Смекни!
smekni.com

Юридическая ответственность (стр. 2 из 15)

4. Самоидентификация – отождествление человеком себя с собственной личностью, осознание своего «Я». Только когда субъект понимает происходящее вокруг него и в состоянии сказать об определённом действии (бездействии) «так поступил именно я», можно говорить о его ответственности именно за это конкретное действие.

5. Нормы поведения – объективно существующее, но необязательно формально закреплённое правило, которого по обычаю придерживается большинство людей. Именно нормы поведения являются первой предпосылкой для формирования юридической ответственности: во-первых, они помогают человеку на социальном уровне осознать, что есть «хорошо», а что есть «плохо». Личности на конкретных примерах дают понять, что за «плохо» она подвергнется осуждению в глазах окружающих (например, если ребёнок чем-то обидел маму, то родители, братья, сёстры и другие родственники не будут с ним разговаривать, пока он не загладит свою вину). Во-вторых, нормы поведения, закрепляясь в источниках права, служат непосредственным основанием для возникновения юридической ответственности за их нарушение. Так, например, часть 1 статьи 105 УК РФ «Убийство» содержит норму поведения, согласно которой никто не имеет права и не должен умышленно причинять смерть другому человеку. В случае же нарушения этой нормы (непосредственно совершения убийства) наступают негативные последствия, предусмотренные соответствующей санкцией.

Из этого можно сделать вывод, что для возникновения ответственности необходимо наличие деяния, в какой бы форме оно ни выражалось. То есть, лицо, совершая (или не совершая) определённый поступок, должно предвидеть, как на такое его поведение отреагируют окружающие.

Но как отдельно взятая личность человек является абсолютно свободным существом, имеющим неограниченное право самоопределяться, выбирать цели и средства своей деятельности и выступать тем самым в качестве сознательного и ответственного творца. Чем могущественнее человек, тем шире его возможности, тем значительнее благие (или не благие) последствия его выбора, тем больше его «авторство» в мире, но и тем более он обязан отвечать за свои поступки перед обществом, в котором он живёт. Ценность свободы состоит, прежде всего, в том, что она содержит в себе возможность целенаправленного освоения блага. С позиций гуманизма свобода рассматривается как характеристика очеловеченности жизни. Мера свободы определяется тем, насколько многообразны и упорядочены принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько человек достигает гармонии с собой, с окружающими, с природным миром и бытием в целом. Уровень свободы по утверждению представителей гуманизма во многом зависит от отношения к ней как к ценности: так, свободолюбие, решимость к самоопределению, к расширению ответственности – главный шаг на пути к росту свободы. Напротив, всякого рода сомнения, так поступить или иначе, стремление к бездействию с целью избежать ответственности уменьшают свободу.

Мыслители, философствующие в русле экзистенциализма (Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.), рассматривали свободу, прежде всего, как ответственность, неизбывную заботу человеческого существования. Свобода, согласно их суждениям, есть и основа достоинства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жизненной задачи[5].

Эрих Фромм различает отрицательную и положительную свободу. Отрицательная («свобода от») – это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего, пресекающего волеизъявление, принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независимость, самостоятельность) или через изменение внутреннего настроя (борьба с собой, самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека (ведущей, начиная с Нового времени, идеи в западной гуманитарной мысли) непременной принадлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. Согласно Декларации прав человека и гражданина 1789 года свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку, и осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами.

Указанный принцип равной свободы (суверенности) людей органично связан и с принципом самоопределения личности, и с принципом ненасилия. Вместе с тем, существует иная трактовка «свободы от». Согласно ей, отрицательная свобода – это возможность выбора чего угодно, в том числе и зла. Но в рамках классической традиции европейской философии (античной, средневеково-христианской, новоевропейской) такого рода выбор относится не к свободе, а к произволу. Так, согласно суждениям Иммануила Канта свободной является только воля к добру.

