Смекни!
smekni.com

Санкт-Петербург Пушкина (стр. 3 из 5)

Каждый член общества давал клятву сохранить в тайне все, что происходило на собраниях.

Не боясь посторонних ушей, здесь толковали

Насчет глупца, вельможи злого,

Насчет холопа записного,

Насчет небесного царя,

А иногда насчет земного.

Пушкина привлекала прелесть тайных собраний “Зеленой лампы”,

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все – прекрасного друзья…

7. “Семья Олениных”

На правом берегу Фонтанки, у Семеновского моста, стоят три похожих друг на друга дома: трехэтажные, с треугольными фронтонами (97, 99 и 101). Эти дома, построенные еще в XVII веке, принадлежали тогда богатой помещице Полторацкой. На одной из ее дочерей, Елизавете Марковне, женился в 1780 году Алексей Николаевич Оленин. Она получила в преданное дом, что под номером 101. В 1813 году Оленины стали владельцами еще одного особняка – ныне дом 97, в котором проживали до осени 1819 года. Здесь-то, вероятно, и бывал молодой Пушкин.

А. Н. Оленин был человек необыкновенный. Он обладал многими талантами: художник и знаток искусства, историк и палеограф – один из основателей русской археологии, человек широчайшей образованности. В 1811 году Оленин стал директором Публичной библиотеки, а с 1817 года – президентом Академии художеств. Дом Олениных был местом встреч литераторов и художников. На вечерах у Олениных часто бывал И. А. Крылов, мастерски читавший свои басни. Всегдашние гости дома – поэты В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, историк Н. М. Карамзин, художники К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, Ф. П. Толстой, скульпторы Б. И. Орловский, И. И. Теребенев и многие другие.

В этом интересном и гостеприимном доме появляется, наконец, и юноша Пушкин. Он читает свою поэму “Руслан и Людмила”, и Оленин одним из первых признает поэтические достоинства произведения молодого автора.

Здесь весной 1819 года Пушкин впервые увидел Анну Петровну Керн – девятнадцатилетнюю племянницу хозяйки дома. Все в ней влекло внимание поэта: большие глаза, смотревшие вокруг с необычайной доверчивостью и затаенной грустью, нежный овал лица, какая-то девическая застенчивость в движениях.

Впоследствии в селе Михайловском ссыльный Пушкин вспомнил об этой встрече в стихотворении, обращенном к А. П. Керн:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

8. “Побежденный учитель”

В Коломне, на углу Екатерингофского проспекта и Крюкова канала, у Кашина моста, стоит дом, построенный купцом Брагиным (ныне проспект Римского-Корсакова, 43). Дом и теперь малопривлекателен и даже неуклюж: гладкие, без украшений стены четырех этажей, небольшие балкончики с железной решеткой, низкие своды при входе на узкую лестницу, огибающую мощные устои. Под окнами дома медленно движутся воды Крюкова канала.

С 1818 года в доме поселились Василий Андреевич Жуковский и его друг, член литературного общества “Арзамас” поэт А. А. Плещев. Жуковскому тридцать пять лет. Он - глава романтизма – нового направления в русской литературе, крупнейший поэт и переводчик. В 1817 году его привлекают на службу при дворе.

Служба при дворе не сделала из Жуковского истинного придворного. Он сохранил дружбу с Пушкиным и с теми, кто создавал новую прогрессивную русскую науку и литературу.

Знакомство Пушкина с Жуковским относится к осенней поре 1815 года. Известный поэт приезжал в Царское Село, чтобы увидеть “молодого чудотворца”.

Живя в Петербурге после окончания Лицея, Пушкин постоянно видится с Жуковским. “Жуковский исполнился безграничной любовью к его (Пушкина) гению и в течение всей своей жизни охранял и лелеял его своей заботой”,- писал один из биографов Пушкина. В одном из стихотворений Пушкин обращается к своему старшему собрату с искренним восхищением, говорит о привязанности к нему:

И ты, природою на песни обреченный!

Не ты ль мне руку дал в завет любви священный?

Поселившись у родителей на Фонтанке, Пушкин стал теперь близким соседом Жуковского, жившего поблизости, и их встречи почти каждодневными.

Образ поэта, своего друга и наставника, Пушкин создает в IV песне поэмы “Руслан и Людмила” в незабываемых строках, исполненных благодарности:

Поэзии чудесный гений,

Певец таинственных видений,

Любви, мечтаний и чертей,

Могил и рая верный житель,

И музы ветреной моей

Наперсник, пестун и хранитель!

