Смекни!
smekni.com

Постмодернистские тенденции в современной прозе (стр. 17 из 18)

39. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты.//Новый мир, 1992. - №7. – С.213-223.

40. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. //Знамя, 1992.-№8. С.214-224.

41. Липин.Г.В. Майкл Муркок – пророк “новой волны”. //Литературное обозрение, 1998. - №4. – С.35-37.

42. ЛЭС. – М.: Сов. Энциклопедия, 1997. – 752с.

43. Литература. Факультативные курсы. 2-е издание. – М.: Просвещение, 1997. – 32с.

44. Методика преподавания литературы: Уч. для студентов пед. ин-тов по спец-ти №2101 “Русский язык и литература” Под ред. З.Я. Рез. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985. – 368с.

45. Мин –во общего и профессионального образования РФ. Программы для общеобр. Учреждений. Литература 1-11 классы. / под ред. В.Г.Городецкого, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 1997. – 96с.

46. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач. 90-х гг. ХХв. Уч. пособие для студентов филфаков вузов. – Минск, 1997. – 231с.

47. Новиков В. Заскок. //Знамя, 1995. - №10. – С189-199.

48. Поиск новых путей: из опыта работы. / сост. С.Н.Громцева. – М.: Просвещение, 1990. – 191с.

49. Пелевин В. Сочинения: в 2 т. Т.1: Омон Ра: Роман; Бубен нижнего мира: Рассказы. – М.: Терра, 1996. – 368с.

50. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя, 1998. – №4. – С.209-220.

51. Русская литература ХХв. В 11 кл. Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений в2-х частях. Ч. 2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 1996. – 352с.

52. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4 изд., испр., - М.: Просвещение, 1985. – 288с.

53. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 608с.

54. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С.204-214.

55. Урок литературы: пособие для учителя. / сост. Т.С.Зепанова, Н.А.Мещерякова. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.

56. Федотов Г. Статьи о культуре. // Вопросы литературы, 1990. – Февраль. – С.189-238.

57. Философский словарь под ред. И.Т.Фролова. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.

58. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. – М.: Высшая школа, 1999. – 398с.

59. Цветков А. Судьба барабанщика. // Иностранная литература, 1997. - №9. – С.229 – 238.

60. Эко У. Заметки на полях “Имени розы”. // Иностранная литература, 1988. - № 10

61. Эпштейн М. Метаморфозы. // М.Эпштейн Парадоксы новизны. – М., 1988. – С139-176.

62. Эпштейн М. Поле карнавала, или Вечный Веничка. //Золотой век, 1993. - №4. – С.84-92.

63. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С.194-203.

64. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С.217-231.

65. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С.166-188.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Занятие №4.

Тема: Поэтика названий романа “Пушкинский дом” как черта

постмодернизма. ( практическое занятие ).

Цель: Выяснить роль и значение номинаций романа.

Задачи: 1. Рассмотреть встречающиеся номинации и выявить пере-

клички, ассоциации.

2. Познакомить учащихся с терминами “цитата”, “аллюзия”,

“реминисценция”.

3. Выявить их роль и назначение.

Оборудование: Литературный энциклопедический словарь; на доске-

определения: “цитата”, “аллюзия”, “реминисценция”.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя, теоретическое введение (термины).

3. Выделение номинаций и поиск перекличек (составление таблицы).

4. Обсуждение роли, назначения реминисценций в данном произве-

дении.

5. Подведение итогов занятия.

6. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Тема сегодняшнего занятия – поэтика номинаций романа “Пушкинский дом” как черта постмодернизма.

Мы уже знаем с вами, что основная функция постмодернистского произведения – это интеллектуальная игра с читателем. Именно к организации такой игры и стремится автор

постмодернистского текста. Но не всегда можно сразу понять, для чего нужен автору тот или иной прием. Одним из самых главных формальных приемов в постмодернистском тексте является наличие множества цитат, намеков, отсылающих ко многим культурным источникам. В литературе этот прием не нов, но функции его со временем меняются. В начале и в течение ХХв. Писатели и поэты стремились с помощью намеков и ассоциаций создать особый неразделимый целостный художественный образ, используя при этом опыт всей предыдущей культуры. Последователи постмодернизма стремятся к оживлению интеллектуальной игры за счет отсылок к прошлой культуре, причем они бесцеремонно соединяют несоединимое, моделируют коллаж, чем еще более привлекают к своим текстам.

Вы уже заметили, что номинации глав, разделов в романе “Пушкинский дом” во многом являются точными цитатами названий произведений классической литературы. На сегодняшнем занятии нам предстоит выяснить, случайны ли такие перемычки, и какую роль они играют в произведении.

Но сначала запишите в тетради определения различных видов цитат.

