Смекни!
smekni.com

"Песнь о Беовульфе" как источник по мировидению раннего средневековья (стр. 5 из 5)

Большое внимание уделяется рассказчиком и тем дарам, которые Беовульф получает от Хродгара и Хигелака за победу. Певец подробно повествует о каждом из предметов, характеризует их внешний вид, превосходные качества, "родословную" каждого из них (Беовульф, 1192 – 1201). В этих описаниях подчеркивается принадлежность предмета лишь избранным героям.

Описания предметов в поэме не только функционально значимы. Рассказчик сам любуется ими, с тонким знанием дела и очевидным удовольствием изображает тот или иной предмет. Наиболее обстоятельно изображение клада, хранителем которого был дракон: здесь перечислены десятки предметов, оружие, утварь, украшения, самоцветы, причем каждый из них охарактеризован отдельно (Беовульф, 2756 – 2771). Предметы, которыми наполнен эпический мир, сообщают ему живость, яркость и блеск. Предметный мир "Беовульфа" ярок, наряден, праздничен, и именно в этом обличье он героичен. Будничные, повседневные, тусклые предметы не согласуются с представлением о героике.

Как видно на основании данных поэмы можно увидеть "идеального воина", поэма содержит представления тех качествах, которые, по мнению средневекового общества должны быть обязательно присущи "идеальному воину", на ее основе можно получить информацию об оружии или, например, узнать обряд погребения.

2."Идеальный воин", на основании данных поэмы

Обобщая перечисленные при анализе поэмы "обязательные" качества, присущие только лишь идеальному рыцарю мне хотелось бы воспользоваться идеалом воина, короля-дружинника, изображаемого в Песне и который приводит Мария Оссовская в своей работе "Рыцарь и буржуа".

"Идеальный" воин-правитель должен был происходить из хорошего рода. Но в идеале герой непременно блистал великолепным генеалогическим древом. Он должен был отличаться красотой и привлекательностью. Его красоту обычно подчеркивала одежда, свидетельствующая о любви к золоту и драгоценным камням. Доспехи и упряжь были подстать одежде.

От героя требовалась сила. Иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили около шестидесяти, восьмидесяти килограмм. Эту силу он проявлял обычно, подобно Гераклу, в младенчестве. Таким примером может служить Беовульф, прибывший из далека, чтобы освободить датчан от чудовища, которое подкрадывалось по ночам и убивало знаменитейших рыцарей, вступает с ним в ужасную схватку и при этом бросает все свое оружие, дабы выказать силу, позволяющую ему оторвать чудовищу лапу голыми руками.

От воина-правителя ожидалось, что он будет постоянно заботится о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний. Рыцарь не может спокойно слушать о чужих успехах.

При постоянной заботе о своем боевом престиже понятно, что от воина требуется мужество. Недостаток мужества – самое тяжелое обвинение. Мужество бывает также необходимо для исполнения долга верности.

Если мужество было необходимо воину-правителю как человеку военному, то щедрость, которая от него ожидалась и которая считалась непременным свойством благородно рожденного, служила зависимым от него людям, и прежде всего тем, кто прославлял при дворах подвиги рыцарей в надежде на хорошее угощение и приличные случаю подарки перед отправлением в дальнейший путь.

Воин, был ли он конунгом или дружинником, как известно, должен был хранить безусловную верность своим обязательствам по отношению к равным себе.

Самым тяжелым обвинением, какое можно было предъявить раннесредневековому воину и воину более позднего времени.

Заключение

В конце своей работы я хотел бы подвести итог всему вышесказанному. Изучив и проанализировав источник ("Беовульф") я пришел к выводу, что на основании данной поэмы можно получить информацию об английских воинах данной эпохи. Однако песнь освещает лишь некоторые стороны английских воинов. Те качества (физические и духовные) которыми, по мнению общества эпохи раннего средневековья должен был обладать идеальный воин-правитель. В песне упоминается, хотя и в меньшей степени, оружие воинов, битвы, пиры, наконец, подробно описываются сокровища. Эта песнь может представлять интерес и для людей, занимающихся выяснением и уточнением древних обычаев, например, в "Беовульфе" есть упоминание об обряде погребения и т.д. На основе песни можно увидеть "глазами современника" Песни то, как ему представлялся мир и его восприятие Поэмы.

Список литературы:

1.Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. - М.: Высш. школа, 1984 – 351 с.

2.Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высш. школа, 1975 – 528 с.

3.Аникст А. История английской литературы. – М.: Учпедгиз, 1956 – 483 с.

4.Беовульф//Библиотека всемирной литературы: Серия первая. - М.: Худ. литература, 1975 – 755 с.

5.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2CD (CD-ROM)

6.История Всемирной литературы: В 9-ти т. Т.2.- М.: Наука, 1997 - 816 с.

7.Мельникова Е.А. Меч и лира: англосаксонское общество в истории и эпосе. – М.: Мысль, 1987 – 203 с.

8.Оссовская М. Рыцарь и буржуа. - М.: Прогресс, 1987 – 527 с.

9.Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. - Л.: ЛГУ, 1977 – 144 с.