Смекни!
smekni.com

Художественное мышление Эсхила: традиции и новаторство (стр. 4 из 4)

3. О распространенности этих представлений во всем восточном Средиземноморье см.: Сonsidine P. The theme of divine wrath in ancient Eastf Mediterranean literature. - In: Studi micenei ed egeoanatolici, t. 8. Roma, 1969, p. 85-159.

4. См.: Lattimore R. The first elegy of Solon. - American Journal of Philology, 1947, vol. 68, p. 161-179; Masaracchia A. Solone. Firehze, 1958, p. 221-243; Buchner K. Solons Musengedicht. - "Hermes", 1959, Bd. 87, S. 163-190.

5. Ссылки па текст Эсхила даются по изд.: Aeschyli septem quae supersunt tragoedias edidit Denys Page. Oxonii, 1972; как правило, и я придерживаюсь чтения, даваемого Пэйджем.

6. Ср.: theoi egkhorioi (Мол,, 520; Сем., 14; Аг., 810, 1645) и daimones egkhorioi (Мол., 482; theoi khthonioi (Аг., 89) и daimones khthonioi (Персы, 628); monos theon... monou daimonon (фр. 279, Mette).

7. Несколько примеров: "видеть", "взирать" - Мол., 78, 359, 1030; Сем., 106 bis, 110, 485; Аг., 462, 952, 1579; Хо., 1063; "слушать", "внимать" - Мол., 77; Сем., 171 bis; Аг., 396, Хо., 5, 399, 476, 802; "желать" - Мол., 211; Сем., 427 cл., 562, 614; Аг., 678; Хо., 19; "сострадать", "сжалиться" - Мол., 209, 215 cл., 1031; "приходить на помощь", "являться спасителем" - Мол., 27; Сем., 76, 88, 129, 165, 302 cл.; Аг., 512; Хо., 2, 18 cл., 477.

8. Ил., II, 278; X, 363; Од., VIII, 3; IX, 530; XIV, 447; XVI, 442; XVIII, 356; XXII, 283; XXIV, 119.

9. Возможно, что родовое проклятие играло большую роль в киклических поэмах, но единственным свидетелем этого является отрывок из "Фиваиды" (Alhen., 465f-466а), где упоминаются "страшные проклятия" Эдипа и Эриния как их исполнительница.

10. Аг., 812 cл., 822 cл., 1223, 1263, 1279-1281, 1420, 1429 cл., 1443, 1526-1529, 1562; Хо., 18, 121, 144-274, 276, 435, 650; Евм., 203, 256, 268, 319, 624.

11. Аг., 1019-1021, 1338-1340; Хо., 48, 66 cл., 400-402, 520 cл.; Евм.,. 647 cл., ср. 261-265.

12. Гомеровский человек не размышляет над справедливостью этической; а "вспоминает" существующий образец для подражания. См.: Snеll В. Wie die Griechen lernten, was geistige Tatigkeit ist. - Journal of Hellenic Studies, 1973, vol. 93, p. 176.

13. Объем парода и эксода соотносится как 3 : 1, объем второго и третьего эппсодиев - как 4 : 1.

14. Слово pater и производные от него встречаются в "Хоэфорах" применительно к Агамемнону 62 раза (в том числе 28 раз - в конце стиха и 12 раз - в начале). В первой половине трагедии (ст. 1-513), где очевидно его значение именно как лейтмотива, оно встречается 45 раз - в среднем по 9 раз на каждую сотню стихов. В таких же пассажах, как 479-513 или 973-990, частота употребления лейтмотива pater составляет один случай на каждые четыре с половиной стиха. Наибольшая насыщенность лейтмотивами в "Персах" - один случай на 5,3-5,6 стихов (в ст. 353-432 pan дает 15:80, в ст. 249-98 и 429-79 мотив kakon, sumphora, pema, algos дает 18:101).

15. Agreuma - Аг., 1048; Хо., 998; Евм., 460; amphiblestron - Аг., 1382; Хо., 492; arkus - Аг., 1116; Хо., 1000; Евм., 147; arkustata - Аг., 1375; Евм., 112; gaggamon - Аг., 361; desmos - Хо., 981; diktuon - Аг., 358, 868; 1115; Хо., 999; eima - Аг., 1383; erkos - Аг., 1611; kataskenoma - Хо., 999; mekhanema - Аг., 1127; Хо., 981; ksunoris - Хо., 982; pedai - Хо., 493, 982; plektai kai speiramata - Хо., 248; podister peplos - Хо., 1000; stegastron - Хо., 984; uphasma - Аг., 1492-1516; Хо., 1015.