Цитата – точное использование отрывка того или иного произведения в тексте.

Аллюзия – намек на реальное литературное, историческое, политическое явление, которое мыслится как общественное и поэтому не доказывается.[]

Реминисценция – напоминание о других литературных произведений через использование характерных для них образов, мотивов, речевых оборотов. Рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя.

Нам предстоит найти переклички, определить их вид и назначение.

III. Для того, чтобы работать было легче давайте составим таблицу в процессе работы и разделимся на группы. (Домашним заданием было повторить сюжет и главных героев следующих произведений: “ Отцы и дети” И.Тургенев; “ Герой нашего времени” М.Лермонтов; “Медный всадник” А.С.Пушкин; “Маскарад” М.Лермонтов; “Дуэль” А.С.Пушкин; “Выстрел” А.С.Пушкин.)

Группам дается задание ответить на вопросы по разделам:

- о чем произведение русской литературы с таким же названием, каковы его главные герои?

- что общего у сюжета и героев вашего раздела и одноименного произведения, чем они отличаются?

I раздел “Отцы и дети” – 1-ая группа.

II раздел “Герой нашего времени” – 2-ая группа.

III раздел “Бедный всадник”, “Маскарад”, “Дуэль”, “Выстрел” – 3-я группа.

На подготовку дается 15 минут, после этого группы докладывают о результатах работы, остальные заполняют таблицу (колонки названы номинациями глав).

IV Если выводы неверны, неполны, учитель задает наводящие вопросы, помогают другие группы.

- Для чего нужны автору названия классических произведений?

- Для чего он хочет, чтобы читатель вспомнил о них и их героях?

- В чем разница между людьми прошлого века и нынешнего?

V После обсуждения выявляется неестественность реальности романа, его героев; основная форма их существования – это влезание в старые рамки, создание новой реальности из обломков старой.

Вывод записывается в тетрадь, подводятся итоги урока.

VI Домашнее задание: учитель дает план семинара “Проблема героя в произведении. Герои-функции”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Занятие №10.

Тема: Главный герой романа “Омон Ра”. Беседа.

Цель: Выяснить основные черты героя, его мировоззренческие

взгляды.

Задачи: 1. Проследить изменение личности героя в произведении.

2. Выяснить его основные взгляды.

3. Определить роль основных героев.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Работа с текстом. (проверка домашнего задания).

3.Обсуждение личности героя, его философских взглядов.

4.Обсуждение образной системы.

5.Подведение итогов занятия.

6.Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Ученики отвечают на вопросы учителя по тексту:

1)Кто такой Омон Кривомазов?

2)Почему его так назвали?

3)Каким было его детство?

4)Какие фрагменты из детства он вспоминает, почему?

5)Как дальше складывается его судьба?

6)Почему он хотел стать космонавтом?

Итак, мы выяснили, кто такой Омон Кривомазов, почему он хотел стать космонавтом, к чему стремился. Полет был для него самым главным в жизни, ее смыслом. Давайте разберемся, почему так случилось, как складывалась его мечта, его мировоззрение.

-Как начиналась мечта Омона о небе?

-Как она трансформировалась в его играх?

-Когда сложился его основной жизненный принцип?

-Как этот принцип повлиял на его дальнейшую жизнь?

Беседа о философских взглядах героя, об его ощущении себя творцом мира. Основные выводы обсуждения учащиеся записывают в тетради.

-Какие еще персонажи присутствуют в романе?

-Что мы о них узнаем?

-Нам известны их характеры, прошлое?

-Как, с какой последовательностью они появляются в романе?

-Как о них рассказывает герой, как к ним относится?

-Что для него важно в них?

-Как называются такие герои? Вспомните героев А.Битова.

-Какие функции они выполняют?

-Какую роль среди них играет герой?

-Почему он выступает творцом мира?

V.Итак, повествование концентрируется вокруг одного героя, который обладает философским мировоззрением и оценивает себя как творца собственного мира.Остальные персонажи являются лишь Функциями, необходимыи герою для создания мира.

Вывод записывают в тетрадь.

VI.Домашнее задание: Выписать все имена и названия, которые вызывают смысловые ассоциации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Занятие №15

Тема: Постмодернистские направления современной поэзии (концептуализм, соц-арт).

Цель: Познакомить с творчеством поэтов, представителей концепту-

лизма и соц-арта( Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров).

Задачи:1.Познакомить с личностью поэтов и их творчеством.

2.Ввести и повторить термины: “концептуализм” “соц-арт”,

“центон”.

3.Познакомить с особенностями творчества этих поэтов.

4.Развитие аналитических способностей учащихся.

Оборудование: распечатки стихов, термины на доске.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: лекция с элементами практического занятия.