Смекни!
smekni.com

Японское экономическое чудо 60-х годов (стр. 4 из 4)

Япония превзошла другие страны развитого капитализма и по уровню накопления капитала. Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВНП в 1969 г. составляла в Японии 35,2 % (во Франции — 25,4 %, в ФРГ — 24,3, в Италии — 20,5, в Англии — 17,4, в США — 14,1%).

Крупные накопления позволили осуществить массированные инвестиции в оборудование в целях ускорения темпов развития экономики. В 1950—1970 гг. промышленные инвестиции в Японии росли в 2,6 раза быстрее, чем в Англии, Франции и ФРГ, в 4 раза быстрее, чем в США. В 1968 г. инвестиции в основной капитал составили в Японии 34,7% ВНП по сравнению с 14% в США.

Ускорению темпов экономического роста содействовал и сравнительно низкий уровень военных расходов Японии.

Наконец, благоприятным для Японии фактором были сохранявшиеся в течение длительного времени низкие цены на нефть и другие виды сырья, импортировавшегося Японией, при сравнительно высоких ценах на машины, оборудование и другие товары японского экспорта.


4. Негативные последствия форсированного экономического роста.

Форсированный рост экономики имел ряд весьма негативных последствий. Под серьезной угрозой оказалась природа Японских островов. Речь шла не только о ее разрушении, но и появлении в Японии болезней, ранее не известных медицине. Эти болезни, получившие японские названия итай-итай (т.е. «больно!»), минамата и ряд других, были вызваны загрязнением окружающей среды, а именно, накоплением ртути и солей тяжелых металлов в морепродуктах. В частности, несколько жителей поселка Минамата (от него и пошло название заболевания) в префектуре Ниигата умерли после дол гой мучительной болезни, вызванной регулярным сбросом сточных вод заводом компании «Сёва дэнко». Большую тревогу у жителей городов вызывают вредные для здоровья и задевающие интересы населения близлежащих районов последствия деятельности предприятий: отравление воздуха гарью и ядовитыми веществами, порча ядовитыми отходами производства воды в реках и водоемах, систематическое нарушение отдыха жителей шумом работающих на предприятиях двигателей и других механизмов и т. п. Так, по сообщениям печати, в 1967 г. по всей стране было зарегистрировано 17 446 случаев причинения ущерба здоровью и интересам населения, в том числе 2606 — в Токио и 2293 — в Осака.

Пагубное воздействие на атмосферу больших городов оказывают все возрастающие потоки автомашин. По данным на май 1969 г., по всей стране находилось в эксплуатации 13 600 тыс. машин, причем их число растет из месяца в месяц. Так, только в феврале 1969 г. было приобретено 190 224 новые автомашины, что на 11,2% больше, чем в том же месяце предыдущего года. При этом зеленые насаждения в Токио составляют в среднем лишь 0,7 кв. м на одного жителя, в то время как в Париже — 8,9, в Лондоне — 9,2, в Нью-Йорке — 11,9 кв. м. Это прямой результат стихийности в застройке японских городов и высоких цен на квартиры в городских домах, побуждающих землевладельцев извлекать из своих земельных участков максимум выгоды и пускать их едва ли не целиком под застройку, не заботясь об отрицательных последствиях такой практики для жизни окрестного населения в целом.

Законодательная база природоохраны и защиты здоровья населения в Японии заметно отставала от экономического роста. Дела против компаний-загрязнителей тянулись годами. Только в мае 1970 г. был создан Центральный штаб борьбы с загрязнением окружающей среды, а в ноябре следующего года в парламенте был принят целый пакет законов по защите окружающей среды.

За послевоенные годы произошли резкие изменения в структуре занятости. К началу 70-х годов число занятых в первичных отраслях экономики — сельском хозяйстве, лесоводстве и рыболовстве— сократилось в два с половиной раза: с 48,3% в 1950 году до 19,4% в 1970 г., в добывающих отраслях промышленности — с 1,7% до 0,4%. В остальных отраслях экономики, в строительстве и обрабатывающих отраслях, и особенно в сфере обслуживания, в розничной и оптовой торговле, энерго- и газоснабжении произошло резкое увеличение числа занятых.

Менялась и социальная структура за счет роста удельного веса работающих по найму. Если в 1960 г. число тех, кто имел свое дело и существовал за счет него, составляло 22,7%, то к 1970 г. их число сократилось до 17,2%. Одновременно за этот же период число лиц наемного труда увеличилось с 53,4 до 65%.

Развитие шло по нарастающей. Исключение составил 1964 г. Огромной проблемой стала инфляция, приведшая к росту цен на многие предметы первой необходимости и на образование. В стране прокатилась волна студенческих протестов против повышения цен на обучение.

