Смекни!
smekni.com

Общие положения предварительной проверки показаний (стр. 4 из 5)

В тех же случаях, когда в ходе проверки и уточнения показаний на месте обнаруживаются новые вещественные доказательства, их осмотр и изъятие проводятся в рамках этого же следственного действия, путем описания выявленных предметов в протоколе.

Однако анализ ст. 194 УПК РФ и приложения 108 к нему приводят к выводу, что в рамках данного следственного действия исследовать места, предметы, указанные лицом, чьи показания проверяются – нельзя. Дело в том, что в ходе проверки и уточнения показаний на месте лицо указывает на предметы, документы, следы, демонстрирует определенные действия, при этом, в соответствии с ч. 2 ст. 194 УПК РФ, постороннее вмешательство в ход данного следственного действия недопустимо. Исследование мест, предметов, указанных лицом, чьи показания проверяются как раз, и будет таким вмешательством.

Однако опрос судей по данному вопросу показал, что большинство из них не считает изъятие обнаруженных вещественных доказательств в рамках проверки и уточнения показаний на месте, вмешательством в ход данного следственного действия. Несмотря на это, судьи признают, что в случае отказа обвиняемого от своих показаний в суде, протокол проверки и уточнения показаний на месте будет изъят, и соответственно все обнаруженное и изъятое при этом следственном действии не будет иметь доказательственной силы. Исходя из этого, судьи согласились с мнением о том, что в данном случае целесообразно применение такого тактического приема как выделение указанных лицом предметов, документов и следов для последующего следственного осмотра, в ходе которого они и будут изъяты.

Таким образом, исследование данного вопроса, позволяет сделать вывод, что вещественные доказательства в ходе проверки и уточнения показаний на месте не изымаются. Но однозначно при проведении данного следственного действия должен применяться такой тактический прием, как выделение указанных лицом предметов, документов и следов для последующего следственного осмотра, в ходе которого они и будут изъяты. Следовательно, в подобных случаях должны иметь место два самостоятельных следственных действия: проверка и уточнение показаний на месте, и следственный осмотр, проведенные в соответствии со ст. ст. 194, 177 УПК РФ.

Пренебрежительное отношение к соблюдению тактических приемов, выработанных следственной, судебной практикой и наукой сводит на нет результаты данного следственного действия, как, например, если следователь не использует такой тактический прием, как предоставление полной инициативы лицу, чьи показания проверяются.Следственной и судебной практике известны случаи, когда следователь приводил обвиняемого к определенному месту и спрашивал: «Это ли место преступления?». Обвиняемый давал положительный ответ, а впоследствии на суде отказывался от результатов проверки, заявляя, что на это место его привел следователь.

Таким образом, можно сделать вывод, что тактические приемы, отвечающие процессуальным требованиям, позволяют получить наиболее полную криминалистическую информацию в результате проведения как проверки и уточнения показаний на месте, так и других следственных действий.

Наиболее целесообразен следующий порядок проведения проверки показаний на месте. Вначале ее участников (кроме лица, показания которого подлежат проверке) собирают в кабинете следователя или ином месте и проводят их инструктаж: разъясняют цель следственного действия, задачи каждого участника, их права и обязанности, порядок предстоящей работы. Затем следует пригласить главного участника. Ему также разъясняют цель следственного действия, еще раз задают вопрос об его готовности показать место события и рассказать, что там произошло. В случае положительного ответа свидетель или потерпевший предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. После этого данному лицу вместе с другими участниками проверки предлагают пройти к месту события либо сесть в автомашину и показать водителю, как туда проехать.

Существенное психологическое значение имеют объяснения обвиняемого с так называемым «упреждением»: обвиняемый до прихода на место происшествия должен рассказать участникам проверки показаний, как оно выглядит до входа в помещение, где происходили интересующие следствие события, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т.д.[6].

Лицо, показания которого проверяются, само выбирает маршрут движения, определяет участки и предметы, относительно которых будет давать показания, причем остальные участники не должны ему в этом мешать. Это лицо идет несколько впереди группы либо сидит на переднем сидении рядом с водителем, указывая маршрут и давая необходимые пояснения. В целях предотвращения побега или иных эксцессов на подозреваемого или обвиняемого обычно надевают наручники. Следователь в ходе проверки показаний на месте может попросить остановиться, чтобы лицо, показания которого проверяются, рассказало о том, что здесь происходило, более подробно. Остановки делаются также для поиска следов и предметов, производства фотосъемки. Задавать вопросы все участники проверки могут только с разрешения следователя.

