Смекни!
smekni.com

Звук и смысл в поэзии Андрея Белого (стр. 2 из 3)

Представим в виде Таблицы цветовые представления звуков А. Белого. Здесь мы видим уже не отдельные ассоциации звука с цветом, но систему, составленную автором в соответствии с собственными представлениями. Она, по мысли Белого, должна служить ключом к пониманию ПТ в аспекте ЦСЗ. Отметим, что в таблице представлены не все звукобуквы - система имеет явные лакуны; но объяснений (с чем они связаны) найти в теоретических работах не удалось. Среди "пропущенных" и йотированные Ё, Я, и Э, и даже некоторые согласные: П, Ф, Ц, Й. Абсолютно целостной системы нет. Является ли это косвенным признаком произвольности авторской системы цветовой символики звукобуквы или все-таки есть некие объективные закономерности проявления этого феномена - может продемонстрировать только психолингвистический эксперимент.

Таблица 1

Цветовые представления звуков А.Белого

ЗБ Образное представление Ассоциация с цветом
А "белый, летящий открыто" белый
Б "голубизна" светло-синий
В "волнисто, сине" синий
Г "желтый" желтый
Д "в голубеющем Д есть поверхность растительной ткани" сине-зеленый
Е "желтозелень" желто-зеленый
Ж "тепло-красное чадное пламя" красный
З "розоватость, заря" светло-красный
И "синева, вышина, заостренность, восторги" синий
К "красный" красный
Л "сонанты Л - желты" Желтый
М "синева фиолетового М отливают пурпуром" сине-красный
Н "глубина и вода в сочетании с зеленью" сине-зеленый
О "краснооранжевый О - полость тела и рта" красно-желтый
Р "красный-красный" красный
С "свет на тьме глубины, он дает синеву" синий
Т "синее Т" синий
У "в звуке У соединяются пурпур с лазурями" красно-синий
Х "буква Х растворима кармином" красно-коричневый
Ч "проекция темноты на материю, черное" черный
Ш "свист, огонь, ослепительность тьмы" темно-красный
Щ "темно-коричневый цвет" темно-коричневый
Ю "фиолетовый Ю" красно-синий

Художественный смысл возникает для читателя как реализация определенной идеи в рамках идиостиля (И). Если под идиостилем понимать "модель речевой деятельности писателя, где системно и закономерно проявляются индивидуальные способы употребления и функционального преобразования языковых единиц в эстетически значимые элементы ПТ" [2, c. 6], то система ЦСЗ Белого может рассматриваться в качестве компонента его идиостиля. Целостность идиостиля как особого типа эстетической структуры возникает вследствие применения своеобразных принципов отбора, комбинирования и МОТИВИРОВАННОГО использования элементов языка. Однако эстетическая структура, как правило, является сложной, далеко не всегда легко обнаруживается цель намеренной организации того или иного поэтического уровня, в данном случае ФС. Для того, чтобы оценить, декодируются ли читателями тексты А.Белого, необходимо взглянуть на проведенные эксперименты с точки зрения авторской системы ЦСЗ.

Информантам предлагалось оценить по цветовым параметрам каждую строку, строфу и все стихотворение; компьютерная программа анализировала эти же тексты на основании данных по цветовому восприятию всех звуко-букв русского языка [13]. Сводные результаты экспериментов по стихотворению "Да не во суд или во осуждение" представлены в виде таблицы (в скобках указан второй по частотности цвет, запрограммированный на фоносемантическом уровне):

Таблица 2

Сводные данные по ЦСЗ стихотворения
"Да не во суд или во осуждение"

