосредоточились эти силы. В конце концов он был найден.

Им стал бывший командующий 2-й ударной Армией генерал-лейтенант Власов[19]. При выходе армии из окружения в июле 1942 года Власов попал в плен и добровольно стал сотрудничать с немецкой разведкой. Выступления Власова на стороне Германии и выдвигающиеся им лозунги должны были привести к деморализации и дезорганизации советского фронта и тыла. После предложения помогать немецким военным ведомствам Власов сразу же выдвинул свои условия: “Я согласен воевать против Сталина, но только если мне разрешать создать русскую армию, а не армию наемников. Она должна подчиняться русскому национальному правительству.[20] ” Однакособственная армия у Власова появилась лишь 28 января 1945 года, когда он был объявлен командующим «Русской освободительной армией» (РОА)[21]. До этого времени на отдельных участках фронта действовали разрозненные подразделения и части власовцев. В составе РОА было две дивизии, воевали они на Одере, а чуть позже обороняли Берлин. В мае 1945 года Власов был захвачен нашими частями и по решению суда расстрелян как изменник Родины.

Начавшаяся война вызвала серьезные изменения и в официальной религиозной политике. За одну ночь немецкое вторжение превратило Русскую Православную церковь в приверженца режима. В самом начале церковь опубликовала воззвания, поддерживающие борьбу Советов с фашистами. Со временем Сталин решил придать отношениям с церковью регулярный характер. В сентябре 1943 года он разрешил восстановить патриархат.[22] Сергий, единственный кандидат на эту роль, скончался в 1944 году, но на следующий год был созван Собор, который избрал преемником Сергия митрополита ленинградского Алексия. В тоже время были созданы несколько семинарий и три духовные академии. Много храмов было разрешено вновь использовать для богослужения.

Но пожалуй было бы неверно воспринимать эту неожиданную терпимость как абсолютное согласие между церковью и государством. Полное подчинение церкви государству осталось прежним, разве только оно приняло более мягкие формы. Государство создало специальный Комитет по делам религий, чьи представители осуществляли надзор над церковью в каждом уголке страны и от чего недремлющего ока не могли укрыться ни одна епархия или приход. Но все же Русская Пpавославная цеpковь оказывала и немалую матеpиальную под­деpжку нашей аpмии. Так, к дню 24-й годовщины Кpасной Аpмии веpующии столицы внесли на подаpки защитникам Родины 1,5 млн. pублей.[23] К 25-летнему юбилею Кpасной Аpмии на постpойку танковой колонны имени Дмитpия Донского веpующие Московской области собpали свыше 2-х млн. pублей, а в ноябpьские пpаздники того же года около 500.000 pублей.[24] По инициативе московских пастыpей пpихожанами был оpганизован сбоp металлолома на нужды обоpоны, одежды, обуви и дpугих необходимых фpонту вещей. Только за пеpвые тpи военных года около 200 хpамов Московской об­ласти сдали на нужды обоpоны 12 млн. pублей.[25] Список данных о пожеpтвованиях веpующих можно пpодолжать еще долго и долго. И конечно же важна моральная поддержка наших воинов церковью, выезжая на поля сражения служители церкви благословляли бойцов перед боем, дабы укрепить их дух.

Таким образом, политико-моральное состояние общества в годы войны, особенно в первый ее период, можно расценивать как нестабильное. Наряду с глубоким патриотизмом, самопожертвованием, верой в правильность своего дела, советский народ испытывал чувство страха, неуверенности и порой скрытого неуважения к власти.

1.2.Изменения в методах управления обществом в чрезвычайных условиях войны.

После летнего (1942 года) наступления немецких войск в стране сложилась критическая обстановка. Старые методы государственного и военно-стретегического руководства не давали желаемого результата. Возникло противоречие между репрессивно-карательной политической системой, с ее старыми методами руководства, с одной стороны и обществом с другой. Народ и армия не могли больше выполнять свои задачи в сложившихся условиях. Тогда-то и начался поворот, во многом стихийно, с оглядкой. Узаконили же его сверху, это сделал лично Сталин. Были сокращены карательные функции органов НКВД и прокуратуры. Из мест заключения было освобождено свыше 600 тысяч человек[26]. Из них мобилизовано в действующую армию 175 тысяч, в том числе 22 тысячи бывших военачальников[27]. Причем эти люди были действительно преданы советской власти. Они в соответствии были справиться с новыми задачами, потому что освобождение Родины было не только государственным, но и их личным делом. Введены офицерские и генеральские звания, погоны. Введены ордена Суворова, Кутузова, Невского[28]. Был отменен институт военных комиссаров. Командирам стали больше доверять. Таким образом возник зазор между государством и обществом, между его различными слоями населения. Появилась отдушина для большей самостоятельности и развития народной инициативы. Это была вынужденная мера, чтобы потом при более благоприятных обстоятельствах, использовав народный энтузиазм в борьбе с фашизмом, во время преодолеть зазор, задвинуть стальной плитой ростки народного творчества.

Но вот что очень важно, прежде чем снова эту плиту задвинули, внутри народа в его самосознании произошли ценные, хотя и не окончательные изменения. Люди стали более критически относиться к действиям властей, вести разговоры о необходимости открытия церквей, свободы различных политических партий, развития демократии. В ходе войны этот процесс становиться более глубоким, он включает признание (хотя и нелегальное) у народа определенных прав.

В годы войны перестроилась и административно-командная система в вопросах управления. В первую очередь был создан ряд чрезвычайных органов. К мероприятиям, характеризующим изменения отдельных сторон общественно-полити­ческой жизни, относились: создание Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление военным властям особых полномочий в области для обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности; отсрочка выборов в Советы депутатов трудящихся и народные суды; ограничение принципа коллегиальности в деятельности органов власти и управления; нерегулярное проведение сессий местных Советов; уменьшение гласности в государственной работе[29]. Кроме того, допускалось сужение обычных форм и методов деятельности законода­тельных, исполнительных и судебных органов государства, а также ограничение некоторых прав и свобод граждан. Например, был установлен особый режим рабочего времени, отменены отпуска для трудящихся, тайна переписки, неприкосновенность жилища, свобода передвижения.