Смекни!
smekni.com

Проблемы правового регулирования суррогатного материнства (стр. 9 из 15)

Дама была безутешна, рыдала день и ночь, впала в депрессию. Как муж ее ни успокаивал — что, слава Богу, она сама жива, все страшное позади, живут же люди и без детей, — ничто не помогало, женщина не могла обрести душевный покой. И тут она увидела фильм «Чужая жена» о том, как бесплодная женщина стала матерью ребенка, рожденного подругой. Правда, в фильме подруга забеременела обычным путем: муж героини, по общему договору, провел ночь с кандидаткой в суррогатные матери. Но фильм был снят давно, до появления технологии ЭКО…

В общем, безутешная женщина загорелась, проявила неимоверную настойчивость, нашла врачей, которые согласились на эксперимент. Ее поддержали муж и подруга…

Подруга была незамужняя, до этого не рожала. Вынашивала двойняшек тяжело (при ЭКО не редкость, вероятность рождения близнецов при такой процедуре возрастает в 24 раза). Пять раз за беременность она лежала на сохранении, а через семь месяцев на свет появились два «кесаренка», две девочки, весом чуть больше 2-х кг каждая.

Измученной подруге счастливая генетическая мать подарила свою квартиру, а выросшая вдвое семья переселилась в квартиру мужа.

Близняшки растут, нормально развиваются. У них есть «вторая мама», которую они зовут тетей, — хорошие отношения между женщинами сохранились. Подруга навещает детей, помогает их воспитывать. В общем, редкая идиллия. Обычно родители, получив ребенка, не хотят больше встречаться с женщиной, выполнившей их заказ.

А первой суррогатной матерью в Харькове, да, похоже, и первой на всей территории СНГ, была женщина, которая родила ребенка для своей взрослой дочери, страдавшей врожденным отсутствием матки. Ребенку сейчас уже больше 10 лет, он нормально развивается, никаких психологических сложностей, по мнению врачей, в этой семье нет: мать (она же бабушка) благоразумно отдалилась от молодых, разменяла квартиру…

3.4 Самый сложный момент

ОФИЦИАЛЬНАЯ передача ребенка генетическим родителям и регистрация его на их имя — самый сложный момент во всей этой эпопеи. Дело в том, что пока в Семейном кодексе РФ значится: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)…»

На самом деле случаи, когда суррогатная мать оставляет себе чужого ребенка, крайне редки. Медики считают более типичной ситуацию, когда генетические родители все девять месяцев страшно боятся, что суррогатная мать им не отдаст их ребенка, а та не меньше боится, что они этого ребенка у нее не заберут.

А вот сложности с органами опеки поначалу были. Врачи рассказывают: суррогатная мать официально отказывается от выношенного ею ребенка, счастливые генетические родители уже готовы младенца подхватить, но тут органы опеки объявляют: стоп, у нас тут очередь на здоровенького отказного ребенка и вы в этой очереди не стояли!

Сейчас все юридические аспекты более или менее отработаны. Медики не приступят к процедуре ЭКО, пока между всеми заинтересованными сторонами не будет подписан договор, составленный юристами, который позволит потом передать ребенка от суррогатной матери именно его генетическим родителям, а не третьим лицам.

3.5 Общественное мнение

ЧИСЛО детей, выношенных суррогатными матерями, в мире сейчас исчисляется тысячами, в России — сотнями. Реакция общества на это явление неоднозначная, от: «Прекрасно, что медицина дает возможность бездетным семьям получить собственного ребенка, для многих это последний шанс заиметь наследника — родную кровиночку» до: «Покупать ребенка, выращивать его в животе чужой женщины — это аморально, грех. Нет своих детей, а очень хочется — возьмите из детдома, избавите кого-то от сиротской доли».

Одна суррогатная мать рассказывает, как, когда несколько лет назад она хотела дать объявление в санкт-петербургскую молодежную газету о том, что готова выносить чужого ребенка, объявление принять у нее отказались. Претендентка поразилась: «Вы же печатаете объявления проституток: «эротический массаж круглосуточно»?» А ей ответили: «Суррогатная мать хуже проститутки!»

Согласно опросу, опубликованному в интернете на сайте www.booksite.ru, от 18 до 28% населения (в зависимости от возраста и региона) считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% не имеют по этому вопросу собственного мнения из-за того, что мало осведомлены о сути проблемы.

Зато большинство врачей уверены, что для женщин, которым болезни и патологии не позволяют рожать, этот метод является лучшим выходом. А сейчас в мире, между прочим, 20% супружеских пар бесплодны. И раз суррогатное материнство разрешено у нас в стране, оно развиваться будет.