РИЕ Компьютерная оценка Аудиторская оценка Авторская оценка ПриёмАл/Ас
1 стр Красная красная красная К
2 1 зеленая2белая белая Красно-синяя Ц,Ю,Б
3 синяя Сине-белая Сине-красная Ш,В
4 красная Белая Красно-синяя Ю,Я
Строфа зеленая белая Красно-синяя
5стр синяя Сине-красная Красно-синяя Ш,В,С
6 зеленая Зелено-белая синяя В,С,Е
7 1бело-желтая2красная красная Красно-желтая
8 Бело-желтая Красно-белая Красно-синяя У
Строфа зеленая Красно-белая Красно-синяя У,В
9 Бело-желтая черная Желто-коричневая Л,Х
10 зеленая белая Желто-зеленая
11 зеленая черная Красно-синяя У,Я
12 красная Черно-красная красная К
Строфа зеленая Черно-белая Желто-зеленая
13 синяя Сине-белая Красно-синяя В,Ш,У
14 синяя Сине-белая синяя В
15 красная Красно-белая крксная К
16 зеленая белая Красно-синяя Б,Ю
Строфа зеленая Сине-белая Желто-зеленая
Весь текст 1зеленый2белый белый Разноцветный(пестрый) Е

Прокомментируем общую цветовую оценку текста. ЗЕЛЕНАЯ часть компьютерной оценки связана с Ассонансом (Ас) на Е, но, как показал анализ корпуса текстов, даже избыточность этой ЗБ почти всегда воспринимается читателями как норма (исключение составляют случаи, когда Ас на Е поддерживается Аллитерацией (Ал) на З). Правомерно предположить, что из всех гласных ЗБ русского языка Е имеет минимальную значимость. Причем это понятие не связано с информативностью. Ср.: информативность О ниже Е, но явный Ас на О сразу воспринимается информантами. Информативность А всего на единицу выше, чем у Е, но значимость этой ЗБ самая высокая. Если воспользоваться данными анализа всех стихотворений, получается следующая картина значимости ЗБ: А, И, Я, О, У, Э, Ю, Е, где А - max значимая, Е - min значимая. Недостатком этого ряда является невыделение Ё, хотя эмпирические данные показывают, что эта ЗБ занимает место между О и У, т.е. достаточно значима.

Других ЗП, системно характеризующих весь текст, нет, поэтому все стихотворение оценено как нейтрально БЕЛОЕ. Окраска текста по системе ЦСЗ Белого может быть представлена следующим образом: на общем желто-зеленом фоне (Е) расположены "цветовые пятна" ЗБ, частотность которых значима, но на слух не выделяется (В - синий, К - красный, Н - сине-зеленый, У - красно-синий, Ю - красно-синий). Подобное визуальное представление "цветового фона" ПТ реализуется в виде экспериментальной компьютерной Программы, разработанной автором статьи. Пестрота данного текста, отсутствие ярко выделенных ЗБ не позволяет информантам воспринять стихотворение адекватно авторским представлениям.

По таблице цветовых сублиматов белый цвет символизирует духовность, духовный авторитет. Эта оценка соответствует размышлениям поэта о бренности, но в то же время и значимости человеческого бытия, его признании Божественного начала, веры в него и приятия целесообразности и необходимости такого положения вещей.

Необходимо отметить, что количество цветовых номинаций у А. Белого в 4 раза превышает "стандарт", выявленный А. П. Василевичем после статистической обработки текстов большого временного разброса - от XIXв. до настоящего времени [14].Начало и середина XIX в. были "неживописными" по количеству ЦН, употребляемых авторами, а начало XX века представляет собой настоящий взрыв живописности. Но даже на фоне этого "взрыва" цветоупотребление А. Белого впечатляет - 196 ЦН на 10 тысяч слов! И это при том, что "стандарт" употребления рассчитывался только на основе эксплицитно выраженных цветовых номинаций (ЦН).

Если представить процесс создания поэтического произведения в виде условной схемы, по которой автор при "подборе" слов в стихотворении неосознанно (или сознательно, что, разумеется, уникально) "выбирает" слова с соответствующими фоносемантическими ореолами, то подключение сознания в виде специального нагнетения большого количества ЦН вступает в противоречие с языковой тенденцией к цветовой символике звука. Подобно тому, как информационный шум, создающийся при избыточном употреблении звуковых повторов "забивает" сигнал, несущий звуко-цветовую информацию, лексическая семантика ЦН, не подкрепляемая семантикой фонетической, не дает возможности подключения различных видов установок восприятия для реципиента, и фоносемантическая информация остается невостребованной.