Смекни!
smekni.com

Искусство безыскусности (стр. 2 из 3)

Конечно, полноеописаниесобытийтехднейдаёткнига. Материалдневниканевелик: два-трияркихвпечатления, небольше. Однаковтехкраткихлирическихифилософскихзаписяхдневника (которыевкнигуневошли) содержитсяжизньличностиавтора, тоестьнепосредственныйобраз, вкоторомпредставиласьПришвинужизньвгод 1925-й. ВнешнийобразжизникраяПереславля-Залесскогов 1925 годусозданписателемв«Весне». Инельзяпротивопоставлятьобаобраза: первыйболееинтимен, второйсознательноориентированначитателя, ноидневник, ипрозавторичныпоотношениюксамойжизни, которуюотражают.

Поэтомунеслучайноужепослепубликации«РодниковБерендея»в«Краснойнови»вдневнике 7 октября 1925 годапоявляетсязапись: “Яживуодинводворце, устроенномкогда-тодляприёмацарей. Весной, вмарте, когдаятутпоселился, изподвалавылетелвокнорусак. Вбольшомзалеподвесилисьлетучиемыши. Всташагахтоковалтетерев...”Пришвинсловнобыповторяется: тетерев, русакужеописанывглавахкниги, причёмэпизодсрусакомразвитдонебольшойсюжетнойистории. Ноэтажизньушлавпроизведение, длячитателей, адлясамогописателя?.. Ивотвозникаетвдневникепоздняязапись-воспоминание, новпределахдневникового 1925 годаона–перваяиоткрываетодноизосновныхсобытийличнойжизниПришвинавтовремя.

Такпо-разномускладываетсяобразжизнивдневникахипрозе, и, хотяеговоплощениевсловоитамитамноситтворческийхарактер, форматворчестваразлична: вдневникекаждаязапись–вещьвсебе, анезримаясвязьмеждузаписями–связьстиля, пришвинского“я”; вкниге–сюжет, рассказчик, образавтора, герои... Естьпараллельныеместа, прямоиликосвенноперешедшиеиздневникавпрозу, нометодписателяещётрадиционен: идеи, образы, сравнения, деталииздневникавключаютсявпроизведениелибонеизменяясь, либоварьируясь. Чтодаётписателюподобноеобращениекдневникам, еслиоставитьвстороневопросмастерства (техники)?

Нетолькочтобыиспользоватьудачныенаходкиилисократитьсебеработу, возвращаетсяавторкужесозданномуматериалу. Дневниковыезаписихранятсокровенноечувствовсвежестиегорождения, иПришвин, возможно, настраивалсяпоним, какпокамертону, сверяясилучувства, пережитогоимкогда-то, ссилойчувства, котороепыталсятеперьпробудитьвчитателяхсвоимтворчеством. Работахудожникаисостоитввоссозданиижизни, впоискеформы, вкоторойсвоёсокровенноедолжнобытьвведенотак, чтобычитательиспыталтожевпечатление, чтовсвоёвремясамписатель. СвоидневниковыефрагментыПришвинпомещалвузловые, кульминационныеточкипроизведения.

НовыйшагвтворческомпутибылсделанПришвинымв 1940 годукнигой«Леснаякапель», которуюпозжеонназовётпервымсвоимсобраниемдневниковыхзаписей-миниатюр. «Леснаякапель»строитсяизфрагментов, эпизодов, сворачивающихсяиногданетолькодоабзаца, ноидофразы, цельныхвсвоейсмысловойзавершённости. Взаголовкивыноситсяключевоеслово-образ. Номожноливеритьписателю, когдаонговоритокниге: “Этовыдержкиизмоихежедневныхдневниковыхзаписей”?

Сопоставлениесдневникамиконца 1930-х–1940 годовпоказывает, чтобуквальныхвыдержеквпроизведениипочтинет. Естьединаяидейнаяатмосфера, духовнаяреальность, ноеёпретворениевдневникахипрозестилистическиразлично. РаботаПришвинаидётподвумнаправлениям: соднойстороны, онсвободноиспользуетсобственныедневниковыезаписи, сдругой–создаётновыеминиатюры, имитируястилистикудневника, идостигаетпоройблизкиханалогий, отличитькоторыеможно, лишьхорошознаястильегодневников.

