Смекни!
smekni.com

Поиск романтического идеала в русской литературе XX века (стр. 3 из 5)

Были и другие произведения, в которых основным был конфликт между личностью, духовно не порвавшей с прошлым, и передовыми представлениями трудящихся масс как носителями социалистического идеала. Такие произведения отражали судьбы старой интеллигенции. Зайцев Б. К. в произведение “Дальний край” посвятил именно им молодым богато одаренным внутренне, но отвлеченным от мира реальности романтической устремленностью к вечному, в “дальний край”. Они лишены общественного темперамента, “слабы, нежны и трогательны, как дети”.

В первой половине 30-х годов были популярны такие романы, как “Дорога на Океан” Л. Леонова, где сила воли и социалистический оптимизм одерживали верх над превратностями судьбы и тяжкими недугами.

Большое место в прозе того времени заняла тема деревни. Причем особое внимание писатели уделяли бытовым эпизодам, этнографическим и географическим описаниям, человеческим характерам и судьбам героев, в частности крестьянина-середняка, потому, что изменения, проходившие тогда на селе, затрагивали не только экономическую сторону жизни, но и ломали столетиями складывающуюся психику людей.

Одной из наиболее сложных проблем, с которой столкнулись художники, была проблема взаимоотношения города и деревни. В некоторых произведениях поэтизировалась идея “власти земли”, деревенской “естественности” как источника нравственного здоровья человека и противопоставлялась “развращенному городу”. Таковы романы А. Тверяка “На отшибе”, “Передел”, “Две судьбы”. Полемическими по отношению к ним были романы Н. Брыкина “Земля в плену” и “Стальной Мамай”.

Особое место в прозе занимало население сёл: бедняк, середняк, от решения которого зависела судьба коллективизации, и кулак. Первый и последний все время “воевали” между собой.

Величайшим произведением, посвященным теме изменения деревни, стал роман М. Шолохова “Поднятая целина”. Писатель изобразил не какие-либо отельные стороны периода коллективизации, а саму эпоху с ее сложными и противоречивыми коллизиями, раскрыл неотвратимость торжества нового в колхозном строительстве, показал всемирно-историческое значение этого нового. В “Поднятой целине” отражены три типа жизненных конфликтов эпохи: во-первых, это споры между силами старого мира и социалистической новью; во-вторых, противоречия в сознании крестьянина-середняка; в-третьих, некоторые несогласия в среде тех, кто проводил коллективизацию. Но уже во второй половине 30-х годов тема перестройки деревни постепенно отошла на второй план.

Писатели тогда описывали не только городскую и сельскую жизнь, часто они обращались к истории нашего государства, так особого расцвета достиг исторический роман. В центре сюжетной композиции - подлинные конфликт и личность. Особое внимание романисты обращали на героизм обездоленного люда в самоотверженной борьбе с виновниками народных бедствий. Так же почетное место в таких произведениях занимали носители идей патриотизма и национального прогресса, в том числе выдающиеся государственные деятели, полководцы, возглавлявшие освободительные войны русского народа. Наиболее яркие исторические романы: “Петр I” А. Толстого, “Цусима” А. Новикова-Прибоя, “Севасто-польская страда” С. Сергеева-Ценского, “Емельян Пугачев” В. Шишкова, трилогия “Радищев” и другие.

В тот период появились социально-философский, социально-публицистический роман и роман воспитания. Новые черты приобрел психологический роман. Писатели более пристально стали вглядываться и подробнее прослеживать тончайшие переживания героев, у которых есть “невыдуманная” биография. Они ничем не примечательны внешне, их поступки обычны, такая же и обстановка действий.

Страницы романов завоевали люди скромные и простые. Разрешения противоречий между личностью и обществом в пользу последнего возвышало человека, обогащало и развивало его творческие силы, сливая личность с трудовым коллективом, вдохновляя ее на служение общенародному делу.

Произведения 30-х годов объединяет изображение народной жизни. Ф. Гладков, А. Малышкин, Ю. Крылов, А. Тверяк, Н. Брыкин и Л. Леонов показывают героические усилия народа в борьбе за национальную независимость своей родины. Подчеркивается созидательная, преобразующая творческая сила народа. Освещаются важнейшие этапы формирования русской государственности, появляется тема русской воинской славы русского национального характера.

22 июня 1941 года на СССР напала фашистская Германия. Эта война стоила русскому народу неимоверных лишений. Было уничтожено огромное число городов и деревень. Погибли миллионы людей. Однако ничто не могло сломить дух нашего народа, проявившего в войне невиданное единение, самоотверженность и массовый героизм.

