Смекни!
smekni.com

Трипольская культура (стр. 4 из 4)

Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей.Н. Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели - бессмертия человеческой души.

Глава 4.1 Погребения

Весьма необычной чертой, отличающей культуру Триполья от прочих, современных ей, культур является отсутствие четко выраженного погребального обряда. Так, в северной части поселения в Драгустени, между тремя зданиями и периферией участка была обнаружено несколько, несвязанных между собой, частей человеческой кости: обгрызенный фрагмент бедра взрослого мужчины, фрагмент нижней челюсти взрослой женщины, фрагмент черепа взрослого мужчины, и полной голени 16-18-летних девушек. Бедро было найдено в четырех или пяти метрами от Жилища 14, голень была найдена в яме на краю Жилища 15, и нижняя челюсть и фрагмент черепа были найденная на расстоянии около полуметра от того же самого строения. Более частой находкой являются черепа или фрагменты черепов, в сравнении с остальными частями тела. В Триполье были найдены два фрагмента лобной части черепа; в Коломийщине удалось восстановить лобную кость; череп 60-летней женщины был найден в Траян-Делюл. В Луке Устинской был найден череп 12-14-летней девочки, в яме, наряду с раковиной Unio pictorum, костями животных, осколками кремния и глиняной посудой. А в Луке-Врублевой был обнаружен новорожденный, в яме около очага.

В Скантеи, в дополнение к рассеянным костным фрагментам, было найдено двойное погребение между двумя зданиями. Одно погребение было сильно нарушено, но менее чем в метре находилось второе, в намного лучшей форме, лежащее на спине. Грубые керамические сосуды были помещены около головы и ног покойного; рядом были найдены и кости мелкого рогатого скота (овец, козы, а также зуб лошади). Статуэтка располагалась в концентрации материала около головы. Неполные, но ясно прослеживаемые скелеты были найдены в Траян-Деалюл: 8 - 9-летний ребенок без головы, найденный в яме; безголовое тело 25-летнего мужчины, также в яме, помещенное сверху почти 30 целых и фрагментарных горшков.

Джон Шапман утверждал, что подобные церемониальные похороны, а также преднамеренная ломка специфических объектов (скульптурок) - есть некая альтернатива развитому погребальному культу соседних с Трипольем общностей. Если смерть была важна в пределах данных сообществ, тогда плоть и кости покойного не играли существенной роли; возможно именно по этой причине в большинстве случаев человеческие останки были так небрежно разбросаны по всему поселению, вместе с прочим бытовым мусором, костями животных, вышедшими из употребления инструментами и разбитыми керамическими сосудами.

Более вероятно, все же, что прежнее отсутствия похорон связанно с представлениями культуры Триполья о смерти, согласно которым, человек, когда умирает покидает свое тело, физическое вместилище / транспортное средство, и соответственно оно становится уже ненужным объектом.

Заключение

Важность изучения истории древнейших земледельческих племён Восточной Европы - основателей так называемой Трипольской культуры - не подлежит сомнению. Эти племена жили в Днепровско-Днестровском бассейне. Они создали яркую, своеобразную культуру, прошли длительный путь исторического развития, в котором значительную роль играли связи с земледельческими племенами Средиземноморья. Они явились одним из тех образований, на основе которого сложились затем славянство и другие этнические группы. Памятники и материалы трипольской культуры являются важным источником для изучения истории племён родового общества, населявших в III-II тысячелетиях до н.э. обширные территории Поднепровья, Побужья, Поднестровья.

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

.Изучением трипольской культуры занималось большое количество ученых, по данной теме написано множество трудов.

2.Эпоха Триполья делилась на три периода, для каждого из которых были характерны разные виды поселений. Исследуя культуру по периодам, можно увидеть, что она прошла начальную стадию, стадию расцвета и упадка.

.Трипольская цивилизация являлась одним из наиболее ранних центров развития планеты. У представителей этой культуры была весьма развита экономика, присутствовало уже не присваивающее, а производящее хозяйство, был налажен обмен.

.Также, данные исследования показали, что духовное развитие племен трипольской археологической культуры было на высоком уровне. Трипольская культура являлась переходом от первобытного общества к цивилизации.

В этой работе приведены лишь общие сведения о разных сферах жизни племен Триполья. И из этого следует, что данная работа может иметь перспективу развития, например, более глубокое изучение данных каждой главы.

Список литературы

1.Археологические культуры: трипольская. URL: http://www.archaeology.ru/AK/AK_tripolskaja_00.html

.Бибиков, С.Н. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестре, - МИА, № 38, 1953 - 460 с.

.Большая советская энциклопедия // Трипольская культура. URL: http://dic. academic.ru/dic. nsf/bse/141160/Трипольская

.Вернандский, В.Г. История России. Древняя Русь, Аграф - М.: 1999 - . с.448

.Даниленко, В.Н. Неолит Украины / Главы Древней Европы Юго-Восточной Европы, - изд. "Наукова дымка" - Киев: 1969 - 258 [2] с.

6.Кричевский, Е. О процессе исчезновения трипольской культуры // Палеолит и неолит СССР.М. - Л.: Изд-во АН СССР, МИА № 2. - 1941 - с.245-253.

.Любавский, М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века, - С. - П.: 2000 - 249 с.

.Мартынов, А.И. - Археология СССР. - М., Высшая школа: 1973 - 296 с.

.Палагута, И.В. Искусство ранних земледельцев Европы: культурно-антропологические аспекты, - автореферат диссертации, 2010.

.Пассек, Т.С., Периодизация Трипольских поселений (III-II тысячелетие до н.э.) / Пассек Татьяна Сергеевна. - М.: Изд-во и 2-я тип. - Изд-ва Акад. наук СССР в М.: 1949 - 247 с.

.Пассек, Т.С., Раннеземледельческие (Трипольские) племена Поднестровья / Пассек Татьяна Сергеевна. - М.: Изд-во Акад. наук СССР: 1961 - 228 с.

.По следам древних культур / под ред.Г.Б. Федорова. // Первые земледельцы / Пассек Т.С. - с.47-70, государственное издательство культурно-просветительной литературы: 1951 - 268 [3] с.

.Сергеев, Г.П. Раннетрипольский клад у с. Карбуна // СА. - 1963. - № 1. - с.135-151.

.Стражный, А. Украинский менталитет. Иллюзии, мифы, реальность / Архетипы древних племён Приднепровья. - Киев, - изд. Подолина.: 2008 - 384 с.

15.Шилов, Ю.О. Источники истоков украинской этнокультуры XIX тыс. до н.э. - II тыс. до н.э. - К.: 2002.

.Хвойко, В.В. Каменный век Среднего Приднепровья // Тр. XI Археологического съезда в Киеве в 1899 году. - М.: 1901. - Т.1. - с.730-812.

.Археология СССР. Энеолит СССР. - Академия наук СССР. Институт археологии.М., Наука: 1982 - 359 с.

18.Bailey, D. W. Prehistoric figurines: representation and corporeality in the Neolithic. - London - New York: 2005.