Против суррогатного материнства христианская церковь. По мнению священнослужителей, такой способ появления на свет нарушает целостность личности, разрывает глубокую эмоциональную связь между матерью и ребенком. И в этом утверждении есть свой резон: наука знает, что с четвертого месяца внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на настроение матери, сопереживает ей…

Психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. А социологи предлагают его рассматривать в контексте культур: если для традиционной культуры суррогатное материнство было бы неприемлемым, то в культуру постмодернистскую, которой не присуще оценочное суждение, оно вписывается вполне гармонично.

НО КАК БЫ общество сейчас ни относилось к суррогатному материнству, можно предположить, что этот метод будет являть младенцев на свет и дальше. Материнский и отцовский инстинкт требуют удовлетворения.

3.6 Суррогатное материнство. Взгляд со стороны

Суррогатная мать – это женщина, которая вынашивает и рожает ребенка для супружеской пары, которая не может завести детей обычным способом. Это бывает, когда жена не может родить, и тогда в матку суррогатной матери переносится оплодотворенное яйцо данной супружеской пары, или если жена в принципе бесплодна, и тогда сперма мужа используется для оплодотворения суррогатной яйцеклетки хирургическим путем. В США и некоторых европейских странах юридически разрешено платить суррогатной матери за выполненную ею функцию помимо других расходов, необходимых для нормального протекания беременности и родов. В Великобритании подобная оплата является нелегальной, и вынашивание чужого ребенка не поощряется официальными властями.

Это сухое определение суррогатного материнства найдено в недрах Интернета.

И тема, на которую я хочу поговорить с вами, уважаемые читатели, на первый взгляд кажется определенно носящей положительный оттенок. Не правда ли, что может быть гуманнее, чем помощь людям, отчаявшимся иметь своих собственных детей? Да и свое собственное материальное положение можно поправить, отмучившись 9 месяцев и отдав рожденного ребенка чужим людям. И сама процедура, при нынешнем развитии медицины, как правило, проходит успешно и заканчивается рождением здорового малыша.

Однако, поучаствовав в обсуждениях этой темы в Интернете (на сайте Doktor Aybolite, среди завсегдатаев “семейных» форумов именуемом просто Мама.ру, на сайте Ева.ру, порталах 7я.ру и 8я.ру), я убедилась, насколько различны мнения женщин, уже имеющих детей, и женщин, только готовящихся к рождению малыша, когда речь заходит о таком проблематичном явлении, как суррогатное материнство.

Столь широкий спектр мнений, от восторгов сторонников – тех, кто видит в этом единственную возможность стать родителями, до сурового осуждения и отвращения противников, видящих в этом происки «темных сил» и перспективу вырождения человечества, свидетельствует о том, что корни вопроса выходят далеко за пределы того уровня знаний, на который опирается широкая публика. Это означает также, что проблема суррогатного материнства многопланова, то есть она является точкой, в которой пересекаются такие области знания, как этика и биология, философия и юриспруденция. Поэтому вполне понятно, что споры, за которыми стоят одни эмоции и в которых ухватывается лишь краешек всей проблемы, не могут привести к ясному суждению. Отсутствие же ясности порождает противостояние сторон и напряженность. Поэтому мы должны исследовать проблему в ее глубинных истоках, как она есть, и представить читателю понятные ему доказательства, которые внесли бы в вопрос окончательную ясность.

Не стану задерживать ваше внимание, разбирая медицинскую сторону проблемы – думаю, и без меня найдется достаточное количество источников, где можно получить исчерпывающую информацию. Решение прибегнуть к помощи суррогатной матери зачастую представляется многим парам единственным решением – и оно выстрадано ими в полной мере и не подлежит порицанию.

Разобраться в том, что же такое суррогатное материнство, я позволю себе с не совсем традиционной точки зрения.

Прежде всего, нужно прояснить вопрос о том, кем являются наши дети, каковы наши с ними взаимоотношения, в каком смысле мы можем считать их «своими»? Если исходить из обычных человеческих представлений, что рождающиеся дети являются «чистым листом бумаги», на котором родители и общество могут записать все, что им угодно, мы упустим из поля зрения свободу личности, свободу воли. Ребенок, выросший и ставший взрослым, окажется всего-навсего формой, которую вылепила внешняя среда из комочка живой протоплазмы. Теперь претензии родителей считать ребенка «своим» становятся более понятными – поскольку этот комочек появился в результате слияния именно их половых клеток, они считают, что получили право путем формирования его личности перенести в ребенка копию самих себя! Вот в чем кроется причина, по которой люди хотят «завести» детей – они видят в них продолжение своего собственного существования. Конечно же, подавляющее большинство людей не осознает этого стремления и следует ему инстинктивно, называя это чувством отцовства и материнства.