Смекни!
smekni.com

Весёлые проказники (стр. 4 из 5)

В 1967 году часть бывших членов коммуны провели[18] Кислотный Тест в Денвере, штат Колорадо. В этом же году, 16 марта 1967, в Техасском университете (англ. University of Texas at Austin), состоялась[19] ещё одна вечеринка. Последний кислотный тест был проведен[19] в Университете Райс (англ. Rice University) в этом же году, 16 марта.

В 1969 году малочисленная группа оставшихся вместе Проказников на автобусе «Далше» предприняла поездку на музыкальный фестиваль Вудсток, без покинувшего их Кизи и погибшего Кэссиди[прим. 20]. По завершении фестиваля автобус был возвращен[прим. 21] бывшему учителю Проказников и оставлен на его ферме в Плезант Хилле (англ. Pleasant Hill, Oregon), штат Орегон.[8], куда Кизи вместе с женой Фэй и детьми переехал после «Выпускного Бала».

В 1994 году некоторые члены коммуны из основного её костяка совместно с Кизи работали[20] над постановкой написанного главным Проказником мюзикла «Twister: A Ritual Reality», который был показан в нескольких городах Соединённых Штатов.

В 1995 году Весёлые проказники снова собрались вместе, чтобы попрощаться со своим другом Тимоти Лири.

<…>в 1995 году, когда Тимоти Лири узнал, что смертельно болен раком, он решил пригласить к себе старых знакомых и по-дружески проститься с ними перед последним «бестрепетным трипом» на тот свет.

— В.Нугатов, Сны Орегона

1997 год стал последним в новейшей истории группы Кизи — на концерте группы Phish, за четыре года до смерти, Кен Кизи в последний раз вышел на сцену вместе с Проказниками во время исполнения песни «Colonel Forbin’s Ascent».

2005 год ознаменовался проведением вечеринки по случаю 40-й Годовщины Кислотных Тестов (40’th Anniversary of the Acid Tests) — она прошла[21] 31 октября в Лас-Вегасе, штат Невада. Данное событие было организовано Зеном Кизи[прим. 22], его другом Мэтью Риком (Matthew Rick) и Робом Робинсоном (Rob Robinson). Также в проведении вечеринки принимал участие Саймон Баббс[прим. 23] и Джордж Уокер[прим. 24]. На вечеринку все они приехали на отреставрированном автобусе «Далше».

5. Мировоззренческие идеи

5.1. Либо вы в автобусе, либо вне автобуса

После завершения Великого Автобусного Путешествия 1964 года у Веселых проказников сложилось несколько фундаментальных для коммуны идей и взглядов, во многом определивших её существование. Одна из ключевых идей зародилась по пути в Хьюстон, штат Техас — говоря о гипотетической возможности «потерять» кого-то в ходе поездки, Кизи продекларировал:

Указывая на определенную духовную связь между членами поездки, Кизи поделил окружающий мир на людей посвященных (то есть испытавших новый опыт восприятия) и непосвященных, использую в качестве метафоры автобус. Данная мысль стала основополагающей в вопросе отношения Веселых проказников к людям и в то же время стала особого вида «пропуском» в закулисный мир коммуны — признание факта, что человек находился «в автобусе» означало для упомянутого доступ в узкий семейный круг Веселых проказников.

Особую связь между членами коммуны также подчеркивает идея Кизи, выраженная во фразе «Голодную Пчелу надо накормить»[прим. 26], определяющей характер взаимоотношений между Проказниками — необходимость поддержки и проявления сочувствия и сопереживания членам коммуны, если они оказывались в сложной жизненной ситуации.

5.2. Фильм

Планируя поездку «Далше», Веселые проказники намеревались документально запечатлеть все путешествие и специальным образом технически оснастили автобус — были установлены множество динамиков и микрофонов для записи звуков внутри и снаружи автобуса, чтобы ни один звук в ходе поездки не потерялся и был записан на пленку. Также участник поездки Майк Хейджен снимал всё происходящее на видеокамеру, фиксируя каждую остановку автобуса и любое хоть сколько-нибудь значимое событие.

В ходе создания фильма о автобусном путешествии, помимо непосредственной киносъемки, сформировалась идея о Фильме каждого человека на планете в экзистенциальном смысле — где он (человек) играет главную роль и определяет сценарий происходящего. Соответственно задачей Веселых проказников стало максимальное включение окружающих людей в их (Проказников) фильм — где находящиеся вне автобуса оказывались втянутыми в разыгранный пассажирами автобуса спектакль — и становились актёрами, но не сценаристами.

5.3. Вещь

С идеей о личном Фильме также тесно связана идея Проказников о Вещи[прим. 27]. Данным словом члены коммуны именовали то, что происходит с людьми в конкретно рассматриваемый отрезок времени, то, что люди делают здесь и сейчас. Также в данное понятие включались скрытые мотивы к деятельности и цели, которые ставит для себя человек — иногда они назывались Невысказанной Вещью[прим. 28].

