Смекни!
smekni.com

Эмигрантские романы Ремарка в восприятии литературной критики (стр. 1 из 4)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Эмигрантские романы Ремарка в восприятии литературной критики»

по произведениям «Возлюби ближнего своего», «Ночь в Лиссабоне», «Триумфальная арка», «Земля обетованная»

Автор работы:

Карамурза Айнари Вазикочиевна

г. Джезказган 2003г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________ 3 стр.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Э.М. РЕМАРКА

1.1. Творческий путь немецкого писателя ____________ 4 стр.

1.2. Годы эмиграции, возвращение на родину _________ 6 стр.

ТЕМА ЭМИГРАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Э.М. РЕМАРКА

2.1. Немецкие эмигранты и их духовный мир в

художественных произведениях Э.М.Ремарка ______ 7 стр.

2.2. Жизнь в эмиграции: аспект человеческих

взаимоотношений _______________________________ 8 стр.

2.3. «Земля обетованная». Незавершенное полотно _____ 13 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________________ 20 стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ____________________________________ 23 стр.

ВВЕДЕНИЕ

30 лет назад, 25 сентября 1970 года, ушел из жизни известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Его любили и читали миллионы. Его книги переведены более чем на 50 языков мира. Второго такого популярного автора в немецкой литературе XX века, пожалуй, нет...

Тема данной курсовой работы посвящена эмигрантским романам в восприятии литературной критики.

Актуальность темы определяется следующими фактами:

Казалось бы, сейчас, когда продолжает обесцениваться все - и духовное и материальное, - когда большинство людей в нашей стране думают лишь о том, как бы одеть и прокормить себя - время ли книг Э. М. Ремарка?

Как бы ни была трудна и парадоксальна наша жизнь, как бы ни был богат (или, увы, беден!) наш духовный мир, - всегда и везде, независимо от места нахождения - великодушие и порядочность, мужество и верность, товарищество и любовь были и будут главными критериями непреходящей ценности человеческих взаимоотношений, непреходящей ценности и самой человеческой жизни.

В данной работе будет рассматриваться проблема эмигрантов в произведениях Ремарка с точки зрения литературных критиков. Эту тему автор раскрывает в таких произведений как «Ночь в Лиссабоне», «Триумфальная арка», «Возлюби ближнего своего». Мотивы человеческих отношений в чужой стране и среди чужих людей тем более близки самому автору вынужденному провести часть своей жизни в эмиграции.

"Я родился во времена газовых ламп, - писал Ремарк, - пережил период развития электричества и авиации. Если проживу десять-пятнадцать лет, то дождусь полета на Луну. Наука преодолела все. Только людям не удалось стать друг другу ближе... Во многом мы не сделали ни шага... Это страшное противоречие. И, несмотря на все это, я верю, что люди найдут пути друг к другу. Я не наивный оптимист, но разве невозможно, чтобы люди научились друг у друга хорошему?"[1].

Все вышесказанное позволяет считать тему актуальной и выбрать ее для рассмотрения в рамках нашей курсовой работы.

Цель работы:

1. Всесторонне рассмотреть проблему эмигрантов в произведениях Э.М.Ремарка и проанализировать отзывы критиков в периодической печати.

Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить мнение литераторов по теме проблемы эмигрантов в творчестве Э.М.Ремарка.

2. Рассмотреть в рамках периодической печати статьи с критическими отзывами по интересующим нас произведениям.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе автором работы будет проведен общий обзор творческой деятельности Эриха Марии Ремарка.

Вторая глава включит в себя систематизированный материал, по отзывам литературных критиков на работы Э.М.Ремарка, в которых поднимается и рассматривается тема эмигрантов.

ГЛАВА I.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Э.М. РЕМАРКА

1.1. Творческий путь немецкого писателя

Ремарк (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898-1970), немецкий писатель, родился в семье переплетчика. Еще в школе решил связать свою жизнь с искусством. Занимался рисованием и музыкой, но война помешала его планам. В 1915, в семнадцать лет, был призван на фронт, где был несколько раз ранен. В 1916, после того как был комиссован, стал работать учителем[2].

В 1919 Ремарк приехал в Берлин. Здесь он пытался устроить свою жизнь, постоянно меняя род занятий (попробовал стать профессиональным автогонщиком, работал органистом в церкви при психиатрической лечебнице, писал репортажи для газет и журналов). Сразу после войны, в 1919, опубликовал повесть «Женщина с молодыми глазами», а через год выпустил отдельной книгой роман «Мансарда снов»[3]. И, хотя в этих произведениях было все, чем будут позже отличаться книги Ремарка – простой, незамысловатый язык, точные и сухие описания, остроумные диалоги – они так и остались незамеченными и не смогли чем-то выделиться в потоке бульварной литературы, заполнившей немецкие книжные лавки в первые послевоенные годы. Сюжетные коллизии этих произведений были слишком банальными, «неживыми», надуманными. Совсем по-другому получилось с третьим романом писателя.

С 1924 Ремарк путешествовал по Европе, сотрудничая в ганноверской газете «Эхо континенталь». Вернувшись в Берлин годом позже, он получил место редактора в газете «Шпорт им бильд».

