Смекни!
smekni.com

Искусство безыскусности (стр. 3 из 3)

ТожеиуПришвина: “я”рассказчикав«Глазахземли»–“я”сотворённое, пустьписательиориентировалсянажанрдневника. Отличитьэто“я”от“я”дневниковавтораможно, вспомнивразницу, существующуюмежду“исповедую”и“проповедую”.

ВдневникахПришвиноткрываетсобственноезнание, исповедуяегоизглубинличностноговосприятияжизни. Пришвинвдневникечеловек, которыйузнаёт. Впрозеписатель, ужевладеянекимзнанием, делитсяимсчитателями. Пришвинвхудожественномпроизведениичеловек, которыйзнает. Отсюданекотораяназидательностьтонав«Глазахземли», назидательность“проповедую”. ИеслиПришвин-художникпытаетсявоссоздатьформу“открывания” (иногдаемуэтоудаётся), читателяонможетобмануть, нонесебя. Дляего“я”эффектоткрытиянеповторяется, и, значит, этоужене“я”дневника.

ПроведённоеисследованиенесколькихпроизведенийПришвинапозволяет, такимобразом, нетолькосудитьобэтапахтворческогопутиписателя. РазвитиеПришвинымсобственногодневниковогостиляипопыткиегохудожественнойстилизациивпозднихпроизведенияхделаюточевиднымразличиемеждусобственнодневниковымтворчествомилитературнымтворчествомвформедневника. То, чтоПришвинвхудожественнойлитературенесмогдостичьтогожекачестваповествования, котороеприсущеегодневникам, ито, чтовозможностиПришвина-писателявжанредневникаоказалисьограниченнее, чемвозможностиПришвина-человека, говоритобуникальностипроцессажизнетворчестваионераскрытыххудожественныхресурсахвнутричеловеческойличности.

Дневникихудожественнаяпрозамогутбытьразведенычерезпарыпонятий“безыскусность–искусство”, “природа–культура”.