Смекни!
smekni.com

Американская культура в последней трети XIX -начале ХХ века: Творчество Джека Лондона (стр. 5 из 8)

В Ларсене соединяются противоположные, исключающие друг друга черты. Он необыкновенно жесток и бесчеловечен. В то же время он высоко развит интеллектуально: ему знакомы астрономия, физика, философия. Для него ничего не стоит убить человека, и в то же время он большой ценитель поэзии, восторгается стихами Броунинга.

Его философия жизни очень проста.Жизнь - это борьба, в которой побеждает сильнейший. Этим принципом Ларсен руководствуется в своих поступках.

Ларсену чужды жалость и сострадание. Даже пораженнвй тяжелым недугом, ожидая приблежения смерти, Ларсен не меняется.С начала до конца он остается законченным индивидуалистом, жестоким, свирепым, аморальным человеком.

Большинство американских критиков увидели в образе Ларсена ницшианского сверхчеловека.Лондон не идеализирует сверхчеловека, а развенчивает его. Хотя Ларсен и обладает огромной силой, он внутренне, в глубине своего "я" несостоятелен. Его уязвимое место - бесконечное одиночество.Огромные возможности, неукротимая сила, заложенные в нем, не находят правильного применения.Он несчастлив как человек. Его философия заставляет глядеть на мир глазами волка.Писатель показывает вредоносность ницшеанства, его враждебность человеку..В "Морском волке" подчеркивается огромное значение жизненной практики, жизненного опыта. Эта проблема связана с образом другого главного героя - Хэмфри Ван Вейдена.Что представлял он собой до того, как попал на "Призрак"? Тип кабинетного ученого, далекого от действительности, абстрактного теоретика в сфере чистого искусства.Пребывание на "Призраке" оказывается для него некой жизненной школой. Под влиянием новых условий он начинает иначе смотреть на жизнь, понимать то, чего не понимал раньше. Его прежние иллюзии и идеальные представления не выдерживают испытания практикой. Под воздействием суровой действительности они рассыпаются, как карточный домик. Их заменяют более трезвые суждения, основанные на реальном житейском опыте.

Испытывая влияние со стороны Ларсена, Ван Вейден не становится его последователем, Ларсен помогает ему лучше познать мир, и только.Знакомство с Ларсеном способствует усилению гуманистических воззрений Ван Вейдена. Активный, действующий герой, не опускающий рук, борющийся с трудностями - таким становится Ван Вейден в конце романа, приближаясь к положительным героям северных рассказов.

Джек Лондон и рабочее движение

Годы с 1900 по 1904 проходят для Лондона в напряженной работе. Создавая рассказы, повести, романы, он выступает и как талантливый публицист.[43]

В 1902 году Лондон отправляется специальным корреспондентом одной из американских газет в Южную Африку, где в это время происходила война англичан с бурами. Однако, доехав до Англии, он узнал, что война закончена.Тогда он остался в Лондоне, решив внимательно изучить жизнь беднейших слоев английского общества.Некоторое время он жил среди обитателей знаменитых лондонских трущоб в восточной части города, посещал работные дома и приюты для бедных. Результатом этого изучения явилась книга"Люди бездны" - произведение, свидетельствующее о решительном повороте писателя к реализму.Впервые с полной силой зазвучал голос писателя в защиту угнетенных и обездоленных. Лондон смело и правдиво показал в этой книге порочность общественного строя Англии, где подавлющее большинство народа влачит самое жалкое, нищенское существование.[44] Джека Лондона сочли за американского матроса, списанного в порту с корабля.Джек Морячок опять с легкостью вошел в свою роль, будто и не расставался с нею. Не посторонний, не исследователь, взирающий вниз с академических высот;он был один из жителей Ист-Энда. Ходил человек в море, не повезло, попал в беду… Они приняли его в свою среду, доверяли ему, говорили с ним.Все, что Джек узнал об этом гиблом месте, он вложил в книгу, озаглавленную "Люди бездны", - свежую, правдивую, живую и по сегодня, одно из классических произведений мировой литературы, посвященных униженным и оскорбленным. "У меня был подход простой: что удлиняет жизнь, приносит здоровье - душевное и физическое, - хорошо. Все, что укорачивает, уродует жизнь, что калечит, причиняет страдания, - плохо". Подходя с этим "простым мерилом", он установил, что жить в Бездне - а ведь на дне ее находится одна десятая лондонского населения - значит медленно и непрерывно умирать от голода.Целые семьи, отец, мать, дети изо дня в день проводят долгие часы за работой. Жалования едва хватает, чтобы заплатить за комнату, где вся семья готовит пищу, ест, спит и совершает все оправления интимной жизни.Болезни, отчаяние, смерть - неразлучные спутники обитателей Бездны.Джек видел бездомных мужчин и женщин, чьим единственным преступлением была нищета и плохое здоровье.Ими швырялись, помыкали, обращались не лучше, чем с какой-нибудь мерзкой тварью. [45]