Иногда из содержания показаний явствует, что преступление сопровождалось проявлениями жестокости цинизма, пренебрежения к нормам морали. В таких случаях нельзя выражать свое отношение к рассказу и действиям подозреваемого или обвиняемого, комментировать их, давать какие-либо оценки; об этом необходимо заранее предупредить понятых и других участников проверки, так как иначе подозреваемый или обвиняемый может отказаться от дачи показаний.

Предоставляя лицу, показания которого проверяются, необходимую инициативу, следователь остается руководителем следственного действия. Не следует понимать, что роль следователя при выходе на место сводится к пассивной регистрации происходящего[7]. Он должен оперативно решать все организационные вопросы, в любую минусу, полностью контролировать весь ход проверки показаний на месте. Получая необходимую информацию, следователь обязан постоянно оценивать ее и сопоставлять с обстановкой места события, с показаниями, данными этим лицом ранее, а также с другими собранными по делу доказательствами. При выявлении каких-либо противоречий следователь должен путем постановки соответствующих вопросов добиваться устранения этих противоречий. Следователь предпринимает также необходимые поисковые действия для выявления вещественных доказательств и их фиксации, осматривает обнаруженные следы и предметы. Он должен быть готов немедленно пресечь возможные попытки подозреваемого или обвиняемого затруднить ход расследования, добиться каких-либо противозаконных целей и т.д.

Если есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый в ходе проверки показаний на месте может совершить попытку побега, принимаются дополнительные меры предосторожности. На него, как уже отмечалось, надевают наручники; при поездке в автомашине его помещают на заднем сидении, а не рядом с водителем. Хорошие результаты дает также включение в состав группы инспектора-кинолога с собакой.

2.4 Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте

Основное средство фиксации хода и результатов проверки показаний на месте – протокол. Он составляется в кабинете следователя на основе тех записей (в рабочем блокноте или на магнитной ленте), которые делаются на месте в ходе следственного действия (см. Приложения 1 и 2).

Во вводной части протокола, кроме общих сведений (место и дата его составления; время начала и окончания следственного действия; сведения о лице, составившем протокол, понятых и т.д.) указывается, что лицу, показания которого предстоит проверить, был задан вопрос, готов ли он повторить на месте события свои показания по существу расследуемого дела, и что он ответил утвердительно.

В описательной части подробно излагается ход следственного действия: по какому маршруту, согласно указаниям лица, показания которого проверялись, двигались участники проверки к месту основного события; где делались остановки; где и какие пояснения при этом давало указанное лицо. Какие демонстрировало действия; где и какие следы преступления были обнаружены и т.д.

Важная особенность описательной части заключается в том, что в нем чередуются записи показаний, которые, как в протоколе допроса, ведутся от первого лица, с описанием действий, которые описываются в третьем лице, а также с описанием места события, обнаруженных на нем следов и предметов. При этом действия, обстановка и предметы описываются не только в том виде, в каком они обнаружены в данный момент, но и какими они (согласно показанием) были в момент события. В протоколе отражаются вопросы следователя и других участников проверки и ответы на них.

В заключительной части протокола отмечается, какие технико-криминалистические средства были применены, что конкретно сфотографировано, снято на видеопленку; заявление лица, показания которого проверялись, что его показания и все, происходившее во время проверки, записано в протоколе верно, дополнений он не имеет.

В качестве дополнительного средства фиксации обычно используются фотоснимки, которые позднее оформляются в виде фототаблиц. Однако поскольку проверка показаний на месте – действие динамичное, более эффективным дополнением к протоколу является видеозапись, позволяющая запечатлеть это следственное действие с максимальной точностью и объективностью. Если проверка показаний на месте проводится правильно, в соответствии с рекомендациями криминалистики, и сопровождается видеозаписью, поставить кому-либо под сомнение ее результаты, как правило, не удается.

В настоящее время полное и качественное расследование любого преступления немыслимо без использования специальных познаний и применения новейших технико-криминалистических средств для обнаружения, фиксации и исследования криминалистической информации.