Вотфрагмент: “Надооченьдорожитьвстречейсживотными, делатьзаписидажеибезлирическогоотклика. Яобыкновенноищувсебетакогоотклика, –онбываетпобудительныммотивомкписанию. Нослучается, простозапишешь, например, чтобелкапереходилапобревну... –ивыходит, непонятнопочему, тожехорошо. Вэтомнадоупражняться, потомучтоэтоужененатурализмуменя, ачто-тооченьсложноевсвоейпростоте”. Вполне“дневниковая”запись: Пришвинчасторефлектируетвдневникахоприродетворчества, втомчислеисвоего. Толькоделаетэтоиначе.

Здесьнеобходимовспомнить, чтодневникпреждевсегодокументличностный, ипотомусаморефлексияпишущего–обычныйкомпонентегосодержания. Наблюдениячеловеказасобственнымтворческимпроцессомтакжесоставляютчастьличногоопыта, поэтомувстречаютсявдневникахлюбыхавторов. Однакорефлексияписателейвдневникахосвоёмтворчествесодержитнекуюдвусмысленностьдлячитательскоговосприятия. Времякакбыотноситавторскиепризнанияксамимавторам, превращаявглазахпостороннихчитателейэтиличныепризнаниявсамопредставлениеписателей. Иважнопонимать, чтосуществуетразницамеждутем, когдаписательнамереннообъясняетсебя-творцадругим, итем, когдаон, какчеловек, уясняетсебесебясамого.

Вприведённомвышефрагментеприсутствуетэлементобъяснениясебячитателю: мысльслишкомпроста, почтиразжёвана, акцентируетсямомент“я”, тогдакаквдневниковыхзаписяхподобногосодержания“я”Пришвинавсегдазатушёвано, наединессобойавторсдержанинемногословен.

Этим«Леснаякапель»себяивыдаёт: создаваяеё, Пришвиндержалориентирнадневниккакличностноепроизведение, но, начавизображать“я”, онпревратилеговхудожественныйобраз, образсебя-писателя. Ответивтемсамымчитательскиможиданиям, ондостигопределённогоэффекта, ноотжанрасобственнодневникаотошёл. Ведьвегодневникахизображаетсянееголичное“я”, асамаЖизньвпреломленииЛичности. ИеслиПришвинвыступаетвдневникахтворцом, тотворитобразЖизни, анесобственныйобраз. Человеческое“я”, конечно, невольносказываетсявдневнике, нопотому, чточерезнегоявляетсясамаЖизнь.

Рассмотримдругойфрагмент: “ВеснойвпервуюпрогулкуЛадеразрешаетсягонятьсязаптичками. Оназаметиладвухлетящихкуликов, –онилетелипрямоотнеё, скрытуюотнихкустиком. Ладанаметилась. Какогокуликаонаизбраласебе, настоящего, летящегонадводой, илиегоотражениевводе? Обабылипохожимеждусобойкакдвекапливоды.

Ладинодело, погонюзалетящимикуликами, яперевёлнасвоё: погонюзасвоейкакой-топтицейвмоёмсловесномискусстве. Развевсёмоёделоневтомсостоит, чтобыуберечьсяотпогонизапризраком?”

Дажепринамеренномсокращенииданнойзаписидляприближенияеёкдневниковойвидим, чтоэтоминиатюрапрозы, анедневника, хотястилистическийходдневниковоймыслииспользованПришвинымточно: отнаблюденийприроды–ксвоейдуше, человеческойжизни. Но–композиция, сюжет, детали, объяснения... ДлясебяПришвинзаписалбыэтоиначе. Можетбыть, так: “Водатакаятихая: наднейлетелнавстречунамкулик, такчтоказалось–двакулика. Ладапогналасьзанимибухнулавводузаотражением. Всёмоёделовискусстве, впогонезакакой-тосвоейптицей, состоитвтом, чтобыуберечьсяотпогонизапризраком”.