Но уже в 1965 г. вновь начинается полоса подъема, известного как «бум Идзанаги», продлившегося вплоть до 1973 г. Экономические успехи позволили добиться существенных сдвигов в социальном положении населения, обеспечить политическую стабильность и условия для дальнейшего роста экономики. Именно 60-е годы стали переломными в качестве и уровне жизни большинства японцев.

Быстро шел и процесс урбанизации. Резко уменьшается сельское население стра­ны. В 1966 г. оно сократилось .по сравнению с предыду­щим годом на 2,5%, в 1967 г. — на 2,3, а в 1968 г. — на 2%. Только в 1968 г. в город переехало 790 тыс. сельских жителей, главным образом молодежи (68,1% переехав­ших были выпускниками школ). В том же году времен­но покинули свои дома для работы в городе еще 240 тыс. человек. В результате к концу 1968 г. из 101 млн. насе­ления Японии в сельских районах проживало около 27 млн. человек.

Иное положение сложилось в крупных городах, на­селение которых быстро растет. Прежде всего это от­носится к столице. На 1 февраля 1969 г. постоянное на­селение Токио насчитывало 11 358 966 человек, что на 150878 человек больше, чем год назад. По предвари­тельным подсчетам, дневное население города, т. е. на­селение с учетом людей, приезжающих на работу в город из других городов и сельских районов, составло в 1975 г. 13637 тыс., а в 1985 г. — 14806 тыс. человек.

Заключение.

Бурное экономическое развитие позволило Японии решить задачи, стоявшие перед ней в первые послевоенные десятилетия — ликвидировать отставание от ведущих капиталистических стран по уровню промышленного развития, изменить структуру производства и экспорта в пользу тяжелой промышленности, добиться положительного сальдо платежного баланса, обеспечить занятость рабочей силы.

В этот период Япония совершила огромный скачок в своем экономическом развитии. Из среднеразвитой страны с преобладанием легкой промышленности и сельского хозяйства она превратилась в одну из ведущих индустриальных держав мира. Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте за 1957- 1973 гг. сократилась с 18,7% до 5,9%, а доля промышленности возросла с 32,3% до 44,7%. Из страны, имевшей постоянный дефицит торгового баланса, Япония превратилась в страну с его большим положительным сальдо, что позволило ей стать одним из крупных экспортеров капитала.

Вместе с тем, быстрый рост экономики породил ряд крупных проблем. Наиболее острой из них было загрязнение окружающей среды из-за чрезмерного развития материалоемких отраслей промышленности. Одновременно, все более сказывались нехватка земли и воды для промышленного использования, крайне неравномерное размещение производства по территории страны, дефицит рабочей силы (особенно молодых возрастов), перенакопление основного капитала в ряде отраслей.

Кроме того, по уровню жизни населения Япония еще сильно отставала от ведущих капиталистических стран. Хотя реальная заработная плата в промышленности в тот период возросла почти в 2 раза, средняя почасовая оплата труда была все еще существенно ниже, чем в развитых странах (в 1969 г. лишь 25% от уровня США и 60% от уровня Англии и ФРГ).

Неважно обстояло в Японии дело и с обеспеченностью жильем. Из-за быстрой концентрации населения в крупных промышленных центрах условия жизни большинства городских семей не претерпели значительных изменений, несмотря на существенно возросшие масштабы жилищного строительства: в конце 60-х годов примерно пятая часть городских семей жила в квартирах, где на одного человека приходилось менее 4 кв. м площади.

Япония по-прежнему значительно уступала развитым странам и по калорийности рациона питания. Так, в 1969 г. в Японии на одного человека приходилось в среднем 2447 ккал в день, в то время как в США — 3420, в Великобритании — 3280, в ФРГ — 2960, во Франции —3180.

Пожалуй, единственным показателем, по которому Япония прочно заняла место в одном ряду с развитыми капиталистическими странами, был уровень обеспеченности населения предметами длительного пользования: в начале 70-х годов холодильники имели 90,8% японских семей, стиральные машины — 91,6, пылесосы — 73,8, телевизоры — 89,8%.


Список использованной литературы

1. История Японии. Т. 2. 1868-1998. / под ред. А.Е. Жукова. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. – 703 с.

2. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицин И.М. История Японии: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» – М.: Высшая школа, 1988. – 432 с.

3. Латышев И. А. Лицо и изнанка «экономического чуда» Японии – М.: изд-во Наука, 1970. – 65 с.

4. Говоров Ю.Л. История стран Азии и Африки в новейшее время [Электронный ресурс] / Ю.Л. Говоров ; КемГУ. – Кемерово, б.г. – URL: http://www.history.kemsu.ru/oldversion/PUBLIC/govorov/gov_2-1-0.htm (03.04.08).