Лондон с возмущением говорит о чудовищной эксплуатации и убийственных условиях труда английских рабочих. Разаблачая цинизм и лицемерие верхушки, он показывает на множестве живых примеров, как люди, лишенные средств к существованию, не видя впереди ничего, кроме ужасов работного дома, кончают жизнь самоубийством. И здесь писатель ставит вопрос: кто виноват в том, что "из 1000 англичан 939 умирают в нищете!".Автор дает на него прямой ответ: виновата "система управления", "политическая машина", носящая имя "Британская империя", и вся цивилизация.[46]

Книга "Люди бездны" сыграла важную роль в творческой эволюции писателя. От романтического Севера, от индивидуалистического протеста героев северных рассказов он обратился непосредственно к самой действительности и правдиво показал ее.Это произведение явилось одним из первых в США, правдиво освятившем рабочую тему.[47]

Посетив Англию, писатель в 1904 году отправился на Дальний Восток, где нависла угроза русско-японской войны. Некоторое время он находился в Японии, а затем, с началом военных действий, переправился в Корею.Но его пребывание там оказалось непродолжительным:он не поладил с японскими военными властями идолжен был возвратиться на родину.

Занимаясь писательской и журналистской деятельгостью, Лондон не порывает связей с рабочим и социалистическим движением. Наоборот, в 1904 -1905 годах эти связи усиливаются и крепнут.

Интерес его к рабочему движению отнюдь не был вызван каким-то случайным временным увлечением. На этот путь его толкнула сама жизнь. Социальными проблемами он начал интересоваться уже в 90-е годы, еще юношей, имея за плечами тяжелую жизненную школу.

В апреле 1896 года Джек Лондон официально вступил в ряды социалистической партии. В этом же году, учась в университете, он уже принимал активное участие в президентской избирательной кампании.Оклендские газеты "Таймс" и "Айтем" напечатали несколько его статей, в которых он защищал программные установки социалистов.

Поездка на Север временно прервала его политическую деятельность, но возвратившись в Сан-Франциско он снова включился в общественную борьбу, предприняв в начале 1905 года лекционное турне по стране.(Калифорнийский, Нью-Йоркский, Гарвардский и Иэльский университеты).

Кроме того, в начале 900-х годов Лондон написал немало политических статей и очерков о рабочем и социалистическом движении. Позднее они были обьединены в сборники "Война классов" (1905), "Революция" (1910).Эти публицестические работы много дают для понимания социальных и политических взглядов писателя.Публицестические работы Лондона, пронизанные духом борьбы, были свежими, новыми в "мягкой", "розовой" американской литературе начала 900-х годов. Они рассказывали правду об американской действительности, будили гнев и возмущение, были проникнуты верой в конечное торжество социализма.[48]

"Железная пята"

Идейной вершиной творчества Лондона является роман "Железная пята".Писатель наиболее полно и отчетливо высказал в нем свои взгляды на судьбы пролетарской революции.В американской художественной литературе до Лондона не было подобных произведений, столь смело и открыто призывающих к революции и обьединению пролетариата.

"Железная пята" - социально-утопический роман.Писатель стремился показать в нем событич мирового значения, грандиозные катаклизмы, потрясающие общество. Роман представляет собой по форме записки Эвис Эвергард - жены революционера Эрнеста Эвергарда. Эти записки, относившиеся к событиям 1912-1932 годов, были якобы найдены и изданы спустя семь столетий, в эпоху, названную Лондоном "эрой братства людей". В качестве комментатора записок и автора предисловия к ним выступает историк этой эпохи Энтони Мередит. Роман, таким образом, по отношению ко времени его опубликования (1908) обращен в будущее. В этом, мужду прочим, сказалась глубокая вера Лондона в неизбежность ближайших революционных событий мирового значения.

В центре романа стоит образ революционера Эрнеста Эвергарда, руководителя восстания против олигархии монополистических трестов - "Железной пяты.он наделен чртами сильной личности, но в отличие от прежних героев Лондона, занятых лишь собственной судьбой, он всю свою энергию отдает делу революции. [49]

Эта книга - одно из самых страшных и прекрасных произведений, написанных человеком. Если в область литературы "Железная пята" и не самый большой вклад, то в дело экономической революции - огромный.В ней писатель не только предсказал приход фашизма, но подробно описал методы, к которым прибегнет он, чтобы задушить всякое сопротивление и стереть с лица земли существующую культуру. "Железную пяту" читаешь так, будто она написана вчера; с равным успехом она могла бы появиться и через десять лет. В современной литературе не сыщешь главы более захватывающей, чем та, в которой Эрнест Эвергард вступает в единоборство с членами клуба Филоматов - могущественнейшими олигархами тихоокеанского побережья.В своем выступлении Эвергард обнажает бесплодное и хищническое нутро системы наживы и предрекает переход промышленности в руки трудящихся. Трудно найти отрывок более пророческий, чем тот, в котором лидер олигархов отвечает Эвергарду:"Попробуйте протяните ваши хваленые сильные руки к нашим дворцам, к нашей пышной роскоши - мы вам покажем, что такое сила. В громе снарядов и картечи, в треске пулеметов прозвучит наш ответ. Ваших бунтарей мы сотрем в порошок под своею пятой; мы пройдемся по вашим телам. Здесь господа - мы:мир - наш, нашим и останется. Что же до тех, кто трудится. - их место в грязи; так было от века, так тому и быть.Пока власть у меня и мне подобных - вы будете сидеть в грязи"