Смекни!
smekni.com

М.А. Булгаков – уроки судьбы (стр. 3 из 3)

Роман “Белая гвардия” начал было публиковаться в журнале, но журнал прекратился, и публикация не была доведена до конца. При жизни Булгакова ни автор, ни отечественный читатель так и не дождались “Белой гвардии” в полном виде. Запрет на долгие годы закрыл дорогу повести “Собачье сердце”. На Родине писателя она увидела свет через шестьдесят два года после создания, через сорок семь лет после смерти автора. Булгаков написал более десятка пьес, – лишь три из них добрались до сцены, да и то: “ Дни Турбиных”, разрешенные к постановке на сцене МХАТа – одного единственного театра на всю огромную страну, - то запрещались, то вновь допускались самым непредсказуемым образом, а “Мольер” и “Багровый остров” были сняты и запрещены навсегда сразу после премьерных спектаклей.

Глава VI ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

Булгаков написал несколько сценариев для кино, – ни по одному из них не был снят фильм, хотя были режиссеры, мечтавшие о постановке. Он написал четыре либретто для таких видных композиторов, как Асафьев, Глиер, Дунаевский, но ни одна оперная постановка его либретто не была осуществлена.

Он был согласен, на какую угодно литературную или театральную работу, только бы - любой ценой! – реализовать свой талант.

Прослышав о конкурсе на учебник истории для средней школы, он стал набрасывать план и главы: учебник так учебник. Он готов был переводить с иностранных языков: перевод так перевод!

Он метался, как затравленный зверь, но куда бы ни кидался, там уже краснел флажок оцепления.

Еще в одном из ранних своих фельетонов Булгаков выступает против “революционного” приспособленчества. “Для того чтобы разразиться хорошим революционным рассказом, - писал он, - нужно, прежде всего, самому быть революционером и радоваться наступлению революционного праздника. В противном же случае рассказ у того, кто им разразится по денежным или другим побуждениям, получится плохой”.

А спустя несколько лет в письме к Сталину Булгаков с этого соображения и начинает свой искренний манифест: “После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет: сочинить “коммунистическую” пьесу, а, кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель –попутчик… этого совета я не послушался. Попыток сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет”.

А ведь многие талантливые художники такого давления всяких доброжелательных “граждан” не выдерживали и становились приспособленцами. В глазах Булгакова жалкой была их участь, и не один из таких лжепопутчиков революции выведен им в романах и пьесах.

Духовная честность и творческая независимость всегда были для Булгакова – писателя превыше всего.

В середине 1960-х годов читатели о жизни его почти ничего не знали. Так бывало в истории мировой литературы. Но в нашей отечественной ситуации реплика Воланда “…что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!” прозвучала насмешливо – искушающе. Хватались, собственно, автора прочли его книги и стали ошаривать воздух вокруг. Писателя нигде не было, он давно покинул Москву,– говоря же иными словами, остался в ней навсегда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспоминания о Михаиле Булгакове сохранили для нас облик человека подлинно интеллигентного, мужественного, полного сознания своего достоинства. “Мне помнится очень гармонично созданныйприродой человек – стройный, широкоплечий, выше среднего роста. Светлые волосы зачесаны назад, высокий лоб, серо-голубые глаза,хорошее, мужественное, выразительное лицо, привлекающее внимание”9,- говорила одна современница, знавшая Булгакова в тридцатые годы. И, в так называемой “частной” жизни, писатель отнюдь не был мрачным отшельником, он любил веселое общество друзей и очаровательных женщин, шумные застолья, домашние остроумные сценки и розыгрыши и терпеть не мог кухонного фрондерства, писательских кукишей в кармане, именуемых им “подкусыванием Советской власти пододеялом”10. При всей своей душевной ранимости Михаил Булгаков неизменно сохранял сдержанность, спокойную иронию, облик его был изящен и рыцарствен. Он всегда был верен себе, своей судьбе, оставался русским писателем классической школы.

Сохранилась интереснейшая булгаковская мысль: “Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в этом человеке”11. Ведь это, в сущности, великий завет Достоевского, всей русской классической литературы от Пушкина до Чехова – “при полном реализме найти в человеке человека”. Михаил Булгаков всегда оставался верен этому завету. Именно таковы историческое значение и смысл требовательного булгаковского гуманизма. Таковы итоги и уроки этой незаурядной и поучительной писательской судьбы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Прочитав роман “Мастер и Маргарита”, у меня не было сомнений, что буду писать реферат о творчестве Булгакова. В библиотеках города я попыталась найти подробную биографию этого писателя. Оказалось, что первая и пока единственная научная биография о нем изложена в книге Мариэтты Чудаковой. В наши дни есть возможность прочитать заявление М.А. Булгакова “великому” И.В. Сталину (июль 1929год), письмо правительству СССР (28 марта 1930год). Интересно было читать вступительные статьи В.М. Акимова, В Сахарова и др. к разным изданиям произведений М.А. Булгакова.

Итогом жизни, итогом творчества стал для писателя роман “Мастер и Маргарита”.

Можно только сожалеть, что многие современники Булгакова не смогли познакомиться с его творчеством в полной мере. И как повезло нам, что сейчас достали “из столов” и архивов великие произведения Мастера.

СНОСКИ

1Шереметьева Е. Из театральной жизни Ленинграда. – Звезда, 1976, №12, с.199.

2 Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1976год. – Л., Наука, 1978, с. 69.

3 Вопросы литературы, 1966, №9,139.

4 Булгаков М.А. Письма к родным (1921-1922 г.г.). – Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1976, т.35, вып.5, с.453.

5 Булгаков М.А. Трактат о жилище. М.-Л., Земля и фабрика, 1926,

с. 4-5.

6 Булгаков М.А. Письма к родным, с.455.

7 Об этом очень точно сказал И.Ф. Бэлза в статье “К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М.А. Булгакова)”. (Контекст – 1980. М., Наука, 1981).

8 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т. 8. М.-Л.. Издательство АН СССР, 1952, с.384.

9 Шереметьева Е. Из театральной жизни Ленинграда, с.197.

10 Ермолинский С.А. Драматические сочинения, с. 604.

11 Файко А.М. Записки старого театральщика, с. 243.

СПРАВОЧНИК

Исторический роман сравнительно молодой жанр, обретающий самостоятельность с утверждением в литературе принципов историзма.

Историзмв искусстве предполагает художественное освоение конкретного исторического содержания эпохи, ее облика: предметом изображения становятся тенденции общественного развития, раскрывающиеся в исторических событиях и судьбах людей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. М.О. Чудакова “Жизнеописание М.А. Булгакова”, 1988год, Москва.

2. Л.Я. Шнейберг “От Горького до Солженицына”, 1994год, Москва.

3. Журнал “Москва” 1991год, №5, Москва.

4. Журнал “Крестьянка”, 1997год, №12, Москва.

5. Журнал “Круг чтения”, 1991год, Москва.

6. Журнал “Смена”, 1988год, №15, Москва.

7. Журнал “Семья и школа”, 1981год, №5, Москва.