Смекни!
smekni.com

Трипольская культура (стр. 3 из 4)

Трипольцы занимались земледелием и скотоводством, достигли больших успехов в гончарном деле и ткачестве. Помимо зерновых и овощей, они выращивали фруктовые сады. Первые вишневые деревья на Украине были выведены именно трипольцами.

Наблюдается прогресс в различных сферах хозяйственной деятельности. Так, в Поднестровье возникают и развиваются кремнедобывающие и кремнеобрабатывающие мастерские, с появлением которых в употребление входят топора и тесла из кремнистого мергеля, а впоследствии - из кремня. Совершенствуется техника ретуши.

Глава 3.1 Хозяйство и инвентарь

Основное занятия племён трипольской культуры - земледелие и скотоводство; значительную роль играли охота и рыболовство, развивалась техника обработки меди. На памятниках трипольской культуры обнаружено большое количество богато орнаментированной посуды, орудия для занятий сельское хозяйством, ткачеством, деревообработкой, плетением, выделкой шкур, а также зёрна пшеницы и ячменя, кости животных и др. Племена трипольской культуры вели обмен с соседними племенами, медь получали с Балканского полуостров. О росте общинных богатств свидетельствуют клады (Карбунский клад).

Есть множество прямых доказательств мотыжно-земледельческого хозяйства этой культуры: отпечатки и остатки зерен, соломы и мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома и земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.

Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Проведенный исследователями анализ трипольских металлических изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников балкано-карпатской горной области.

Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Причем скотоводство постепенно занимало все большую роль в хозяйстве. Установлено, что у трипольцев было две породы быков - мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Для трипольского скотоводства характерно бесстойловое содержание животных, так называемое домашнее скотоводство. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его загоняли в загоны.

На поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства. Развитие промыслов зависело от конкретных местных условий, в которых находились отдельные поселения. Так, например, люди, жившие на среднем Днестре, больше занимались охотой, чем их соседи на Днепре.

Глава 3.2 Искусство

В любом трипольском жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий - блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, кубков, амфор, кратероподобных фруктовниц. Качество посуды бесподобное - она тонкая, гладкая, мастерски раскрашенная белой, чёрной, красной и тёмно-каштановой красками. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и какими-то знаками. Вероятно, эти знаки - первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить.

В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.

Оригинальной особенностью трипольской культуры являются глиняные статуэтки, свидетельствующие о больших успехах художественного вкуса и техники. Одна из этих статуэток из темно-красной глины изображает, например, женщину, с лицом, очень похожим на совиное, другая, покрытая коричневой краской, - женщину в сидячем положении с вытянутыми горизонтально ногами и сложенными руками и т.д. Интересны глиняные площадки, открытые профессором фон Штерном в местечке Петренах, Бессарабской губернии. Здесь кроме урн с человеческими костями находились маленькие сосуды с золой, костями животных или просом; вокруг на земле попадались каменные молотки и топоры, ножи, пилы из кремня и другие предметы. Среди найденных здесь сосудов большая часть расписана красной, черной или фиолетово-коричневой краской, реже - двумя красками - черной и красной. На некоторых сосудах на местах, оставшихся свободными от геометрического орнамента, изображены люди и животные - лошади, ослы, козы, собаки. Наряду с памятниками живописи здесь находятся и памятники глиняной пластики в виде человеческих фигур и быков с длинными расходящимися рогами.

Исследование художественного творчества Триполья-Кукутени показывает, что предметы искусства отражают специфику экономики и этапы развития социальной организации носителей культуры.

Процесс образования и развития трипольских орнаментов происходил от первоначальных изобразительных форм ("змей") к последующей деконструкции основы, дополнению ее новыми элементами, сопровождавшейся утратой исходных значений. Важную роль здесь сыграли "технический орнамент" и использование принципа обратимости орнамента и фона. Наиболее активно это происходило в начале развитого этапа и сопровождались распространением новых технологий росписи. Следующий этап развития декора отражает тенденцию к концентрации населения, когда массовое производство керамики обусловило упрощение орнаментальных композиций, воспроизведение стандартных схем. Переосмысление значений орнаментов приводит в конце развитого Триполья к дополнению их изображениями, не связанными с орнаментальной схемой, которая лишь оформляет поле композиции.

В развитии трипольской пластики наблюдаются иные тенденции. Если орнамент рассчитан на создание внешнего декоративного эффекта и обозначение принадлежности предмета к определенному классу изделий или группе людей (этносу, общине, роду, семье или социальной группе), то глиняные фигурки - воплощают конкретные образы. На начальном этапе трипольской культуры статуэтки, в отличие от орнаментов, наиболее схематичны и условны, похожи друг на друга. Они выступают в виде символов, значение которых понятно в пределах сферы, где они использовались - в пределах домохозяйства или небольшого поселка. Одна форма при этом могла изображать различных персонажей. В развитом Триполье наблюдается тенденция к бóльшей натуралистичности статуэток, максимальное развитие проявляющая в эпоху поселений-гигантов. Максимальное развитие пластических форм соответствует распространению сюжетных антропоморфных и зооморфных изображений на керамике. Происходит индивидуализация образов в процессе сложения иерархических социальных структур, а также возникает необходимость конкретизации изображаемых персонажей в условиях превращения родовых общин в коллективы, состоящих из сотен и тысяч людей, где значение фигурок должно быть четче определимо визуально. Схематизация пластики соответствует периоду распада культуры.

Глава 4. Идеологические представления и верования

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте сосудов. Сложный и довольно устойчивый орнамент на сосудах имел, несомненно, религиозно-магический смысл, он был связан с представлениями людей об окружающем мире, о вселенной. В орнаменте первобытные земледельцы выражали многое: дождь и ветер, смену дня и ночи, смену времени года. На сосудах они изображали пахоту и посевы, животных и стебли растений. На культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: сверху помешался образ Великой Матери мира, ниже - чудодейственное превращение зерен в колосья. На ряде священных мисок, предназначенных для ритуальных обрядов, нарисованы космические олени, с которыми связывалось действие небесных космических сил. В эпоху расцвета земледелия на сосудах появляются символические изображения Великой Матери - Вселенной. Богиня огромна, солнце - ее глаза, а небесная твердь изображена в виде бровей. Разнообразие сюжетов поразительно: здесь и переплетение косых потоков дождя, и тугие всходы посевов, охраняемые священными собаками.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Статуэтки обобщенно передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. При этом не имели существенного значения голова и лицо, которые обычно показаны на фигурах схематично, и руки, которые, как правило, обозначены совсем небольшими выступами. Статуэтки, возможно, дополненные еще одеждами, были своеобразными женскими божествами плодородия. Очевидно, не без основания в глину, из которой они сделаны, примешивали зерна пшеницы и муку. Своеобразными памятниками культа являются также глиняные крестообразные жертвенники и модели домов.

Бык, игравший в хозяйстве Триполья значительную роль как животное, доставляющее большое количество мяса, и корова, дававшая молоко, являлись объектом культа, существовавшего в эту эпоху во всем Средиземноморье и Дунайско-Днепровском бассейне, чем и объясняется распространенность изображений этих животных. Фигурки быков и расписные изображения известны во многих трипольских поселениях, а также среди западноевропейской спиральноленточной керамики.