Смекни!
smekni.com

Поиск романтического идеала в русской литературе XX века (стр. 4 из 5)

Им пришлось возрождать великую страну на опустошенной фашистским нашествием земле. Поэтому, изображая современность, писатели особое внимание уделяли трудовым усилиям народа. Постепенно в центре литературы становится образ героя-строителя, колхозника, сталевара, адресующих свою продукцию уже не войне, а миру. Они отдают все свои силы на восстановление хозяйства. Теперь основной конфликт романа, личные судьбы героев развертывались вокруг “производственного дела”. Писатели пытались осмыслить трудовую деятельность человека, поэтому главные герои, особенно у Гранина, изображались односторонне, они не обладали крупными характерами, способными вместить черты хотя бы своего поколения. Но все-таки романтики углублялись в духовный мир человека. Отчетливо это проявилось в лучших произведениях, посвященных людям деревни. А Кочетову В. удалось изобразить рабочего как духовно богатую личность, борющуюся против бесхозяйственности.

Главным героем оставался народ. Это же было присуще и историческому роману послевоенных лет. Если раньше романтиков привлекали отдельные личности, то теперь судьбы больших человеческих масс. Авторы сосредотачивают внимание на таких качествах русского характера, как воинская доблесть, самоотверженность и товарищество, творческие созидательные силы как исконные черты русского народа на разных исторических этапах. Большой популярностью пользовались романы о борьбе народа за освобождение (“Остров Буян” (1948), “Степан Разин” (1951), С. Злобина), о восстание декабристов (“Первенцы свободы” (1950), О. Форш), о пролетарских революциях (“Первые радости” (1945) и “Необыкновенное лето” (1947-1948), К. Федина, “Вольница” (1950) ф. Гладкого и другие). Эти романы отличаются тем, что в них наблюдается более свободное сочетание исторического и вымышленного. Герои этих книг заняты не узколичными переживаниями и частными делами, они втягиваются в стремительно движущуюся историю и становятся ее активными творцами.

В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряженными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы.

Искусство 50х-60x годов во много отличалось от искусства предыдущих десятилетий. На XXIII и XXIV съездах КПСС были определены дальнейшие задачи литературы. Она должна была воспитывать людей “в духе высокой политической сознательности”.

Тогда же образовали Союз писателей РСФСР, его главной целью было “идейно направлять художников”. В 1954 году состоялся II-ой съезд писателей. На котором говорилось о необходимости борьбы за партийность, народность литературы и высокое художественное мастерство.

Центральный комитет партии призывал художников, как можно ярче, идеализированнее показывать своих современников, чтобы молодежь стремилась быть похожими на таких героев. Художники-романтики были обязаны подчиняться партии, поэтому они стали глубже рассматривать жизнь трудовых коллективов, рабочих и крестьянских, творческие поиски интелегенции, духовную жизнь общества.

Главная проблематика оставалась такой же, как и в первое послевоенное десятилетие: честность и доверие, личность и коллектив, партия и народ, воспитание характера в условиях того времени. Если раньше писатели говорили только об ответственности человека перед обществом, то в 50х годах они стали задумываться над вопросом “несет ли общество ответственность за человека. Рядом с проблемой формирования новой (нужной государству) личности постоянно вставала проблема ее разрушения. Часто герои метались и страдали, ощущали разлад между своей совестью и поступками (а раньше они и не думали о своем духовном мире). Наиболее ярко это показано в романе Л. Леонова “Испытательный срок” (1956).

В XX веке вопрос об искоренения индивидуалистических пережитков в человеке писатели ставили всегда, но тогда он зазвучал особенно остро, по-новому. Внешний сюжет романа Ю. Трифонова “Утоление жажды” - борьба с пустыней, в нем скрывается главный мотив произведения: ответственность коллектива, за каждую личность, борьба с “пустыней” в душах людей. Писатели все чаще поднимали эту проблему в своих произведениях. “Фундаментом” их стали социально-нравственные конфликты. Романтики стремились к усложнению характеров. Лучше всего это получилось у Владимира Тендрякова. Он пытался показать путь формирования подлинного художника-гражданина, жизненную основу его творческих поисков и стимулов, (роман “Свидание Нефертити”, 1964г).

Автор поставил широкий круг вопросов художественного творчества: время и искусство, этическое и эстетическое, жизненный опыт народа и индивидуальность художника, красота и история. Этот писатель, как и многие другие того периода, стремился сократить, уничтожить расстояние между самыми передовыми и самыми отсталыми людьми.

