Смекни!
smekni.com

Музейные ресурсы Санкт-Петербурга в турах для школьников (стр. 6 из 16)

д) по форме проведения различают:

· экскурсия-лекция,

· экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений,

· экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.,

· обзорная экскурсия,

· экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации,

· экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения,

· учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников,

· показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.,

· рекламная экскурсия,

· экскурсия-демонстрация.

Возможны и иные классификации экскурсий. Во многих городах России, на протяжении многих лет успешно внедряется идея «музейных ночей» (ил как она называется «Ночь музеев») – ночных экскурсий по экспозициям музеев. Это ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев. Почти 2000 музеев открывают свои двери на всю ночь один раз в год.

Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Каждая рассмотренная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей:

· отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;

· определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

· выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;

· отбор правил техники ведения экскурсии.

Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной – 10-12 залов, но только 5-10 памятников[ [28]].

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала – тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте – одна из отличительных черт экскурсии в музее.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера. В рассказе в основном используется прием описания или характеристики объекта, цитирование подлинных документов или их копий. Успешное проведение экскурсии во многом зависит от умения экскурсовода подать материал, заинтересовать посетителя темой. Экскурсия должна быть «адресной», т.е. учитывать особенности именно данной группы посетителей. Экскурсоводу важно установить контакт с аудиторией, расположить к себе людей.

Экскурсия состоит из трех основных частей: вступительная беседа, основная часть, заключительная беседа. В подготовке экскурсии участвует широкий круг работников музея: экскурсоводы, методисты, научные сотрудники (такой перечень участников скорее характеризует работу крупного музея с большим штатом). Некоторые музеи, обычно небольшие по размеру и штатам, могут не иметь специальных должностей экскурсоводов, эту роль могут выполнять научные сотрудники.

Работа по подготовке и проведению экскурсии начинается с формулировки темы, определения целей и задач, составления библиографии (источников и исследований), работы с литературой. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, определяются ее структурные части, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются оптимальные методы представления экспонатов, логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

Работа с детской и взрослой аудиторией предполагает разные методы построения повествовательного рассказа. Детям можно давать информацию, делая акцент на ее познавательности и новизне. Для них привычно и естественно, что взрослый человек знает больше, может рассказать что-то новое и интересное. Можно и задавать вопросы, и устраивать викторины, состязания в знаниях. Совершенно неприемлемо такое построение рассказа экскурсовода для взрослой аудитории. Наиболее емко приемы работы с взрослой аудиторией описал К. Хадсон, обозначив их как «подход Анже» (по названию Музея Давида д'Анже). Он рекомендовал исходить из трех положений: «во-первых, посетитель пришел, потому что ему хочется, потому что он искренне заинтересован; во-вторых, он не ждет для себя от музея проблем и трудностей, в-третьих, входя, посетитель ничего не знает о теме, которой посвящен музей, и рассчитывает за время осмотра получить в обмен на стоимость билета нечто весомое. Он считает, что он не хуже других, и музей не должен разубеждать его в этом» .

Потому вопросы, обращенные ко взрослой аудитории, рекомендуется задавать в косвенной форме: «Как Вы, наверное, помните…», «Вы, конечно, знаете…» и т.п. Это позволяет посетителю получать знания, не испытывая дискомфорта от собственного невежества, дает возможность создать впечатление доверительной беседы, где собеседники равны и друг другу интересны. Важную роль играет эмоциональный настрой экскурсовода. Начинающим экскурсоводам иногда советуют «переволноваться», т.е. проявить излишнюю эмоциональность, чем не продемонстрировать никаких чувств.

В заключительной части экскурсии важно предусмотреть часть, состоящую из ответов на вопросы. Экскурсовод должен проявить интерес к тому, какое впечатление произвел его рассказ на экскурсантов, что нового они узнали и т.д. Если вопросы «иссякли», не следует просто оставлять группу. Положительные впечатления закрепляются самостоятельным осмотром, что и следует предложить. Если экскурсия была тематической (не по всей экспозиции), то следует предложить осмотреть музей или посетить его в составе других экскурсий.

Экскурсовод вполне может «рекомендовать» какие-то музейные мероприятия, сообщить о дате их проведения, вручить листки с аннотациями и памятками о таких мероприятиях. Можно еще раз «напомнить» о рекреационных зонах: магазинах, киосках и т.п. Приобретенные там буклеты, сувениры и т.п. закрепят память о посещении музея. Главное делать это именно в виде «рекомендации доброму знакомому», не навязывая свои услуги и предложения, как обязательные к исполнению. Посетитель должен унести из музея положительные эмоции и желание еще раз вернуться.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- методика проведения экскурсий в широком смысле представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям;

- методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа.

Таким образом, экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Даже при продуманной подготовке невозможно обеспечить высокое качество экскурсии, если неграмотно ее провести. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии, и делится на две части: методику показа и методику рассказа. Экскурсии могут проводиться в помещении музея, а также за его пределами. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях. В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ.