Смекни!
smekni.com

"Песнь о Беовульфе" как источник по мировидению раннего средневековья (стр. 4 из 5)

В образе Беовульфа представление о героическом воплощается в наиболее полном, прекрасном и величественном его варианте. Но есть и другие формы героического поведения: мудрость и щедрость Хродгара – короля племени, его покровителя и защитника; отвага, бесстрашие и преданность Виглафа; красота и щедрость Вальхтеов, королевы данов. Эти качества в совокупности составляют своего рода "каталог достоинств", обязательных для положительного персонажа героического эпоса. В наибольшей степени этими достоинствами, естественно, награжден сам Беовульф: отвагой, мудростью, опытом, боевым искусством, искусством кораблевождения и плавания, красотой, ростом, силой и т. д. Остальные персонажи наделены лишь частью этих стереотипных качеств: определенные "наборы" их, сочетания тех или иных из них, соответствуют различным образам поэмы: идеальному правителю (Хродгару, Беовульфу), воину – богатырю (Беовульфу, Виглафу), что и создает в значительной степени обобщенность, стереотипность образов. Вот, например, характеристика трех королей – идеальных правителей своих племен: Хротгара, Оффы, Беовульфа.

Хродгар возвысился, выросло войско

в битвах удачливый, из малой дружины

без споров ему в силу великую.

покорились сородичи,

(Беовульф, 64 – 67)

…от моря до моря копьеносцам – дружинникам,

Оффа славился и в державе своей

и победами ратными, мудровластием…

и подарками щедрыми

(Беовульф, 1957 – 1960)

…они простились и мощь державца

с умершим конунгом, и мудромыслие…

восславив подвиги

(Беовульф, 3172 – 3174)

Количество таких образов – стереотипов невелико, их функции в сюжете строго разграничены, каждый из них воплощает один из аспектов героического поведения, и, в совокупности образуя систему образов поэмы, они дополняют друг друга.

Выражаясь в противоборстве двух враждующих сил, конфликт делит образы поэмы на два лагеря, в одном из которых – герой, король и королева племени, их дружины, в другом – чудовища, противники героя. Мир поэмы разделен на две части: в центре первой – герой, в центре второй – его противники. Все элементы этого мира тяготеют к одному из полюсов, нет "нейтральных", не связанных с тем или иным лагерем деталей. Образы персонажей и их характеристики, временные и пространственные особенности, предметы – все несет отпечаток принадлежности к миру героев или их противников.

Противопоставленность отдельных элементов настолько последовательна и всеобъемлюща, что мир чудовищ предстает как перевернутый мир героев. Он имеет те же самые характеристики, но со знаком минус. Это своего рода абсолютная противоположность мира героев, его обратная сторона.

Не трудно заметить, что система образов поэмы: король, дружинники, королева, герой, его дружина – образует не что иное, как идеальное общество эпического мира. Эпический социум ограничен: в нем нет места реальным общественным отношениям. Лишь одна единственная ячейка социальной структуры – вождь и его дружина, в наибольшей степени отвечающая героическому идеалу. Этот микросоциум в поэтическом сознании рассказчика и слушателей заменяет весь остальной мир. В поэме нет пахарей и купцов, охотников и рабов. Дружина постоянно отождествляется со всем племенем. Говоря о фризах, например, скоп упоминает лишь о дворце Финна и его дружинниках, постоянно называя их "все фризы". "Даны" для него – это те, кто пирует в Хеороте, ходит в походы под предводительством Хродгара, получает от него дары. Поэтому описание датского двора в Хеороте – наиболее полное изображение идеального эпического общества в англосаксонской поэзии [7, с. 90], а сам Хеорот является вещественным, материальным воплощением и олицетворением дружинного мира.

Благополучие общества полностью зависит от соблюдения освященных многовековой практикой норм поведения, подобающих королю, с одной стороны, и его воинам – с другой. Король должен быть могуществен, щедр, мудр (последнее понимается именно как соблюдение традиционных норм поведения). Воин – предан королю, отважен в битве.

В "Беовульфе" идеальный правитель своего народа встречается уже в начале поэмы: это образ Хродгара, "старого и седовласого" короля данов, основная сюжетная функция которого – не совершение подвигов, а привлечение героев и предоставление им возможности совершить подвиг. В образе идеального правителя воплощаются представления о социальном порядке и благополучии. Одна из основных его функций – распределение богатств, раздача сокровищ. Именно по этому столько внимания уделяется щедрости Хродгара и других правителей.

Он же задумал… все, чем богат был

хоромы строить… по милости Божьей, -

там разделял бы он только земля неделима

со старыми, с юными и войско одно.

(Беовульф, 67 – 73)

Там золотые всем пирующим.

дарил он кольца

(Беовульф, 80 – 81)

Вторая функция правителя – защита своего племени, своей дружины от возможного урона. О важности этой функции свидетельствует большое количество эпитетов, выражающих идею защиты, покровительства. И еще одно качество правителя регулярно отмечается в поэме – его мудрость, которая понимается, однако, не как чисто интеллектуальное качество, а как практическое следование существующим этическим нормам, неукоснительное выполнение того, что должно. Мудр тот король, который соответствует героическому идеалу, этикетному образу.

Понятие взаимного долга играет в поэме важнейшую роль. В нем сочетаются этические представления разных эпох, Узы родства едва ли не самые важные социальные связи. С другой стороны, в эпоху позднеродового и раннефеодального строя человек включен в формирующуюся систему отношений вассалитета, что обуславливает взаимные обязательства короля и его дружины. Обязанности короля по отношению к дружинникам достаточно однозначны и с наибольшей полнотой воплощены в образе идеального правителя. Сложнее с отношением дружинников к королю. Декларируемым идеалом является Виглаф. Очевидно, что определяющими продолжают оставаться родственные связи: Беовульф верен своему сюзерену Хигелаку, который одновременно является его дядей. Он помогает сыну Хигелака и заботится о нем, как подобает родичу. Хродульф осуждается в наибольшей степени за то, что в борьбе за датский трон убивает своего родича, сына Хродгара. Да и Виглаф, как оказывается, связан с Беовульфом узами хоть и отдаленного, но родства.

Долг вассальной верности – плата за милости, которыми одаривает король своего дружинника. Именно так понимает Виглаф свой долг, произнося речь, обличающую "малую дружину" в пренебрежении своим долгом:

…Правдоречивый зря отличил он

сказал бы: воистину мечами острыми

вождь, наделивший вас, дрожащих

вас, нестоящих, при виде недруга.

кольцами золота, Не мог он похвастаться

ратными сбруями… вашей помощью…

(Беовульф, 2863 – 2872)

В не меньшей степени, чем характер конфликта, тип героев, облик общественной структуры, концепция героического определяет детали быта и вещи, наполняющие эпический мир [7, с. 95]. Теперь хотелось бы сказать о тех предметах быта и вещах, которые упоминаются в поэме. Но далеко не все бытовое окружение англосаксонского воина находит отражение в песне. Все предметы, упоминающиеся в поэме, условно можно разделить на три категории: это предметы вооружения, пиршественная палата и праздничная утварь. Все остальное многообразие вещей отсутствует в поэме: они не упоминаются, их не существует в том мире, где живут и действуют герои.

Конечно, чаще всего изображается оружие: латы, шлемы, щиты, мечи. Именно с их помощью герой побеждает своих противников, они его единственные помощники в единоборстве, только на их помощь он может рассчитывать.

Также герою зельем вытравлены

стало подспорьем узорные змеи);

то, что вручил ему в руке героя,

вития Хродгаров: ступить решившегося

меч с рукоятью, на путь опасный,

старинный Хрунтинг, на вражью землю,

лучший из славных тот меч не дрогнет –

клинков наследных не раз бывал он,

(были на лезвии, клинок остреный,

в крови закаленном, в работе ратной.

(Беовульф, 1455 – 1464)

Великолепие, неповторимость оружия является распространенным приемом героической характеристики, оно служит внешним, видимым атрибутом героической сущности персонажа. Избранность героя находит отражение и в избранности оружия, в их предназначенности друг другу. Особенно важную роль играет меч, который Беовульф находит в подводном жилище Гренделя и которым он убивает мать чудовища:

Тогда он увидел клинок – наследие

среди сокровищ древних гигантов;

орудие славное, несоразмерный,

меч победный, он был для смертного

во многих битвах излишне тяжек

он был испытан, в игре сражений…

(Беовульф, 1557 – 1562)

Особая ценность и превосходные качества оружия и доспехов – мечей, шлемов, лат – отмечаются различными способами. В первую очередь это эпитеты, указывающие на остроту, крепость, прочность оружия, подробное описание украшений на нем. Не меньшее значение имеет и "генеалогия" оружия: его происхождение, принадлежность его прославленным воинам, победы, одержанные с его помощью (Беовульф, 2609 – 2613, 2619 – 2622). Родословная оружия, как и родословная персонажа, удостоверяет его достоинства, свидетельствует о присущих ему изначально, не зависящих от него самого выдающихся качествах.