Смекни!
smekni.com

Мусульманские священнослужители Урала в современный период (стр. 2 из 3)

Примечательно, что треть всех имамов Уральского региона родом из Башкортостана и Татарстана – древних центров исламской культуры и образования. Заметное место занимают и имамы из других стран – Центрально-Азиатских государств и Азербайджана (9 %). Это связано с интенсивной миграцией на Урал, наблюдаемой в последние два десятилетия.

Исламовед Р. Силантьев делит российское мусульманское сообщество на три региональных уммы – Поволжскую, к которой относятся татары, мишари, сибирские татары, башкиры, Кавказскую и Среднеазиатскую [см.: Силантьев, 12–13]. Среди имамов Урала доминируют представители Поволжской уммы (92 %), второе место занимают представители Средниазиатской уммы (5 %), Кавказская же умма – в меньшинстве (3 %). Среди имамов Поволжской уммы доминируют татары (68 %), второе место занимают башкиры (15 %). Представлены и сибирские татары, занимающие посты имамов в основном в Тюменской области (7 %). А мишари – выходцы из Нижегородской области и Центральной России, – только 3 %. Кавказская умма (тоже 3 %) в базе данных представлена тремя национальностями – кумыками, азербайджанцами и чеченцами, в то время как Среднеазиатская умма (5 %) представлена почти полностью (казахи, киргизы, таджики, узбеки).

Данные исследования свидетельствуют, что почти пятую часть изучаемой группы имамов (17 %) составляют продолжатели семейных традиций, которые среди своих родственников имели имамов, а следовательно, получили возможность начать религиозное обучение на дому. Почти половина имамов родились в семьях колхозников и крестьян. Избрание ими духовной профессии может объясняться соображениями престижности и знакомства с самого детства с элементами религиозной культуры, распространенной в крестьянской среде мусульманских народов Урала и Поволжья. Относительно высок процент происхождения из семей рабочих (19 %), что объясняется вызванным индустриализацией переселением сельских жителей в города, но при этом татары и башкиры сохранили связь с исламскими традициями. Многие стремились научить детей основным молитвам и обрядам жизненного цикла, что и породило среди данной группы желание глубже изучить ислам. Из среды интеллигенции и служащих вышло наименьшее число имамов (7 %), поскольку интеллигенция традиционно менее религиозна.

Важной характеристикой социального облика имамов является то, каким путем они пришли к религии. Почти половина уральских имамов (37 %) указали, что к служению во имя ислама их подтолкнула религиозная атмосфера в семье, 16 % изучаемой группы встали на путь ислама под влиянием религиозных книг и философских размышлений, 8 % испытали влияние религиозных проповедей и поступков религиозных людей. Четверть респондентов стали имамами в результате активной общественной деятельности, как правило, связанной с возрождением национальных традиций татарского и башкирского народов. Только 2 % уральских имамов пришли к служению в результате пережитого мистического сновидения: как правило, сон был связан с потерей близких, во время сна, по словам респондентов, голос Аллаха или погибших родственников призвал их стать имамами.

Исследование семейного положения имамов Урала показало, что большинство (85 %) имамов состоят в браке. При этом трех и более детей имеет лишь четверть изучаемой совокупности. Не свойственная для исламского духовенства малодетность связана, на наш взгляд, с трудным материальным положением этой группы священнослужителей. Так, средняя зарплата сельского имама составляет 3 тыс. рублей, городского — 5 тысяч.

Важной характеристикой социального облика имамов является участие в паломничестве. Данные исследования показали, что лишь 30 % уральских имамов имеют почетный титул хаджи, свидетельствующий о выполнении пятого столпа ислама – совершения паломничества в Мекку и Медину, 58 % имамов еще не совершили хаджа, что, вероятно, связано либо с плохим здоровьем, либо с высокой стоимостью данного мероприятия (по данным на 2009 г., паломничество обходится в 90–130 тыс. рублей).

Наличие духовного образования является необходимым условием для получения должности. Система исламского образования многоступенчата и состоит из мектебе — приходской школы, среднего или высшего медресе, а также исламского университета. Анализ образовательного уровня имамов Урала показал, что половина (49 %) священнослужителей не имеют официального духовного образования, 15 % имамов имеют среднее духовное образование. 24 % имеют высшее духовное образование, и лишь каждый десятый (9 %) имеет и среднее, и высшее духовное образование.

