Смекни!
smekni.com

История Маршалловых Островов (стр. 3 из 4)

3. Китобои и работорговцы

В 1820-х годах в Тихом океане появились первые китобои, который занимались охотой на китов для добычи ворвани, которая пользовалась большим спросом на европейском и американском рынках. Некоторые атоллы в западной части Океании, в том числе Маршалловы острова, превратились в места, где китобойные суда пополняли запасы еды и пресной воды. Однако с появлением китобоев стали частыми акты насилия по отношению к местным жителям, которые отплачивали тем, что грабили суда и убивали некоторых членов экипажа[28]. В 1824 году у атолла Мили причалило китобойное судно «Глоуб», на котором незадолго до этого произошёл мятеж. Главный мятежник, Сэмюэл Комсток, и девять членов экипажа были убиты либо местными жителями, либо в стычках друг с другом. В дальнейшем шесть моряков выкрали ночью судно, оставив других на берегу. В живых из брошенных на острове остались всего два человека, которые были подобраны проплывавшим мимо американским судном «Долфин» два года спустя[7].

В это же время на Маршалловых островах появились «охотники на чёрными дроздами», которые занимались вербовкой дешёвой рабочей силы для работы на плантациях и шахтах островов Тихого океана, Австралии и обеих Америк. Пользующийся дурной славой пират и работорговец Булли Хайз, например, владел одним из островков на атолле Мили, который служил «базой» для «охотников на чёрных дроздов»[29]. Поэтому первая половина XIX века была периодом конфронтации между маршалльцами и иностранцами. Одновременно с появлением всё большего количества чужеземцев на местные атоллы были завезены многочисленные заболевания, которые ранее никогда не встречались на островах: корь, желудочные инфекции, грипп.

В то время как «охотники на чёрных дроздов» продолжали устраивать рейды на Маршалловы острова вплоть до 1870-х годов, активность китобоев в регионе резко снизилась в основном из-за появления нового метода получения керосина из неочищенной нефти.

4. Миссионеры

В 1857 году на атолл Эбон приплыли миссионеры с целью основания на острове первой на архипелаге христианской миссии[27]. Это были Эдвард Доун и Джордж Пирсон, конгрегационалисты из Бостона (США)[22]. Местные вожди первоначально выступали против христианских вероучений, так как, по их мнению, миссионеры подрывали их власть. Потеря власти в дальнейшем была облегчена основанием на атоллах архипелага торговых станций, через которые шла торговля копрой, спрос на которую значительно возрос в те годы. Контроль вождей над землёй позволил им постепенно получить полный контроль над торговлей местного населения с иностранцами. Эбон оставался протестантским миссионерским центром вплоть до 1880 года, когда станция переместилась на остров Косраэ в архипелаге Каролинские острова.

В 1891 году на острове Джалуит появились первые католические миссионеры Пресвятого Сердца[30]. Они сразу купили у местного торговца земельный участок и уже через несколько дней выстроили часовню и небольшое здание, которое собирались использовать в качестве школы. Однако германский комиссионер Маршалловых островов немедленно проинформировал миссионеров о том, что они обязаны свернуть любую религиозную деятельность, пока не получат одобрения в Берлине. Ещё в 1857 году островитяне были христианизированы американскими конгрегационалистами, и германские власти опасались недовольства среди протестантских священников и местного населения, вызванного деятельностью католической церкви. Уже спустя две недели после прибытия миссионеры были вынуждены покинуть Джалуит[31]. Вернулись они только в 1898 году[22].

Миссионеры принимали активнейшее участие в налаживании связей с торговцами из США, Австралии и Германии, способствовали установлению социальной стабильности на Маршалловых островах, которая значительно пошатнулась в эру китобоев и «охотников на чёрных дроздов». В то же время произошли коренные изменения в жизни маршалльцев. Хотя язык и основные элементы местной культуры продолжали существовать, религиозные взгляды островитян резко изменились. После принятия христианства жители перестали поклоняться многочисленным духам и божествам.

5. Германский период

Накануне установления германского протектората на Маршалловых островах произошли коренные изменения, происходившие не только под влиянием просветительской деятельности христианских миссионеров, но в результате других факторов. В эти годы местные торговцы копрой изменили как экономические отношения на архипелаге (привнеся в них элементы капитализма), так и местный ландшафт (требовалось все больше пространства для посадки кокосовых пальм)[28].

Германская империя появилась в регионе в 1880-х годах, и во многом её продвижение было облегчено присутствием на многих островах германских торговцев. Ещё в 1860-х годах на архипелаге стали появляться первые выходцы из Германии. Германскими торговыми компаниями в эти годы была развёрнута целая сеть по торговле копрой и другими товарами[23]. В 1878 году Германской империи удалось получить у вождей Джалуита право на постройку угольной станции на острове. В том же году был назначен первый германский консул на Маршалловых Островах[22].

В 1885 году благодаря папскому посредничеству и компенсации Испании в размере $4,5 млн Маршалловы острова стали протекторатом Германской империей[23]. Административным центром островов стал Джалуит, а с 1887 по 1906 года административные функции выполняла «Джалуитская компания». Маршалльские верховные вожди (Iroij), остались при своей власти, но находились под контролем колониальной германской администрации. В 1906 году германское правительство установило прямой контроль над Маршалловыми островами, а административный аппарат расположился в городе Рабаул в Германской Новой Гвинее[22].

6. Японский период и Вторая мировая война

Во времена германского контроля и даже до него Маршалловы острова время от времени посещали японские торговцы и рыболовы, однако контакты с островитянами не носили регулярного характера. В конце XIX—начале XX века японское правительство проводила планомерную политику по превращению Японии в великую экономическую и военную державу в Восточной Азии: в 1894—1895 годах страна вела удачную войну против Китая с целью установлению контроля над Кореей, в 1905 году победила Россию, а в 1910 году — аннексировала Корею.

В 1914 году Япония, вступив в Антанту, посчитала возможным захватить колонии Германии в Китае и Микронезии: 29 сентября 1914 года японские войска заняли атолл Эниветок, а 30 сентября 1914 года — атолл Джалуит[22]. Официально Германия отказалась от всех своих тихоокеанских владений, в том числе, Маршалловых Островов, 28 июня 1919 года. 17 декабря 1920 года Совет Лиги Наций утвердил мандат Японии над бывшими германскими колониями в Тихом океане, расположенными к северу от экватора[22]. Административным центром Маршалловых островов продолжал оставаться атолл Джалуит.

В отличие от Германской империи, которая имела преимущественно экономические интересы в Микронезии, присоединение этой территории к Японии, даже несмотря на небольшую площадь и бедность ресурсов, могло бы в некоторой степени решить проблему растущего населения страны и дефицита земли[28]. За годы колониального господства на Маршалловы острова переселилось более 1000 японцев, но в отличие от Марианских островов и Палау их доля на архипелаге никогда не превышала численности коренного населения.

Управление Маршалловыми островами в японский период отличалось высокой эффективностью: был значительно расширен административный аппарат, а местные лидеры стали назначаться японцами, что ослабило авторитет традиционных лидеров. Япония также пыталась изменить социальную организацию на островах с матрилинейной на патрилинейную, но безуспешно[28]. Треть всей земли перешло под правительственный контроль, а в 1930-х годах всё морское пространство Маршалловых островов вплоть до уровня высокой воды было объявлено собственностью японского правительства. На архипелаге было запрещено находиться иностранным торговцам, правда, деятельность католических и протестантских миссионеров была разрешена[28].

Японизация коренного населения через систему образования, изучение японского языка и культурные изменения стала правительственной стратегией не только на Маршалловых островах, но и на других мандатных территориях в Микронезии. В 1933 году Япония была исключена из Лиги Наций, но, несмотря на это, она продолжала управлять островами в регионе, а в конце 1930-х годов даже начала строительство военно-воздушных баз на некоторых атоллах, которые в дальнейшем обслуживали местные жители. Маршалловы острова занимали важное географическое положение, являясь самой западной точкой в оборонительном кольце Японии накануне Второй мировой войны[27][28].

За несколько месяцев до нападения на Пёрл-Харбор атолл Кваджалейн стал административным центром 6-ых сил обслуживания флота (англ. 6th Base Force), задачей которых была оборона Маршалловых островов[32]. После сражения на атолле Тарава (1943 год) целью американских вооружённых сил была минимизация дальнейших потерь посредством захвата отдельных японских баз и обхода других. Тем не менее сражения на Маршалловых островах наносили непоправимый ущерб, прежде всего, по японским базам. В ходе американской бомбардировки островов население страдало от нехватки продовольствия и различных ранений. Например, к августу 1945 года половина японского гарнизона в 5100 человек на атолле Мили умерла от голода из-за воздушных и морских атак вооружённых сил США, которые продолжались с середины 1943 года[33]. В 1944 году американцы без особого труда, всего за один месяц, захватили атоллы Кваджалейн, Маджуро и Эниветок (на Кваджалейне и Маджуро были созданы американские военные базы), а в течение следующих двух месяцев были освобождены все острова, кроме Вотье, Мили, Малоэлап и Джалуит.