Смекни!
smekni.com

Исковое производство в гражданском судопроизводстве (стр. 4 из 13)

Право на иск связано и с возможностью соединения и разъединения исковых требований (ст. 127 ГПК РФ). В силу принципа диспозитивности подобным правом обладает прежде всего истец, соединяющий в исковом заявление несколько взаимосвязанных требований (об установлении отцовства и взыскании алиментов, о признании права собственности на имущество и об исключении его из описи, о признании права на жилое помещение и о вселении).

Иногда возможность рассмотрения в одном деле несколько исковых требований специально оговаривается в законе. Так, в соответствии с Семейным кодексом РФ в бракоразводном процессе могут быть рассмотрены заявления супругов о взыскании алиментов, о передаче детей на воспитание, о разделе совместно нажитого имущества. Рассматривая иск о лишении родительских прав, суд одновременно разрешает и требование о взыскании алиментов. На практике судьи очень осторожно подходят к использованию права на соединение в одно производство нескольких требований, поскольку это осложняет процесс рассмотрения дела и вынесения по нему законного и обоснованного решения.[19]

В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом в заявление должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения данных прав, свобод или законных интересов лица (п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ).

Норма ч.1 ст.3 ГПК РФ корреспондирует норме ч.1 ст.4 ГПК РФ, которая устанавливает, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод или законных интересов. В противном случае судья обязан отказать в принятии заявления на основании п.1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организациям или гражданином, которым не представлено такое право. Отметим, что предложение, завершающее п.1 ч. 1 ст.134 ГПК РФ (в заявление, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя), применимо не к исковому, а к публичному производству.

Нетрудно заметить, что вышеуказанные процессуальные нормы взаимосвязаны. Из их анализа следует, что лицо при обращении в суд должно ссылаться на нарушение (оспаривание) его прав, свобод или законных интересов, т.е. на наличие юридического факта процессуального характера, являющегося условием возникновения права на предъявление иска. Следовательно, заинтересованность лица носит предположительный характер. Оно предполагается до тех пор, пока не будет установлено обратное. Поэтому отказ суда в принятии искового заявления (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ) или прекращение производства по делу (абз. 2 ст. 220 ГПК РФ) возможны лишь в тех случаях, когда из заявления очевидно следует вывод о незаинтересованности истца. Определением Воронежского областного суда от 12 июля 2007г. по делу №33-1815 производство по делу было прекращено, поскольку отсутствующее землеустроительное дело само по себе не может нарушать чьих-либо прав или законных интересов, а в силу ст.3 ГПК РФ судебной защите подлежит лишь нарушенные либо оспоренные права, свободы или законные интересы.[20]

Как видно из приведенного примера, у суда должно сложиться однозначное мнение о том, что права, свободы или законные интересы лица не могли быть нарушены (оспорены) и что нет никакой необходимости в рассмотрении и разрешение дела по существу.

Способ установления права лица возбуждать гражданское дело от своего имени в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований закреплена в законе (ч. 2 ст.4 ГПК РФ). Отметим, что норма ч.2 ст.4 ГПК РФ является общей по отношению к специальным нормам ст. 45,46 ГПК РФ, поскольку последние ее конкретизируют.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод или законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Федеральным законом от 05 апреля 2009 г. №43-ФЗ прокурор наделен правом обращаться в суд в защиту социальных прав граждан (на труд, социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, отцовства и детства, медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и муниципальном фондах) на основании соответствующегося обращения к нему граждан. Раннее заявление в защиту граждан могло быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не смог сам обратиться в суд.

До недавнего времени был спорным вопрос о том, что считать «неопределенным круг лиц». В теории гражданского процессуального права по этому поводу высказывались различные точки зрения[21]. На практике часто возникали трудности. В настоящее время, ситуация изменилась, поскольку по данному вопросу появились разъяснения Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции субъектов РФ.

Приведем несколько примеров из судебной практики

Прокуроры Добринского и Задонского районов Липецкой области в суд с иском к ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» в интересах неопределенного круга лиц-членов семей ряда категорий граждан, повергшихся воздействию радиации в следствие чернобыльской катастрофы о признании противоправным действий по непредставлению льгот по оплате потребляемой электроэнергии. Однако прокурор не обладает таким правом в интересах значительного числа граждан. Понятие «значительное число граждан» и «неопределенный круг лиц» не равнозначны. в первом случае есть возможность в исковом заявление указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, каждый из них индивидуально должен быть извещен судом о времени и месте судебного заседания. Названные обстоятельства отсутствуют в случае предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц, поскольку их невозможно индивидуализировать, т.е. четко определить. Поэтому производство по делу должно быть прекращено на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.[22]

В Постановлении Президиума Иркутского областного суда от 28 января 2008 г.[23] указано, что под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, перечислить в судебном постановлении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Понимание права на обращение в суд различалось в зависимости от эпохи развития гражданского процессуального права. Традиционно право на обращение в суд за судебной защитой связывалось с наличием целого ряда предпосылок. Такой традиционной позиции в частности придерживается Гурвич М.А.

Как отмечает Ференц-Соронский,[24] право на предъявление иска связывается законом с наличием определенных минимальных условий, так называемых предпосылок права на предъявление иска. Предпосылками права на предъявление иска являются юридические факты, с наличием или отсутствием которых закон связывает возникновение судебного права на предъявление иска по конкретному гражданскому делу. Различаются предпосылки общие и специальные в зависимости от круга дел, по которым они применяются, и положительные или отрицательные в зависимости от того, с наличием их или отсутствием связывает закон возникновение права на иск в процессуальном смысле.

Ярков В.В. подвергает критике такую позицию, отмечая, что в период становления судебной власти и последовательной реализации в Конституции России и процессуальном законодательстве доступа к правосудию следует иначе смотреть на теорию предпосылок. Он отмечает, что такая концепция носила по-своему прогрессивный характер, т.к. ограничивала четкими критериями – определенными, пусть и большим количеством предпосылок – свободное усмотрение судей при принятии заявления о возбуждении дела. Теперь же при расширении сферы судебной защиты и признании права на обращение в суд за практически каждым лицом возникает необходимость иной теоретической и практической трактовки права на обращение в суд и самой динамики возбуждения дела в суде.[25]

Среди общих (и по сути основных) предпосылок необходимо выделить:

1. Процессуальная правоспособность истца. Лицо не правоспособное такой возможности лишено.

2. Подведомственность спора суду. Подведомственность очерчивает общие рамки, границы существования право обращения в суд. Наличие правоспособности без подведомственности не может привести к возникновению данного права.

Два вышеназванных условия (предпосылки) в комплексе образуют право на иск, где правоспособность определяет субъекта, а подведомственность фактически распределяет судебные органы.

Что касается других предпосылок, в частности: необходимость соблюдения предварительного досудебного порядка разрешения спора; отсутствие вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете по тем же основаниям; отсутствие между сторонами договора о передачи спора в третейский суд, а так же отсутствие определения суда о принятии отказа истца от тождественного иска либо о прекращении тождественного спора мировым соглашением, то они являются основаниями к отказу в принятии искового заявления.

Таким образом, отсутствие одних предпосылок свидетельствует и об отсутствии у истца права на иск, что лишает его возможности когда бы то ни было обратиться в суд с подобными требованиями, другие же предпосылки свидетельствуют лишь о невозможности реализовать право на иск в настоящий момент, ввиду препятствий к тому, однако не исключают такой возможности в будущем после их отпадения.