Таким образом, практически половина (48 %) имамов Урала имеют духовное образование. В основном это представители молодого поколения (до 50 лет), которые целенаправленно обучались в лучших российских и западных медресе и успешно справляются со своими обязанностями, а 46 % имамов вообще не учились в медресе.

Что касается светского образования, то согласно исследованию 82 % имамов не имеют высшего светского образования. Треть из них (29 %) закончили только школу, треть (35 %) – дополнительно к школьному образованию средне-специальное учебное заведение: техникум (строительный, автодорожный, нефтяной), колледж, училище (медицинское, художественное, профтехучилище). В основном уральские имамы получили технические специальности.

Об уровне образования имамов также может свидетельствовать владение иностранными языками: 40 % знают один иностранный язык, не считая русский (чаще всего арабский), 14 % более одного (второй после арабского по степени распространенности язык – турецкий). Необходимо отметить, что 57 % имамов в той или иной степени знают арабский язык, 37 % не знают арабского языка.

Имамы Уральского региона, в целом, люди не публичные, скромные и не стремящиеся демонстрировать свое активное участие в общественной и политической жизни: 67 % имамов никак не проявляют себя в СМИ, 28 % не участвуют в общественных мероприятиях. В то же время имеется весьма активное меньшинство: 21 % часто выступают в газетах, на радио и телевидении, 9 % имамов редактируют газеты, сайты и телепрограммы, 3 % пишут книги – в основном богословского и исторического содержания, 30 % участвуют в общественной жизни в силу своего положения либо по приглашению. Почти половина (42 %) имамов принимают активное участие в мероприятиях. В эту группу входят все муфтии и казыи, которые являются членами межконфессиональных советов при губернаторах, а также международных исламских организаций.

Приступая к анализу карьеры уральских имамов, необходимо обратить особое внимание на их первое место работы. Лишь 16 % уральских имамов сразу посвятили себя религии и пошли работать в мечети муллой или муэдзином, что и было отправной точкой для их дальнейшей духовной карьеры. К этому типу людей принадлежат либо имамы старшего поколения, занимающие сегодня руководящие посты в российской мусульманской структуре, либо молодые имамы нового поколения, которые в условиях религиозного возрождения 1990 – начала 2000-х гг. решили посвятить себя религиозной работе. В то же время большая часть будущих имамов начинали свою трудовую биографию с профессий, никак не связанных с религиозным служением. У 48 % имамов были рабочие профессии (мастер на заводе, автослесарь, экскаваторщик, водитель, крановщик, строитель и т. д.) и у 20 % – интеллектуальные профессии (журналист, врач, инженер, учитель).

На основе изучения биографий имамов Урала можно констатировать, что социальный облик этой группы достаточно разнородный. При этом можно выделить три типа карьер.

В первую группу входит больше половины имамов. Они имеют большой опыт светской карьеры, т. е. пришли в духовную сферу, проработав и попробовав себя в светской жизни. В основном это выходцы из сельской местности или небольших городов, родившиеся в семьях рабочих и крестьян. Имамами они стали, уже выйдя на пенсию, по просьбе односельчан, получив минимальное религиозное образование. В общественной жизни эти люди не очень активны, отличаются скромностью поведения и не стремятся демонстрировать свои заслуги. Как правило, они пользуются большим уважением общины, однако ввиду невысокого уровня духовного образования способны проводить лишь исламские обряды жизненного цикла.

Вторая группа (16 % имамов) – это настоящие профессионалы своего дела, сознательно пошедшие по духовному пути, минуя светскую карьеру. В основном это молодые, активные люди, получившие хорошее религиозное образование, зачастую обладающие литературными способностями. Многие из них целенаправленно посвятили свою жизнь возрождению ислама в тех местах, куда их направила централизованная мусульманская организация, имеют неплохие шансы на хорошую религиозную карьеру.

И, наконец, третья группа имамов – люди с небольшим опытом светской работы (8 %). Они попробовали себя в мирских профессиях, но поняли, что лучше могут проявить себя в иной сфере – духовной. В основном это люди активного трудового возраста (30–50-летние), из религиозных семей, получили светское и духовное образование. Все они знают арабский язык. Значительная часть представителей этой группы достигли существенных успехов в духовной карьере, став казыями, муфтиями или имам-мухтасибами.