Смекни!
smekni.com

Присяжные заседатели в уголовном процессе и их правовой статус (стр. 2 из 16)

Континентальная модель суда присяжных строится на принципах гласности и устности. При этом в уголовном судопроизводстве принимается во внимание принцип partie principale, согласно которому прокуратуре в большей степени отдается предпочтение при исследовании доказательств[16]. Так, согласно ст. 312 УПК Франции защитник, в отличие от прокурора, мог задавать вопросы подсудимому и свидетелям только через судью. Неравенство сторон объяснялось во французской процессуальной науке тем, что прокурор являлся одновременно и обвинителем, и органом надзора за законностью[17].

Характерной чертой континентальной модели суда присяжных является отсутствие четкого разделения исследуемых в судебном заседании обстоятельств на подлежащие рассмотрению в присутствии представителей народа, и без них. В предмет судебного следствия здесь включены и обстоятельства заявленного гражданского иска, и данные о личности подсудимого. Также во Франции судьи считают своим долгом подвергать нравственной цензуре всякого, обвиненного в совершении преступления[18]. Континентальная модель суда присяжных, базирующаяся на принципе достижения материальной истины, не предусматривает сокращение пределов судебного следствия в зависимости от позиции сторон.

По нашему мнению, существующая в странах континентальной системы права форма уголовного судопроизводства, предусматривающая решение вопроса о виновности подсудимого в единой коллегии профессиональных и «общественных» судей, не отвечает основным принципам самостоятельного участия народа в отправлении правосудия, и потому, не может считаться судом присяжных в классическом понимании этого термина.

Российская дореволюционная модель суда присяжных являлась смешанной, и сочетала в себе элементы как англосаксонской, так и континентальной системы права.

Так, в присутствии присяжных исследовались обстоятельства, характеризующие личность подсудимого. Согласно ст. 687 Устава уголовного судопроизводства, на судебном следствии по требованию прокурора могли быть оглашены справки о привлечении подсудимого к уголовной ответственности. При этом закон предусматривал необходимость обращения председательствующего к присяжным заседателям с разъяснениями значения данного факта для разрешения уголовного дела. Кроме того, сторона защиты имела право представить свои объяснения по оглашенным в суде документам. Таким образом, российская дореволюционная модель суда присяжных, предусматривая возможность оглашения данных о личности подсудимого в присутствие представителей народа, давала стороне защиты право на оспаривание указанных фактов, что снижало степень предубеждения присяжных.

Вместе с тем, в отличие от континентальной модели, в российском дореволюционном суде присяжных обстоятельства гражданского иска исследовались без участия представителей народа, а отказ прокурора от обвинения не влек за собой изменение пределов судебного следствия.

В дореволюционной России судам присяжных были подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых закон предусматривал наказание в виде ограничения либо лишения прав состояния (ст. 201 УУС). Одним из существенных отличий дореволюционного суда присяжных от современного является отсутствие у подсудимого права выбора состава суда, поскольку по определенной категории преступлений суд присяжных являлся безальтернативной формой судопроизводства.

Согласно ст. 658 Устава уголовного судопроизводства 1864 г., суд присяжных в России состоял из трех профессиональных судей, одним из которых был председательствующий, двенадцати комплектных и двух запасных присяжных заседателей.

Декретом Совета Народных Комисаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде»[19] институт суда с участием присяжных заседателей был упразднен. В начале 1918 г. работа судов присяжнывх была окончательно прекращена[20].

В Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР о суде от 7 марта 1918 г. № 2 и Положении о народном суде РСФСР, принятом ВЦИК 30 ноября 1918 г., предусматривалось рассмотрение уголовных дел с участием расширенной коллегии народных заседателей, полномочных разрешать вопросы как о фактических обстоятельствах дела, так и проблемы правового характера в единой коллегии с профессиональным судьей[21].

Предпосылкой возрождения суда присяжных в нашей стране стало принятие Верховным советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве 13 ноября 1989 г., ст. 11 которых, гласила: «В порядке, установленном законодательством союзных республик, по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей)».

Однако указанные правовые нормы предусматривали создание формы участия представителей народа в отправлении правосудия, не отражавшей сущности суда присяжных. Согласно нормативным актам 1918 г. и 1989 г., присяжные заседатели должны были решать постановленные перед ними вопросы в единой коллегии с профессиональным судьей, что ставило под угрозу независимость формирования внутреннего убеждения представителей народа.

24 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «О концепции судебной реформы в РСФСР», в которой «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом», рассматривалось в качестве важнейшего направления судебной реформы, призванного занять центральное место в демократизации уголовной юстиции[22]. В качестве основных преимуществ суда присяжных рассматривалось «…Привнесение в атмосферу казенной юстиции житейского здравого смысла и народного правосознания; …стимулирование состязательности процесса; …возможность разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее погрешить против справедливости, нежели против веления абстрактной правовой нормы»[23].

1 ноября 1991 г. были внесены изменения в. ч. 1 ст. 166 Конституции РСФСР 1978 г., согласно которой: «Рассмотрение гражданских и уголовных дел осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции –

с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей».

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ, провозгласила право каждого обвиняемого в совершении преступления, в качестве наказания за которое предусмотрена смертная казнь, на рассмотрение его дела судом присяжных. Данная норма базируется на положениях ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, провозгласившей право граждан на участие в отправлении правосудия. Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 123 Конституции РФ, ученые высказывают точку зрения о существовании в уголовном судопроизводстве принципа участия представителей народа в отправлении правосудия[24], что, по нашему мнению, справедливо, несмотря на отсутствие указания на него в главе 2 «Принципы уголовного судопроизводства» УПК РФ.

Суд присяжных в современной России был возрожден 16 июля 1993 г. Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Первоначально суды присяжных начали функционировать в Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях. В регионах, где суд присяжных не был введен, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались в обычных составах, что, несомненно, нарушало принцип равноправия всех перед законом и судом. Данный факт стал основанием для обращения нескольких приговоренных к смертной казни, а также Московского городского суда в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить конституционность постановления Верховного Совета от 16 июля 1993 года.

Федеральный закон «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрел поэтапное введение судов присяжных на всей территории России с 1 января 2003 г.[25]

Согласно ст. 30 УПК РФ, судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматривает уголовные дела о преступлениях, подсудных Верховному Суду республик, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и автономного округа.

Важнейшей особенностью российского суда присяжных является самостоятельное принятие присяжными заседателями решения о виновности подсудимого. Именно в суде присяжных наиболее полно реализуются важнейшие принципы уголовного судопроизводства: состязательность, равноправие сторон, презумпция невиновности. Однако на сегодняшний день суд присяжных сталкивается в своей деятельности с целым комплексом проблем как процессуального, так и организационного характера.[26]

Тем не менее, неоспоримым является утверждение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина о суде присяжных: «Какие бы проблемы ни существовали в деятельности нового для России института, необходимо помнить о том, что конституционное право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей не может быть поставлено под сомнение»[27].

1.2. Правовой статус присяжного заседателя в Российской Федерации

Согласно словарю иностранных слов, под термином «статус» (от лат. «status» - состояние дел, положение) понимается правовое положение, состояние личности[28]. В самом общем виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе[29].