Смекни!
smekni.com

Постмодернистские тенденции в современной прозе (стр. 18 из 18)

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели занятия.

3.Рассказ о Вс.Некрасове и знакомство с его творчеством.

4.Лекция о Д.А.Пригове. Знакомство с его стихами, с элементами анализа. Выделение особенностей концептуализма.

5.Рассказ о Т.Кибирове, рассмотрение его творчества.

6.Подведение итогов занятия.

7.Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

I.Оргмомент.

II. Сегодня мы познакомимся с современной поэзией. Кого вы знаете из современных поэтов? Сейчас я прочту вам стихотворение, а потом вы скажете, понравилось оно вам или нет, о чем оно, и т.д. (Учитель читает стихотворение Вс.Некрасова “Я помню чудное мгновенье…”, учащиеся делятся впечатлениями, пытаются сформулировать идею.)

III. Это стихотворение принадлежит Вс.Некрасову. Его творчество одни критики считают поэзией, другие – нет. Сегодня вы составите свое мнение об этом поэте и других, с которыми мы познакомимся

Всеволод Николаевич Некрасов род. В 1934 г. Это поэт, критик. Начал писать свои стихи рано, когда еще господствовала советская идеология. За то, что его стихи не укладывались в рамки традиционной литературы, Некрасова исключили из московского пединститута им. В.И.Ленина. После такого неприятия он стал заниматься переводами и издавал книжки для детей, куда вкраплял и свои стихи. При этом издавался в самиздате и за границей.

Он утверждал, что между поэзией и речью нет разницы, и раскрывает эти возможности в “речевой поэзии”, “поэзии без поэзии”. Он делает объектом поэзии одно слово (нити, месяц, вода) или одну синтаксическую конструкцию (Свобода есть свобода.) Некрасов – поэт минималист:

- Пытается раскрыть внутренний мир в речевом высказывании;

- Такое его отношение к слову значительно повлияло на современную литературную ситуацию.

Знакомство со стихами “Свобода есть”, “Нить и нить”, “Календарь”, “Месяц”. Определение идеи, цели написания, художественных средств.

IV.У Некрасова были последователи. Он – один из основателей школы концептуалистов. Не менее интересный автор – Дмитрий Александрович Пригов (р.1940г) – поэт, прозаик, скульптор. Интересная судьба. Работал на заводе. Окончил художественное училище, работал в архитектурном управлении г.Москвы.

Стихи пишет с детства. Является одним из основателей “московской концептуальной школы”.

“Концептуализм” – одно из течений в современной русской поэзии,

развивающееся в рамках постмодернизма. Концептуализм устраняет из поэзии лирического героя, текст строится на игре с готовыми, сложившимися в прошлую эпоху идеологическими штампами (концептами). Лирическая искренность в концептуализме невозможна:

в любом высказывании выявляется идеологический или стилистический стереотип, причем автор воспроизводит его академически спокойно. Стилевые приметы концептуализма – цитатность, использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения.

Что общего у постмодернизма и концептуализма? (ответ учащихся)

Д.А.Пригов – яркий сторонник концептуализма. Его стихи – пародия

на традиционную поэзию. Основной объект иронии – само понятие поэзии как таковой. Для этого Пригов пользуется приемом маски, пародирующей лирического героя. Эта маска может выражать что угодно, от “соцреалиста” до “авангардиста”.

Автор издевается над застывшими стереотипами мышления разных времен и одновременно над поэзией, претендующей на решение “вечных” философских, нравственных, политических проблем. Пригов стремится создавать “мнимое искусство”. Иронизирует он и над формой.

Далее – знакомство со стихами: “Милиционер”, “Выходит слесарь в зимний двор…”, “Выдающийся герой”, “Течет красавица-Ока”, “Женщина в метро меня лягнула”. Анализ по плану:

-Тема;

-Идея;

-Выразительные средства (стереотипы, пародии, концепты).

-Язык Д.А.Пригова (косноязычие):

Вывод об особенностях поэзии Д.А.Пригова.

V. Еще один представитель современной поэзии – Тимур Юрьевич Кибиров(р.1956).

Начинал творческую деятельность как представитель концептуализма и соц-арта.

Соц-арт – вариант концептуализма, рещающий характерные для него проблемы на базе языка советской культуры.”

Идеал “позднего” концептуализма – “простой человек”, обыватель, живущий своей личной жизнью, принимающий мир и не желающий его переделывать. Т.Кибиров ввел в свою поэтику “принцип каталога”: светское общество характеризовалось им как бесконечный список бытовых и социально-политических реалий. Он создает сверхдлинные стихи и намеренно ориентируется на “испорченную” поэзию. Кибиров часто использует переосмысленные цитаты из других авторов. Его излюбленный прием – центон – литературный текст, полностью составленный из строк разных литературных произведений.

Знакомство со стихами “Шагане ты моя, Шагане…”, “Вступление”. Выявление художественных средств, центонов, деталей.

V.Итак, мы познакомились с тремя представителями концептуализма и соц-арта, с их художественными принципами. Теперь ответьте на такой вопрос, который является проблемным не только для нас, но и для всего современного литературоведения: можно назвать эти стихи поэзией, или нет? (обсуждение)

VI.Домашнее задание: повторить основные принципы постмодернизма. Подготовить сообщение о постмодернизме в литературе и поэзии.

Приложение 4.

Дмитрий Александрович Пригов. (родился в 1940 г.) – поэт, драматург, прозаик, художник, скульптор, автор визуальных и манипулятивных текстов. Представитель московского литературно-художественного андеграунда, один из зачинателей концептуализма в русской литературе.