В произведениях художников, пристрастных к нравственной проблематике, особую роль преобритали авторские замечания, подтекст, детали, даже интонация повествования.

В 50-е годы стали появляться произведения и о духовной жизни деревни. Такие писатели, как В. Тендряков, В. Шукшин, Е. Носов, П. Проскурин, В. Солоукин, В. Астафьев, В. Белов и другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, конечно передавая все это с романтической приподнятостью. Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. Так, Крутилин С. призывает доверять народной инициативе, ведь “люди живут на земле смекалистые, упорные и выносливые”.

А проблему руководства в колхозе, которую тогда поднимали многие писатели, он (один из первых) решает в широком гуманистическом плане. Сила руководителя, по его мнению, заключается в способности услышать затаенную душу человека, найти ему дело по душе, опереться на людей, предоставить простор их мыслям.

Освещая события колхозной жизни, художники вторгались и в политическую сферу, поэтому сложился жанр социально-политического романа, действие которого связано с процессами, происходящими в деревни. Например, одной из важных проблем была проблема народа и государства, часто писатели изображали переселение масс в степные районы. Не менее важное место в литературе занимали и такие острые вопросы развития деревни - неумелая организация труда, нередко рассчитанная на “показуху”, которая не только приводила к низкой производительности, подрывала экономику колхоза, но и сопровождалась тяжкими моральными последствиями: отчуждала тружеников от настоящего дела, обессмысливала его работу, лишала радости творчества. И все же продолжали люди верить в “светлое завтра”, поэтому романтики видели в глубине их души прекрасные чувства: любовь, доброта, отзывчивость.

В тот период так называемая “деревенская проза” достигла выдающихся успехов.

Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности. Теперь они по-другому рассматривали события тех лет.

В преддверии пятидесятилетия Октября художники стремились нарисовать романтическими красками полный героизма, отваги и трудности исторический путь общества. События первой русской революции и борьба за идеалы народа в годы гражданской войны нашли отражение в популярных произведениях В. Кожевникова “Заре навстречу” (1957), Ю. Либединского “Утро Советов” (1957), Г. Федорова “Когда наступит рассвет” (1962), Б. Четвирикова “Котовский” (1964), В. Катаева “Хуторок в степи” (1956) и других. Через все романы проходит мысль о неистребимом и неиссякаемом могуществе русского народа.

Особо ярко духовная сила людей была воссоздана в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Таковы, например, “Пядь земли” (1959) Г. Бакланова, “Очень хочется жить” (1961) А. Андреева и другие. Пафос их - в напоминании о том, какой дорогой ценой досталась победа, в стремлении показать, как в суровой обстановке фронта происходила проверка людей на выживание, сложный процесс идейного и нравственного определения человека.

И в 70-х годах писатели стремились показать вторую мировую войну какк важное историческое событие, на котором проверяются качества народа и отдельной личности. Главные герои таких произведений должны были стать идеалами для молодежи.

Согласно очередному призыву Пленума ЦК КПСС, в котором говорилось о нужном воздействие литературы на массы. В романах все чаще стали изображать действительность с романтической приподнятостью. На страницах книг чаще появляется реальный человек. Он должен был служить идеалам для современников, потому что его переполняли чувства любви к родине, товарищеской солидарности, чести, совести. Он готов пожертвовать свое жизнью ради государственного имущества или жизнью друга. Такому герою чуждо равнодушие, холодность, черствость. Создавая такие образы, писатели воспитывали людей в духе того времени.

Но 26 апреля 1979 года вышло постановление ЦК КПСС, в котором требовалось “совершенствовать идейно-политическое воспитание и образование художественной интеллигенции. Постоянно заботиться о воспитании высокой идейности, гражданственности, развитии творческой активности писателей, художников, композиторов, журналистов, деятелей театра и кино. Обратить внимание на создание новых значительных произведений литературы и искусства, талантлив отображающих героические свершения советского народа…” После чего стало еще больше появляться книг о подвигах, которые молодежь воспринимала как естественное чувство, возвышающее человека, раскрывающее его нравственное богатство и красоту. Писатели ,синтезируя мысли и поступки своих героев, создавали произведения, несущие в себе идеального человека (коммуниста, истинного труженика и патриота) и вообще правительственный идеал того времени. Это был официальный идеал.