В 1928 в берлинской газете «Фоззише цайтунг» начал публиковаться третий роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», произведение отчасти автобиографическое.

1.2. Годы эмиграции, возвращение на родину

В 1931 году, опасаясь преследований со стороны национал–социалистов, Ремарк вынужден оставить Германию и переехать в Швейцарию. После официального прихода Гитлера к власти, роман «На западном фронте без перемен» был запрещен как «подрывающий национальный дух и принижающий героику немецкого солдата». В 1938 году Ремарка лишают немецкого гражданства. Он бежит во Францию, откуда по мексиканской визе перебирается в Америку. Последним романом, изданным до начала Второй мировой войны стал роман «Три товарища».

После войны, в 1947 году, писатель снова получает немецкое гражданство. Он возвращается в Европу, живет в Швейцарии.

Вернувшись в Европу в 1947 году, Ремарк один за другим издает романы «Искра жизни» (1953), «Время жить и время умирать» (1954) – антивоенный роман о наступлении немецкой армии на Москву, в котором писатель пытается изобразить судьбу немца – жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом, «Жизнь взаймы» (1961), «Ночь в Лиссабоне» (1962). Самый известный из поздних романов Ремарка – «Черный обелиск» (1956), в котором он вновь возвращается к проблеме «потерянного поколения», изображая безотрадный быт вернувшихся с фронтов первой мировой войны молодых людей[4].

В 1954 году Ремарк купил себе дом близ Локарно на Лаго Маджиоре, где провел последние 16 лет. Писатель умер 25 сентября 1970 года, годом спустя вышел его последний роман «Тени в раю».

ГЛАВА II.

ТЕМА ЭМИГРАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Э.М. РЕМАРКА

2.1. Немецкие эмигранты и их духовный мир в художественных произведениях Э.М.Ремарка

В 20-е и 30-е гг. усиление фашизма и рост военной опасности вызвали к жизни антифашистскую и антимилитаристскую литературу. Эрих Мария Ремарк снова возвращается к теме немецкой эмиграции[5].

Ремарк дольше других старался держаться в русле, намеченном уже в самом начале его творчексой жизни, и сохранить в годы новых великих потрясений неустойчивое равновесие трагического мироощущения своей молодости.

“Произведения Ремарка явились своеобразным художественными документами эпохи, поэтическими летописями и манифестами поколения. В них отразилось мироощущение писателя, сдержанно страстного, застенчивого и поэтому сурового в своей нежности, печального в веселой насмешливости, циничного в доброте. Больше всего он избегает красноречия, риторики, брезгливого отстраняется от звонких патетических слов”[6].

Строгая, временами даже кажущаяся нарочитой, объективность повествования Ремарка вместе с тем пронизана глубоким лиризмом. Это не искусственный литературный прием, а естественно необходимое выражение подлинного отношения художника к тому, о чем он пишет. Писатель очень сдержан, немногословен в описаниях людей и событий, изредка едва приметно, но тем более выразительно расцвечивая их иронией, шуткой; он стенографически точно воспроизводит диалог и несколькими скупыми штрихами четко изображает местность и предметы.

“Он никуда не зовет, ничему не хочет учить. Он просто повествует о своих сверстниках, об их мыслях, ощущениях, страданиях и радостях; просто вспоминает о женщинах, вине, о встречах с такими же эмигрантами как он сам”[7].

“Ремарк несомненно вполне искренен в своих стремлениях к полной “нейтральности”, он прежде честный художник-гуманист. И поэтому вопреки всемболезненным наслоениям ему неотьъемлемо присущи в конечном счете здоровые нравственные принципы, здравый смысл и живые чувства простого человека, ненавидящего войну, лицемерие и хищное корыстолюбие и горячо, взволнованноо любящего людей, любящего их такими, какие они есть, - несчастливыми, грешными, измученными и даже изуродованными, измельченными трудной, безобразной жизнью.
Поэтому книги Ремарка, вопреки всем субъективным намерениям автора, стали оружием в борьбе прогрессивного человечества против сил реакции. Поэтому писателю пришлось покинуть родину, чтобы избежать расправы гитлеровцев”[8].

2.2. Жизнь в эмиграции: аспект человеческих взаимоотношений

В последующих книгах - о жизни немецкой эмиграции “Возлюби ближнего своего”, “Триумфальная арка» «Ночь в Лиссабоне» - писатель все решительнее определяет свое отношение к политическим проблемам. Он попрежнему отражаем мировоззрение несколько отвлеченного, при всей своей образной конкретности, пацифистского индивидуалистического гуманизма, мировоззрение скептического, даже иногда циничного, но глубоко искреннего одинокого человеколюбца. Он по-прежнему лишен какой бы то ни было положительной программы, положительного общественного идеала. Но зато он все более определенно высказывает свою ненависть и призрение к фашизму и милитаризму во всех их проявлениях в прошлые годы и в современной Западной Германии. Бережно лелеемая литературная аполитичность Ремарка оказывается несостоятельной для него самого.