Смекни!
smekni.com

Линия «Зла» в произведениях русской литературы 90-х годов ХХ века (стр. 3 из 3)

В последней повести В. Быкова «Стужа» пожилаябелорусс-каякрестьянкаиизощренныйфранцузскийинтеллектуалбьютсянадоднимитемжевопросом: следуетлиборотьсясозломвоб-

стоятельствах , когдаононепобедимо ? Итогборьбыпредрешен ; средствнападениянет; средствзащитытоже; отом, чтопроизош-ло, никтоникогданеузнает. ЕслиучитьпоБыкову, то фашизм , нацизм, большевизмимножествоиныхсквернподобногородаиз-вечнодремлютвмежклеточныхмембранахлюдскойприроды .

Когдаэтаиммуннаямембранаистощается, человек, народ, челове-чествосамопризываетсвоимиповодырямииправедникамиГитле-ра, Сталина, ПолПотаиликакого-нибудьдругогобесаизорденасатаны 6) .

Вконце 80-х—начале 90-хгодовпоошеломленнойи

весьмапестройрусскойсловесностиотграндиознойлеоновской «Пирамиды» довездесущегоВик. ЕрофеевачерезкнигиВ. Макани-на, Л. Петрушевской, А. Кима, О. Ермакова, В. Шарова, В. Белова, Ф. Горенштейна , В. Распутина , П. Алешковского , А. Проханова , С. Залыгина , А. Слаповского — ну, казалосьбы, чтомеждуэтимиавторамиобщего? — прокатиласьволнаапокалиптической, при-чемневрелигиозном, асветски-катастрофическомпониманииэто-гослова , литературы .

Писателисамыхразныхнаправлений, отреалистовдопостмодернистов , представителиразныхполитическихвзглядов , отультрапатриотовдоультрадемократов, вметрополииивэмиг-рации , авторыразныхвозрастов, маститыеисовершенноникомунеизвестные , избиралитемуконцасветавкачествеосновного

мотивадляпостроениясвоихсюжетов. Небылоббольшойнатяж-койсказать, чтоврусскойлитературе 90-хгодовтруднеенайтиписателя, такилииначенекоснувшегосятемыАпокалипсиса 2) .

Ничегослучайноговтомнебыло. Воснове «апокалип-тическоговсплеска» нынешнегоfindesiecleлежалглубочайший

кризиспозитивистскоймысли, вызванныйисчерпанностьювсехпрогрессистскихиутопическихтеорийиидей, идущихотэпохиПросвещенияипоставившихмирнапороганнигиляции . ИеслиРоссиявсилуцелогорядаобъективныхисубъективныхпричин

сталатойстраной , гдеобщечеловеческийкризисдостигнаи –

большейглубины ( ивэтоммыопятьоказалисьвпередиплане-тывсей , апотомунашопытбесценен ) , торусскаялитературасталатеморганом , которыйнаиболееболезненнонанегоотреа- гировал 2) .

Вгоду 2000-мисторическийопытуженеоставляетнамправагадать, какоесимволическоесодержаниеможетзнаменоватьсобойфигура , шествующаявфинале «Двенадцати» «скровавымфлагом» (именнокровавым — тайновидческаяинтуицияБлоканеподвела) 5) .

Десятьлетназадвыброшенныеизсоциализмавникуда , мыготовилисьвсемскопомпогибнутьипропелисебеотходную . Ноосталисьжитьипервымделомсхватилисьпоодиночкезаору-жиеисталиубивать . Национальнаяидея , новаяархитемарусс- койпрозы, кажется, обозначиласьсовсейочевидностью — нанес-тиударинайтиемусоответствующееоправдание . Укого-топо-лучаетсятоньше, укого-тогрубее, кто-тоискренен, актоиловитрыбувмутнойводе, писательпугает, егомалочисленномучита-телюстрашно , инитотнидругойневедают , естьлиикаковвыходизэтогозамкнутогокруга ? Впрочем, еслиследоватьДанте, выходесть: Чистилище 2).

Надо надеятся , что русская литература переживет это жестокое время . Она будет исцелена вместе с исцеленной Россией . Нам следует расскаятся и за себя и за предков . Возвать к Богу , после чего выключить у наших детей телевизор и дать им вместо этого сборник удивительных по своей доброте рассказов Леонида Нечаева «Старший брат» . Есть еще в России любящие ее праведники , которые молятся за нее .

«Переживание богооставленности , - писал Бердяев , - не означает отрицание существования Бога , оно даже предполагает существование Бога . Это есть момент экзистенциальной диалектики богообщения , но момент мучительный . Богооставленность переживают не только отдельные люди , но и целые народы и все человечество и все творение . И это таинственное явление совсем не объяснимо греховностью , которая ведь составляет общий фон человеческой жизни . Переживающий богооставленность совсем может быть не хуже тех , которые богооставленности не переживают и не понимают» .

Варламов А., Убийство . // Дружба Народов , 2000. - №11 .

Екимов Б. «Возле стылой воды» .

Кондаков И., Наше советское «всё» . // Вопросы литературы , 2001 . - №4 .

Лавров А., Финал «Двенадцати» - взгляд из 2000года . // Знамя , 2000. - №11 .

Сердюченко В., Могикане . // Новый мир , 1996 .- №3 .

Степанян К., Кризис слова на пороге свободы . // Знамя 1999. - №8 .