5.4. Интерсубъективность

Интерсубъективность[прим. 29] — понятие, придуманное Веселыми проказниками для обозначения единого для всех членов коммуны понимания происходящего вокруг, участия в их общем Фильме, их общая Вещь. Интерсубъективность по своей сути схожа с коллективным бессознательным Карла Юнга, однако базируется на опыте небольшой группы людей (коммуны Веселых проказников), а не на опыте всего общества.

5.5. Системы запаздывания

В лесу вокруг дома в Ла-Хонде Кизи проектировал системы запаздывания при помощи магнитофонов. Техническая суть заключалась в том, что каждое произнесенное в микрофон слово транслировалось через динамики (или наушники) с запаздыванием — благодаря этому можно было прослушать все, что было только что сказано. По мнению Кизи, в человеке также заключены всевозможные системы запаздывания[прим. 30].

6. Социокультурное влияние

6.1. Популяризация ЛСД

После открытия ЛСД Альбертом Хоффманом в 1938 году прошло более десятилетия, пока в рамках психиатрии и фармакологии данный наркотик стал активно изучаться в рамках экспериментов над людьми и животными, однако вплоть до 1960-х ЛСД не выходил за рамки узких научных кругов. В начале 1950-х стартовала[22] секретная программа американского ЦРУ под названием Проект «МК Ультра», в числе прочих целей которой было исследование[23] влияния ЛСД на человека. Поступивший в 1958 году в Стэнфордский университет, Кен Кизи нанялся[24] добровольцем для участия в подобного рода экспериментах — развившееся увлечение психоделическими веществами и образованная коммуна Весёлых проказников[25] с её «Кислотными Тестами» в значительной степени поспособствовали[26][27][28] широкому распространению и популяризации ЛСД в среде молодежи и привлекло внимание властей к пагубному пристрастию населения штата Калифорния — итогом возросшей популярности[29] стал федеральный запрет ЛСД 6 октября 1966 года.

6.2. Психоделическая революция

Психоделическая (или кислотная) революция — собирательный термин для обозначения времени, когда широкий ассортимент психотропных веществ стал доступен в продаже[прим. 31] и завоевал большую популярность[30][31] в среде американской молодежи.

Началом психоделической революции может формально считаться 1958 год, когда с подачи Кена Кизи психотропные вещества из лабораторий в Менло-Парке стали впервые попадать «на улицу», но более точно термин «революция» отражает 1966 год — когда широкую огласку получил проведенный коммуной Уоттсовский тест, привлекший общественное внимание посредством газет и телевидения к вопросу употребления ЛСД в среде молодежи. Конец психоделической революции в США совпадает с упадком популярности движения хиппи в 1972 году, когда популярность ЛСД пошла на спад[32].

6.3. Связующее звено между битниками и хиппи

Исследователи американских субкультур XX века по-разному расценивают роль Кизи и коммуны Веселых проказников — в одном случае их причисляют[33][34] к ранним хиппи, в другом[35] — к поздним битникам, в третьем их рассматривают как связующее звено[36][37] между двумя субкультурами, что по ряду признаков наиболее близко к истине:

· Закат бит-поколения пришёлся[38][39] на конец 1960-х.

· Коммуна Весёлых проказников существовала в период с 1964 по 1966.

· Расцвет движения хиппи начался[40] в 1967-м.

Проведенный коммуной в 1966 году Фестиваль Полетов посодействовал концентрированию молодежной жизни Сан-Франциско на Хейт-Ашбери. За вечеринкой проказников последовал Фестиваль Любви (англ. Love Pageant Rally) по случаю принятия закона о запрете ЛСД на территории штата Калифорния, ставший «разминкой» перед Летом любви 1967 года, окончательно сформировавшим движение хиппи.

6.4. Кислотный рок

В 1966 году присоединившийся годом ранее к коммуне Веселых проказников Аузли (англ. Owsley Stanley) — имея приличный доход[прим. 32] от продаж ЛСД, заинтересовался молодой группой «The Warlocks», активно участвующей в проводимых проказниками вечеринках. Аузли стал звукорежиссёром и финансовым спонсором[41] группы, которая к тому моменту взяла свое нынешнее название — The Grateful Dead, и приобретал[42] для коллектива дорогостоящую аппаратуру, аналогов которой на тот момент в силу дороговизны попросту не существовало.

Таким образом, при финансовой поддержке Аузли и благодаря проводимым коммуной Кислотным Тестам, «домашней» группой для которых были The Grateful Dead, в музыкальном направлении психоделический рок появилось[43] ответвление — кислотный рок (англ. Acid rock), у истоков которого и стоит[44] вышеупомянутая группа.

6.5. Психоделический плакат

Кислотным Тестам обязаны[4] своим появлением Психоделические плакаты[45], характеризующиеся:

· обильным количеством надписей (зачастую расположенных хаотично, волнообразно, вихреобразно) — если говорить о постерах, плакатах

· спектральными цветами (которые Проказники начали впервые использовать при раскраске своего автобуса)

· шрифтами и узорами, которые впоследствии будут ассоциироваться с хиппи.

Список литературы:

1. Также «Веселыми проказниками» называют непосредственно членов одноименной коммуны.

2. В оригинале Furthur — это неправильное написание английского слова Further (дальше). В русском переводе передано как «Далше» — вариант написания слова «Дальше» без мягкого знака.