Смекни!
smekni.com

Американская культура в последней трети XIX -начале ХХ века: Творчество Джека Лондона (стр. 6 из 8)

Джек писал книгу, ясно сознавая,что навлечет на себя лютую злобу власть имущих; писал, прекрасно зная. что из-за нее пострадает его карьера, что "Железная пята" может повредить успеху прежних произведений и погубить те, которые он еще не написал.Он работал, отдавая себе полный отчет в том, что Макмиллан (его издатель0, возможно, будет вынужден отказаться от ее публикации, что ни один журнал не осмелится печатать ее выпускамии что из нее не выжать даже того, что было истрачено на еду, пока он писал.Это был отважный поступок, особенно учитывая состояние его финансовых дел в связи с постройкой "Снарка"[50] - яхты, на которой он затем отправился в плавание.

Роман был закончен в 1906 году.Однако редакции и издаиельства отказались печатать его. Книгу удалось издать лишь в 1908 году.Критика встретила появление романа резко -враждебно.В редакционных газетах и журналах появились рецензии, в которых говорилось об "упадке таланта писателя", о "социалистической пропаганде", "неблагодарной теме"…"Железная пята" не встретила сочувствия в некоторых так называемых социалистических кругах. "Социалистам" книга Лондона показалась опасной, и они враждебно отнеслись к ее появлению.[51]

В связи с этим Лондон с горечью писал: "Даже социалисты, даже своя братия,и те отвергли меня". [52]

В интервью, данном после выхода "Железной пяты", Лондон повторил основную мысль романа. "История показывает, - заявил он, - что господствующие классы не уходили без борьбы. Капиталисты распоряжаются правительствами, армией. Нужно думать, что они употребят эти институты для сохранения власти"[53]

"Игра". "Рассказы рыбачьего патруля". "Дорога"

Кроме "Железной пяты" и публицистических статей, Лондон во второй период творчества создает ряд других произведений.К их числу относятся повесть "Игра" (1905), сборники "Рассказы рыбачьего патруля"(1905) и "Лунный лик" (1906), повесть "До Адама" (1906), сборник рассказов "Дорога"(1907). Книги .ти не похожи одна на другую.Они отличаются друг от друга не только по своей тематике, но и по идейной направленности, по своим художественным достоинствам.

"Игра" - это повесть о нежной любви двух молодых людей - боксера Джо и простой девушки Женевьевы, которые собираются вступить в брак и мечтают об уютном семейном гнездышке. При описании любви молодых людей в повести нередко звучат сентиментальные ноты. В то же время "Игра" - повесть о спорте, о нравах американского бокса.Тема эта не случайно появляется в творчестве писателя.Сам Лондон был разносторонним спортсменом."Я большой любитель спорта и очень люблю бокс, фехтование, плаванье, верховую езду, яхту и даже пускание летучих змеев"[54]

Поэтому не удивительно,что героями его произведенийчасто выступают физически крепкие, сильные, выносливые люди.Именно таким является Джо - главый герой "Игры", способный, отлично тренированный боксер.Он - любящий сын, заботливый брат, после смерти отца берет на себя заботы о семье.

Значительная часть повести посвящена изображению встречи на ринге Джо с боксером Понта.Матч между ними описан очень красочно, с профессиональным знанием дела.Писатель противопоставляет рассудочное, сознательное ведение боя Джо той зверской силовой борьбе, представителем которой является Понта.

Для Лондона матч на ринге - это умная игра, в которой одерживает верх не грубая сила, а правильный расчет и техническое мастерство.Отсюда то преимущество. которое накапливается у Джо в процессе боя. Конец повести не соответствует духу и настроению лондоновских произведений.В него внесен элемент случайности.Обессиленный, находящийся на грани поражения, Понта успевает нанести решающий удар поскользнувшемуся на мокром брезенте Джо.Этот удар оказывается смертельным.

Совсем на другую тему написаны "Рассказы рыбачьего патруля".Книга эта носит автобиографический характер.Лондон вспоминает то время, когда он, бросив работу на консервной фабрике, стал устричным пиратом, нарушавшим запрет на ловлю устрий в заливе Сан-Франциско под носом у стражников.Потом он сам стал служить в патруле.

