Смекни!
smekni.com

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова (стр. 6 из 9)

В начале 1875 г. Н. тяжело заболел. Ни зна­менитый венский хирург Билльрот, ни мучитель­ная операция не могли приостановить смертель­ной раковой болезни. .Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепила силы поэта, и в мучительной болез­ни он создает «Последние песни». Приходит время ' подведения итогов. Н. понимает, что своим творчеством он прокладывал новые пути в поэтическом искусстве. Только он решал­ся на недопустимую на прошлом этапе развития русской поэзии стилистическую дерзость, на сме­лое сочетание элегических, лирических и сати­рических мотивов в пределах одного стихотворе­ния. Он совершил существенное обновление тра­диционных жанров русской поэзии: ввел граж­данские мотивы в элегию («Элегия»), полити­ческие инвективы в романс («Еще тройка», 1867), социальные проблемы в балладу («Сек­рет. Опыт современной баллады», 1855). Н. рас­ширил возможности поэтического языка, вклю­чая в лирику сюжетно-повествовательное начало («В дороге»), элементы фельетона («Чиновник», 1844), традиции физиологического очерка («Пьяница», 1845). Н. творчески освоил, при­общив к современной поэзии, русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование анафор, параллелизмов, повто­ров, «тягучих» трехсложных размеров (дактиля, анапеста) с глагольными рифмами, применение фольклорной гиперболы. В «Кому на Руси жить хорошо,» Н. поэтически обыгрывает пословицы, широко использует постоянные эпитеты, но, главное — он творчески перерабатывает фоль­клорные тексты, раскрывая потенциально зало­женный в них революционный, освободительный смысл. Необычайно расширил Н. и стилистичес­кий диапазон русской поэзии, используя разго­ворную речь, народную фразеологию, диалек­тизмы, смело включая в произведение разные речевые стили — от бытового до публицистичес­кого, от народного просторечия до фольклорно-поэтической лексики, от ораторско-патетического до пародийно-сатирического стиля.

Но главный вопрос, который мучил Н. :на протяжении всего творчества, заключался не в формальных проблемах «мастерства». Это был вопрос-сомнение, насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить при­ветный отклик в крестьянской среде. Мотивы разочарования, порою отчаяния и хандры сме­няются в «Последних песнях» жизнеутвержда­ющими нотами. Самоотверженной помощницей умирающего Н. является Зина (Ф. Н. Викторова), жена поэта, к которой обращены лучшие его стихи. По-прежнему сохраняется у Н. житийная святость материнского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери Родина обраща­ется к поэту с последней песней утешения: «Не бойся горького забвенья: / Уж я держу в руке моей / Венец любви, венец прощенья, / Дар кроткой родины твоей...» (III, 204).