Наряду с отрицательной «свободой от» выделяется свобода положительная, «свобода для». Она представляет собой самоосуществление через освоение мира, то есть преобразование неблагоприятных (чуждых или отчуждённых) обстоятельств в ситуации благоприятные (свои), наращивание многообразия и целостности личного существования. В этом духе строится идеал Просвещения – свободное развитие каждого как условие свободного развития всех. Без «свободы от» «свобода для» недостижима.

Свобода включает в себя две составляющих. Первая из них – внутренняя, в которой главное – свобода воли (самоопределение, автономия воли). Второй составляющей является внешняя, то есть свобода действия (волеизъявления, осуществления воли). Свобода слагается из взаимодействия многих факторов, поэтому возникает вопрос о её обусловленности, отношении к необходимости.

Наиболее актуальной является проблема свободы воли, особенно остро встающая в теистических учениях при осмыслении взаимоотношения Божественной и человеческой воли. Детерминисты, отстаивающие идеи о причинной обусловленности человеческих намерений и поступков, понимают свободу как следование внешней, по отношению к человеческой воле, необходимости. Для объяснения того, как при этом можно что-либо ставить в вину или в заслугу человеку, некоторые философы отрицают свободу воли, но не свободу действия. Осознание того, что все поступки можно разделить на хорошие и плохие, что есть нормы, исполнение или неисполнение которых поощряется или осуждается, - влияет на волю, склоняя её в определённом направлении. Человек несёт моральную, юридическую, иную ответственность за свои действия по исполнению воли. Крайнее проявление детерминизма – фатализм является представлением о жёсткой, исключающей вероятность и случайность, предопределённости – судьбой, Божественной волей, цепью естественных причин – всех событий. Можно сказать, что фатализм сводит к нулю саму свободу. Так рассуждали самые яркие его представители – французский мыслитель XVI века Жан Кальвин и французский астроном, математик и физик XVIII-XIX веков Пьер Симон Лаплас. Фатализм, во-первых, подрывает основания для признания человека самостоятельным деятелем, совершающим ценностный выбор и несущим ответственность только за то, что человеком совершено. Ответственность становится чрезмерной и, нося негативный характер, распространяется на все сферы жизни человека. Во-вторых, фатализм ставит под вопрос способность человека быть нравственным и, вообще, творческим существом.

Таким образом, полюса детерминизма (всё неизбежно) и индетерминизма (всё случайно) совпадают в том, что оба не оставляют места свободе. Поэтому большинство мыслителей располагают свободу между этими полюсами. Признавая такое явление, как необходимость, они не отождествляют её с неизбежностью. Необходимость имеет вероятностный характер, поэтому человек может выбирать между возможностями, устанавливать в соответствии со своими идеалами, а также знаниями о собственных границах и закономерностях внешней действительности, свой порядок жизни, встраивая его в порядок мира. Иными словами, насколько у каждого человека будет развито чувство ответственности перед самим собой и перед окружающим миром зависит не только от него самого, но и от того, в каких условиях, в какой среде он формировался как личность. Соответственно, чем более благоприятными являются такие условия, тем более ответственным будет человек, независимо от того, о правовой ли ответственности идёт речь, либо об ответственности иного характера.

§ 2. Признаки юридической ответственности, её понятие и основные принципы

Юридическую ответственность называют одной из разновидностей ответственности социальной, и на это имеются все основания: во-первых, как уже было сказано, человек живёт и развивается в социуме, рядом с такими же людьми, как и он. Соответственно, на него распространяются все те виды ответственности, которыми ограничены в своих поступках другие члены общества. Одним из таких видов ответственности является ответственность правовая. Но так как существует ряд специфических признаков, присущих только ей, место юридической ответственности в иерархии института ответственности в целом является наиболее значимым. Признаками, позволяющими придать приоритет юридической ответственности, являются следующие обстоятельства:

1. Правовая ответственность и только она основывается на особых общеобязательных, формально определённых правилах поведения, установленных либо санкционированных государством и направленных на урегулирование общественных отношений – нормах права, что не свойственно ни одному другому виду ответственности. Кроме того, ей присущи такие черты, как формальная определённость, чёткость и детализация.