В этой книге преобладает тема приключений, окрашенная в романтические тона.Описывается опасное ремесло "устричных пиратов", их смелые набеги на устичные отмели.Герои некоторых рассказов, наиболее отважные из "пиратов", вступают в открытую войну с законом.Так, в рассказах "Король греков" и "Дмитрий Контос" нарушители рыболовных законов ведут ожесточенную борьбу со стражниками.

Материалом для сборника рассказов"Дорога" послужили юношеские скитания Лондона, за время которых он исколесил США, побывал в Канаде и, наконец, вернулся в Калифорнию.Тема бродяжничества всегда была одной из распостраненных в американской литературе.Джек Лондон справедливо отмечал, что бродяжничество - явление социальное, порожденное существующими экономическими условиями, .[55] но отдельные люди обращались к бродяжничеству как к средству моральному, выражая при помощи его протест против морали обывательской жизни

Джек Лондон раскрывает эту тему многосторонне.Стремление к бродяжничеству обьясняется больше в моральном плане.В "Дороге" от первого лица писатель рассказывает, как он "зайцем" ездил по железным дорогам, путешествовал на вагонных крышах."Я стал бродягой потому, что кипел жизнью, что в крови моей была жажда скитаний, не дававшая мне покоя".[56]

Описывая свои скитания, рассказывая о приключениях других бродяг, писатель выражал индивидуалистический протест этих людей против против существующих норм общества.Свободная, вольная жизнь, не связанная никакими ограничениями, общение с природой - вот что воодущевляет бродяг.Необходимо отметить, что в сборнике встречается много рассказов, отличающихся большой социальной заостренностью, содержащих резкую критику современной писателю действительности.[57] ( "Быки", "Сцапали", "Исправилка").

"Мартин Иден"

В 1906 году Джек Лондон и его жена Чармиан решили отправиться в кругосветное путешествие.Как выразился писатель, "вино приключений ударило нам в голову".[58]Оставив заботы о хозяйственных делах на недавно приобретенном ранчо поблизости Сан-Франциско, где он собирался строить дом, насадить виноградник и огород,Лондон принялся за подготовку к экспедиции.Началось строительство небольшого судна - яхты "Снарк".

После длительных сборов, во время которых яхту приходилось неоднократно доделывать, весной 1907 года "Снарк" отправился в плавание.Лондон не имел определенного маршрута путешествия.Предполагалось, что "Снарк" посетит Гавайские острова, Новую Зеландию, Австралию, Борнео и Суматру, а затем отправится в Японию.За Японией должна была наступить очередь Кореи, Китая, Индии.После этого путешественники собирались отправиться в Средиземное море.Однако обстоятельства сложились таким образом, что из намеченного обширного плана путешествия удалось осуществить лишь небольшую часть.

Как только "Снарк" попал в район Тихоокеанских островов, резкая смена климата тяжело отразилась на здоровье писателя: у него началась кожная болезнь, поэтому летом 1909 года Лондоны возвратились в Калифорнию.За время путешествия Лондон познакомился с жизнью и бытом Тихоокеанских островов, посетил колонию прокаженных Молокаи, поднимался на вулкан Халеакала.[59]

На "Снарке" Джек, усевшись на крышке переднего люка, принялся писать, пожалуй, лучший свой роман, одно из величайших произведений американской литературы - "Мартина Идена".Джек каждое утро писал тысячу слов, упрямо двигая вперед автобиографическую повесть о том, как он бился, чтобы, восполнив пробелы образования, за три коротких года превратить себя из неотесанного матроса в культурного человека и известного писателя.Главные герои - он сам, Мэйбл Эпплгарт (любимая девушка писателя, на которой он так и не смог жениться)со своим семейством и Джордж Стерлинг, выведенный в образе поэта Бриссендена. Руфь Морзе - так назвал Джек героиню - написана убедительно, так как прообраз ее был реальным, живым человеком.Это единственная женщина, не принадлежащая к рабочему сословию, которую Джек Лондон изобразил естественно и правдиво.Горячий, суровый, жизненный, "Мартин Иден" - роман, поражающий своей пророческой силой. Поэт Бриссенден доказывает Мартину Идену, что необходимо связать свою судьбу с социализмом, потому что иначе, добившись успеха, он утратит все, что привязывает человека к жизни.Мартин отрекается от социалистических убеждений и всед за этим, пресытившись славой, решает покончить собой и бросается в море.[60]