Ктемжедвумприёмам (скрытому–объяснениечитателюиоткрытому–беллетризация), покоторымсоздаётПришвинновыехудожественныеминиатюры, прибегаетоникогдаперерабатываетвминиатюрысобственныедневниковыезаписи. Показателенодинпример.

“Дивилсялипе, еёморщинистойкореичтоонамолча, безвсякогоуходазасобойпроводиластарогохозяинадомастоляраТарасоваитакжемолчаначаласлужитьдругому. Скорейжевсего, онанималейшимобразомнедумалаослужбелюдям, потомучтоправдойсвоегомолчания, своегопослушаниязаслужилаправобытьсовершенносамойпосебе” (записьот 31 июля 1938 года).

Авотаналогиз«Фацелии»–первойчасти«Леснойкапели»: “Думалостаройлипестакойморщинистойкорой. Скольковременионаутешаластарогохозяинаиутешаетменя, вовсеинедумаяничегоонас! Ясмотрюнаеёбескорыстноеслужениелюдям, иуменя, какдушистыйлиповыйцвет, распускаетсянадежда: может, когда-нибудьиявместеснейпроцвету”.

Разницаочевидна. Вдневникетонспокойный, несколькоконстатирующий, эмоциянеизображена, атольконазвана–“дивился”, главное–мысль. Вминиатюрепоявляетсяэмоция (инверсия, восклицание, интимизациячувства), идётлирическаянастройка (сравнение, метафора), главное–образлирическогогероя, ведь«Фацелия»–поэма, икаждаяминиатюрадолжнаработатьнасозданиеобразагероя.

Итак, вдневникеЖизньпроявляетсявконкретномобразе (липы), преломляясьчерезЛичность (мысльавтораодостоинствесамости). Впрозеписателемсоздаётсяобраз“я” (образлирическогогероя). Крометого, «Леснуюкапель»отличаеткомпозиционноепостроение: тематическоеделениеминиатюриразмещениеихпоразделам, благодарячемувозникаетвнутреннийсюжет. Вдневникахсюжета, продуманногоавтором, небывает. Конечно, «Леснаякапель»–литературноепроизведение, созданноезановокаквцелом, такивчастностях.

Послевыхода«Леснойкапели»отдельнойкнигойв 1943 годууПришвинарождаетсязамыселновой“капели”. С 1948 годаонначинаетработатьсдневниками, материалыкоторыхза 1946–1950 годыбудутвключеныв«Глазаземли» (название, выбранноедляновойкнигив 1953 году). Писательсоединяетхронологическийпринципстематическим. Интересноуменьшениевобъёмедневниковза 1948–1950 годы: Пришвин, возможно, пытаетсянаправлятьдневниковоевдохновениесразувкнигу. “Моё«я»вдневникедолжнобытьтакимже, какивхудожественномпроизведении...”–напишетонвпредисловиик«Глазамземли». Нопоследняякнигаавторавсёжепрозаическое, анедневниковоепроизведение.

Пришвинвновьсоздаётновеллы, миниатюрысвнутреннимсюжетомилиразвитиемтемы, поэтомучастообъединяетнесколькодневниковыхзаписей, добавляякнимвступлениеилифинал. Теперьвыдержкииздневниковчастопочтидословны, основнаяработа–композиция, приёммонтажа. Писательправитрукописьжизни, посколькувдневникестройногосюжетанет.

Сходнымобразомработалнаддневниками 1917–1921 годовА.Ремизов, создавая«ВзвихрённуюРусь». Поразительнабуквальнаяблизостьхудожественноготекстактекстуегодневника, зачастуюссохранениемхронологическойпоследовательностизаписей. Ремизов-писательвоссоздавалобразжизнипоеёследамвдневнике. Сыруюжизненнуюправдунеупорядоченныхзаписейпутёмкомпозицииприводилвпорядок, претворяяеёвправдухудожественную. Другойприём–орфографияипунктуация (фрагментирование, изменениесинтаксиса, частопопринципупоэтическогоэллипсиса). Иглавное–созданиеобразагероя-рассказчика.