Литература в годы Великой Отечественной войны сыграла немалую роль. Более 1000 писателей ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза. Около 300 мастеров слова не вернулись с поля боя. Художники жили едиными интересами с борющимся народом, со всей Родиной и чувствовали себя “окопными поэтами”. Да, и вся литература в целом была “голосом героической души народа”. Творческие силы писателей были подчинены общим задачам. Все стремились к объединению своих усилий для выполнения прямого долга перед Родиной. В неимоверно трудных условиях отстаивали независимость страны. Лозунг “Все силы - на разгром врага!” можно отнести и к работе литераторов. Будучи на войне писатели с воззваниями обращались к солдатам и офицерам Красной Армии. “Ни шагу дальше!” А. Толстого звучало как приказ, в то же время и писатели поддерживали в народе светлую мечту о победе, превратив ее в святое чувство; задушевно беседовали о Родине, о жизни и смерти, призывали к стойкости, мужеству и упорству. В эти годы значительно возросло число романтических произведений, в которых поэтизировались боевые подвиги. (“Морская душа” Л. Соболева, “Мать” А. Довженко, “Чайная роза” Б. Лавренева и другие). Литература воспевала героизм тех, которые испытали голод и лишения и познали первые радости значительных побед, стали защитниками Бреста, Москвы, Ленинграда и были в атакующих колонах на самом переломном острие войны - в Сталинграде, под Новороссийском и Курском.

Особенно ярко, по-романтически, описываются подвиги моряков (Л. Соболев, Л. Соловьев), разведчиков, партизан (Н. Ляшко), матерей воинов (А. Довженко), стойких и мужественных командиров (В. Кожевников), летчиков, артиллеристов, стариков и детей. Поэтизируются высокие нравственные качества людей, воспевается чистая, возвышенная и самоотверженная любовь. Многие романы основаны на фактическом материале, чаще всего они построены на ситуациях исключительного характера. В новелле Л. Соболева “Батальон четверых” рассказывает о том, как четверо русских солдат, имея на руках раненого товарища, отбились от сотен врагов, прорвали кольцо окружения и вышли к своим. Мерой стойкости для них стала сверхмера. Романтические герои - натуры цельные. Борьба для них - жизненная необходимость, а героизм - естественное проявление этой борьбы. Они люди действия. Только борьба, только победа! Не избегая опасности, они идут навстречу ей и совершают героические подвиги по приказу своей совести. Такова отважная женщина из рассказа “Мать” А. Довженко, Мария Стоян, спрятавшая у себя наших летчиков. Поэтика романтических произведений была подчинена одному - показать в возможно яркой и полной форме героические подвиги советских людей.

Первым крупным завершенным памятником об Отечественной войне была “Молодая гвардия” А. Фадеева. Автор обратил внимание читателя на небывалую силу духа русских людей, истоки мужества, стихийное и сознательное в борьбе, силу партии и инициативу самих масс, проблему отцов и детей. Этот роман был переведен на многие языки мира.

В годы войны создавались и произведения о судьбе человека на войне. Человеческое счастье и война - так можно было бы сформулировать тему романов “Просто любить” В. Василевской, “Третья палата” Б. Леонидова и других. Более ярко эта тема раскрылась в послевоенные годы.

Именно во второй половине 40-х годов остро встал вопрос о связях нашего народа со своим героическим прошлым. Исторический роман завоевал еще большую популярность. Вышли в свет “Порт‑Артур” А. Степанова, “Дмитрий Донской” С. Бородина, “Багратион” С. Голубова, десятки книг, посвященных монголо-татарскому нашествию, в которых особое место уделено образу военачальника. Проза военных лет - это эхо героизма нашего народа. Все люди разные, но у них было одно желание. И литература воссоздала образ народа-победителя, который как нельзя лучше соответствовал настроениям общества в дни великой битвы.

Вторая мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. Так в постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” от 14 августа 1946 года партия призывала советских художников к активному служению социалистическим идеалам, преодолению индивидуализма. Тогда же определились три основных пласта в литературе: воина, современность и история России.

Большое место заняла тема военных действий. Теперь писатели более углубленно и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В. Некрасов, Б. Полевой, В. Панова, Э. Казакевич и другие прослеживали его путь в связи с бурным течением событий. Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея - осознания своего места в жизни. Они знали, что ход и итог битвы зависит от того, как каждый из них выполнит свой гражданский долг. Лучшие черты характеров художники раскрывали точно. Подвиги романтически приукрашивались самоотдача героев Родине послужила маяком для новых поколений, для тех, кто жил в мирное время.