Окончил скульптурное отделение Московского высшего художественно-промышленного училища. Работал архитектором. 10 лет возглавлял студенческий театр. С 1972 г. свободный художник. Работы Пригова – художника представлены в Бернском музее, музее Людвига и других зарубежных музеях. Печатается в 60-п.п. 80 гг. в самиздате (“А-Я”, “Ковчег”, “Эхо” (Париж), “Культурпласт” (Германия), “Каталог”, “Берклификенревью” (США), “Новостройка” (Великобритания). В годы гласности начал публиковаться и на родине. Печатает радиопьесу “Революция” (1990 г.) и пьесу для театра “Черный пес” (1990 г.), выступает со статьями по вопросам литературы и искусства (“Нельзя не впасть в ересь”, “Сакро-куляризация” и др.).

Приложение 5.

Тимур Кибиров. (Запоев Тимур Юрьевич) Родился в 1955 г. – поэт. Начал как представитель литературного андеграунда, получил известность благодаря поэмам “Когда Ленин был маленьким”, “Жизнь К.У.Черненко”, “Сквозь прощальные слезы”, цитатно-пародирующим каноны официального искусства. В 1990 г. произведения Кибирова печатаются в коллективном сборнике поэзии. С этого времени Кибиров систематически выступает в периодической печати. В 1993 г. выпускает альбом-портрет “Стихи о любви”, имеющий нарочито-аляповатое оформление, имитирующий соцреалистические книги. В 1994 г. выходит его книга “Сантименты”, в которой его творчество 1986 –1991 гг. представлено с наибольшей полнотой. “Сантименты” включают в себя разделы: “Лирико-дидактические поэмы”, “Рождественская песнь квартиранта”, “Сквозь прощальные слезы”, “Три послания”, “Стихи о любви”, “Послание Ленке и другие сочинения”, “Сортиры”. Опасение “прослыть певцом восстания борцов с тоталитаризмом” не позволило К. включить в основные сборники поэму “Когда Ленин был маленьким”. Она выходит отдельным изданием в 1995 г. в оформлении “Митька” А.Флоренского. В целом ряде случаев К. не отказывается от лирического “Я”, хотя для самовыражения пользуется цитациями, преимущественно пародийными. Чрезвычайно важен для Кибирова элемент интимности, выявляющей себя в использовании жанра дружеских послений, насыщение произведений автобиографическим материалом, явственно выраженной ориентацией на “свой круг”.

Приложение 6.

Битов Андрей Георгиевич. Родился в 1937 г. – прозаик, эссеист, публицист, киносценарист, поэт, автор статей, посвященных проблемам литературы и искусства. Начинает творческую деятельность как поэт в период “оттепели”. Посещает лит.объединение Ленинградского горного института (руководитель – Г.Семенов). Знакомится с такими же молодыми представителями самых разнообразных литературных групп – от “абсолютных авангардистов” до “почвенников”. Осознает, что его призвание – проза. В 1960 г. посещает литобъединение под руководством М.Слонимского, с этого же года начинает печататься (альманах “Молодой Ленинград”). В 1963 г. издает первый сборник рассказов “Большой шар”. Учится на высших сценических курсах в Москве, где в дальнейшем и живет. После свертывания “оттепели” Битов занимает позицию литературной оппозиции, эволюционируя в направлении к неявно-диссидентской. Поэтому не все его произведения оказались “проходными”. Свою главную книгу-роман “Пушкинский дом” (1964-1971 гг – 1978-1990 гг.) на родине удалось издать только в года гласности. Через год после завершения романа Битов становится аспирантом института мировой литературы, печатает статьи о Пушкине, проблеме художественного творчества. В произведениях использует форму путевых записей, репортажей, воспоминаний, очерка, раскрывает свои взгляды на различные явления жизни, выявляет отношения человека и природы. В поисках новых художественных форм Б. Пишет роман “Преподаватель симметрии” (1987 г.), имитируя перевод с английского, создает речь условно русскую. На протяжении лет писатель работает над постмодернистским романом-странствием “Оглашенные” (изд. 1995 г.), куда входят повести “Птицы, или Новые сведения о человеке” (1971-1975 гг), “Человек в пейзаже” (1988 г.), роман “Ожидание обезьян” (1993 г.). Наиболее интересует позднего Битова сфера духовной жизни, экология природы и культуры. Битов – автор киносценария “Заповедник” (1964, 1972 гг). С 1991 г. - президент Русского Пенклуба.

Приложение 7.

Некрасов Всеволод Николаевич. Родился в 1934 г. – поэт, автор статей по вопросам литературы и искусства (“Экология искусства”, “Как это было (и есть) с концептуализмом” и др.). Представитель неофициальной русской культуры. Начинал в 50-е годы как участник лионозовской школы, а в середине 70-х явился одним из создателей московского поэтического концептуализма. Первый этап его творчества связан с усвоением и развитием принципов игровой поэзии, интересом к примитивизму и конкретизму. Второй этап – работа художника с концептом, создание нового типа стиха. Как представитель неофициальной русской литературы Некрасов имел возможность публиковаться лишь в самиздате (журнал “Тридцать семь”) и за границей (“Тваш”, “Аполлон-71”, “Ковчег”, “А-Я”). В СССР до периода гласности печатал лишь стихи для детей. В настоящее время на родине изданы книги Некрасова “Стихи из журнала” (1989 г.), “Соло” (1991 г.), “Вестник новой литературы” (1991 г.) и другие статьи и стихи разных лет.