Смекни!
smekni.com

Тема деревни в произведениях Пелагея Ф.А. Абрамова и Знак беды В.В. Быкова (стр. 3 из 6)

"На какое-то мгновение она потеряла сознание, а потом, когда пришла в себя, ей показалось, что она стоит у раскаленной печи на своей любимой пекарне и жаркое пламя лижет ее желтое, иссохшее лицо".

Она, по старой привычке, легла на пол, и там ее мертвой нашла наутро Анисья. Алька приехала через неделю после похорон, справила поминки — небывалые, неслыханные по здешним местам, потом распродала отрезы на платье, самовары и прочее добро, нажитое матерью. На пятый день Алька уехала — ей не хотелось упустить веселое и выгодное место на пароходе.

В произведении “Пелагея” явно сделан акцент на раскрытие характера героини, но сюжет этого произведения пропитан деревенской жизнью. И читая это произведение трудно не пропитаться ею.

Приблизительно то же самое происходит в произведении Быкова “Знак беды”. Здесь показаны все трудности деревенской жизни во время коллективизации и войн. Это произведение более драматическое, и в нем больше уделено внимания жизни деревни чем в “Пелагее”.

********************************************************************

ПЕТРОК БОГАТЬКА. Ему шестьдесят лет. По слабости здоровья служить в армии П. не пришлось. С молоду он батрачил пофольваркам пока не женился на Степаниде и не стал работником упана Яхимовского. Получив после экспроприации свой надел земли,он не мог сдержать "неожиданной радости: шел на хутор, считай,батраком, а вот стал хозяином и теперь осматривает свои нивы ипажити". Это событие стало для него, как и для Степаниды, началомновой жизни.

Однако радость по поводу земли была недолгой, ибо былаона "не дай Бог — камни, суглинок, который в засушливый год становился как скала". В первую же пахоту, не выдержав, пала молодаякобылка. П. стал копать "вручную лопатой, ковырял, долбил, рубилпроклятый суглинок...". "Четыре дня с утра до ночи они в две лопатыдолбили суглинок и все-таки одолели его, и засеяли, заборонили всрок. Спустя несколько дней П. вкопал в это проклятое место огромный крест, сколоченный из бревна: а вдруг Бог и впрямь поможет,"отведет беду от этой их проклятой людьми и Богом земли". И всякий видел этот "знак человеческой беды", с тех пор это место выселковцы прозвали "Голгофой".

Но П. не сдавался, работал как проклятый. "Он усердствовалв любой работе: пахал, мельчил комья, удобрял каждый клочок почвы, потом сам косил, свозил и снова пахал, сеял, бороновал", бывшийбатрак так отдался хозяйничанию на своей земле, что надорвался.Он "выкладывался днем и ночью, а результат был ничтожный".Очень скоро стало ясно, что "в этом бесконечном поединке с землей"не только не разбогатеешь, а "раньше времени переселишься надеревенское кладбище в сосны". Когда Степанида заговорила околхозе, П. особенно не возражал.

П. в отличие от жены из тех, кто рожден ползать, он задумчиво,молча дымит "вонючей своей махоркой", будто навсегда озадаченфокусами жизни, постоянно задавая себе вопрос: "Как дальше жить?".По натуре своей П. был человеком "тихим, таким, как и большинство в Выселках: в меру осторожным, уважительным к другим,немного суеверным и набожным. Таким же были и все его предки"У истоков этого характера — батрацкая доля, стойкое ощущениесвоей оттесненности, малости, какой-то неминучей подвластностихозяевам, власти, старой и новой ("...был научен за долгую жизньвсего побаиваться").

Когда началась "самая горячка с колхозом", П. не ходил насобрания, не метался, подобно Степаниде, по хуторам и местечкам."Всю жизнь он хотел только одного — покоя. Чувствуя себя слабыми от многого зависимым человеком, жаждал как-нибудь удержатьсяв стороне от захлестывающих мир событий, переждать, отсидеться".Ему было жаль расставаться со своим "коником", которого"только год назад нажили, и теперь отдавать" в колхоз.П. частенько злился на жену за ее несговорчивость, за то,что уходила на целый день в местечко на собрания комбеда или наликбез ("Бросила все, побежала"), оставляя на него все хозяйство.Разве это мужицкое дело выполнять бабью работу по дому!П. "готов был провалиться сквозь землю от стыда", когда Степанида "наговорила многое из своих обид на порядки в колхозе неожиданно заехавшему на их хутор минскому начальству. Ему былострашно неловко за жену, он впервые в жизни устыдился и "собственной фамилии, так несуразно прозвучала она на этом убогом,заваленном снегом дворе". Да разве "можно что путное внушитьженщине? То, что для тебя ясный день, ей кажется ночью". "Правда,эти рассуждения вертелись только в его голове, вслух же он лишьтихо огрызался, зная по опыту, что злой жене лучше не перечить,его верха все равно не будет". "Уж такая натура: скорее отдаст,чем возьмет. Легче уступить, чем своего добьется.

Не любил ссориться,ему чтоб все тихо". Опять-таки по настоянию Степаниды отправилсяП. в Минск, в Дом правительства, к товарищу Червякову с крестьянским прошением за арестованного председателя да долг вернуть,червонец, который дал ему однажды Червяков на лечение заболевшей дочери. Но "разве по П. это было?"Однако были в его жизни случаи, когда и он поступал по-своему.