Мнение Жуковского, его замечания были всегда ценны для Пушкина.

В конце 1819 года Жуковский уехал из Коломны. Чтение последней главы “Руслана и Людмилы” проходило в его новой квартире – теперь казенной – в Аничковом дворце. Оно было отмечено значительным событием: Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму „Руслан и Людмила“”.

9. “Волшебный край”

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Так писал Пушкин о русском театре – о Большом театре Петербурга –в I главе романа “Евгений Онегин”.

Здание Большого театра находилось на границе Адмиралтейской части столицы с окраинной Коломной, на обширной площади, которая уже в первой четверти XIX столетия стала называться Театральной. Возникшая еще в XVIII веке, она давно уже была не только местом торговли, но и местом народных развлечений. Позднее в 1783 году, по проекту Антонио Ринальди здесь было построено здание театра. Большой Каменный театр, как его долго называли, перестраивался в 1802-1805 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Монументальное здание украсил восьмиколонный портик с треугольным фронтоном, богато декорированным лепкой. Театр освещался свечами и масляными лампами, что, конечно, таило в себе опасность пожара. В 1811 году театр сгорел, но был восстановлен в прежнем великолепии к 1818 году. “Зала театра,- сообщается в журнале “Сын Отечества”,- выполнением и красотою постройки, расположения и убранства не уступает никакой другой в Европе”. Такой ее увидел и запомнил большой театрал Пушкин.

В 1890-х года здание было частично разобрано, на его месте возникло новое строение, существующее до наших дней, - Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.

Репертуар Большого театра отличался большим разнообразием. Здесь ставились оперы, балеты, драматические спектакли. Трагедии В.А. Озерова, “Бригадир” и “Недоросль” Д.И. Фонвизина, “Урок дочкам” и “Модная лавка” И.А. Крылова, бесконечная вереница разнообразных пьес и комедий А.А. Шаховского, классические французские трагедии и трагедии Шекспира, комедии Гольдони, Мариво, Бомарше – таков богатый репертуар Большого театра.

Особое место в жизни русского театра занимали балеты, замечательным постановщиком которых был Карл-Людовик Дидло. В примечаниях к “Онегину” Пушкин писал: “Балеты г. Дидло исполнены живостью воображения и прелести необыкновенной”.

В романе “Евгений Онегин” поэт обессмертил балерину А.И. Истомину, почти осязаемой зарисовкой ее танца:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Впоследствии Дидло привлекли пушкинские поэмы. На их сюжеты он создал балеты “Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора – злого волшебника” и “Кавказский пленник”, где роль Черкешенки исполняла Истомина.

10. В III отделении

В начале XIX века большим участком на углу Мойки и Гороховой улицы владел откупщик Кусовников. Следующий его владелец, купец Таль, построил здесь новые здания. В глубине двора, рядом с угловым красным зданием, существующим и в наше время, стоял длинный одноэтажный дом в четырнадцать окон по фасаду, С 1813 года его занимал Английский клуб. Летом 1831 года в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о сдаче внаем помещения в доме Таля “с удобными флигелями, дворами и вновь красиво разведенным садом”.

Вскоре у ворот здания выросли фигуры жандармов в тяжелых касках – здесь обосновалось III отделение. Его Начальник граф А.Х. Бенкендорф приезжал сюда обычно рано утром с Малой Морской улицы, где имел собственный дом.

В эту “центральную шпионскую контору”, как впоследствии будет называть А.И. Герцен это учреждение, находившееся под особым попечительством царя, должен был, вернувшись из ссылки, периодически являться Пушкин.

Теперь каждодневная жизнь Пушкина зависела от III отделения. Каждое его стихотворение, каждая строчка подвергались цензуре. За поэтом неотступно следят.

Снова тучи нодо мною

Собралися в тишине;

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне…

Сохраню ль к судьбе презренье?

Понесу ль навстречу ей

Непреклонность и терпенье

Гордой юности моей?-

скажет поэт в 1827 году в стихотворении “Предчувствие”.

Великого поэта приглашают в III отделение для объяснений, для выговоров, “отеческих” внушений и наставлений.

“Голубая, громоздкая, но мягкая фигура Бенкендорфа становится рядом с поэтом и неотступно, по пятам сопровождает его уже до самой могилы”,- справедливо заметил исследователь Б.Л. Модзалевский.