Смекни!
smekni.com

Елецкий пейзаж в творчестве М.М. Пришвина (стр. 7 из 9)

Таим образом, в пришвинской прозе уделяется большое внимание изображению женщин, сыгравших значительную роль в формировании гражданской и творческой поэзии писателя.

Эти образы переданы через реалии природы: солнце, прозрачный легкий воздух, утренняя свежесть, цветы. Изображение прекрасного через гармонию природы было свойственно пришвинской художественной манере. Сказочные реалии передают загадочность и глубину изображения героини.

С образами матери, Дунечки и Марьи Моревны связаны лучшие детские и отроческие годы Пришвина – Алпатова.

Большое место в своем романе «Кащеева цепь» Пришвин уделяет изображению учителей гимназии. Так, прототипом весьма несимпатичной фигуры учителя, конфликт с которым оказался роковым для Курымушки – Пришвина (глава «Козел») является В.В. Розанов.

В Елецкой гимназии Розанов преподавал историю и географию «Розанов был самый нежный тихий человек с таким сильным чувством трагического, что не понимал даже шуток, сатиры и т.п. розанов мог быть, однако, очень злым» - писал Пришвин.[91] В 1889 году гимназист оскорбил своего учителя. Розанов, как сделал бы и всякий другой преподаватель, сообщил об этом директору.

Михаил Пришвин «с волчьим билетом», без права поступления в другое заведение, был исключен из елецкой гимназии.

Однако не всем известно, что более полувека спустя после обучения в гимназии Пришвин размышляя о «родословной» своего главного произведения «Кащеева цепь», в ряду своих учителей первым называет Розанова.

Исследователь творчества Пришвина Н.П. Дворцова сделала вывод о том, что внутренний диалог Пришвина с Розановым длился все годы его творчества. В этой связи она выделяет три этапа в истории отношений Пришвина и Розанова, одним из которых является елецкий период притяжения и отталкивания ученика и учителя (1880-е гг.)[92].

А.М. Стрельцов, не отрицая расхождений в творчестве Розанова и Пришвина, отмечает много сходных черт:

· Розанов и Пришвин – писатели философского склада. Они болезненно-тревожно осознали губительское расхождение, раскол между культурой и цивилизацией.

· З. Гиппиус видела в Розанове «архирусского человека». Равно и Пришвин писал о себе как о «природном русском человеке». По масли А.М. Стрельцова, «Розанов и Пришвин – два лика, две реальности русской всечеловечности»[93]

· Православный Розанов – один из радикальных умов «нового религиозного сознания». Православный Пришвин почти всю жизнь был «вне церкви». Его философские корни – во все объединяющей цельности человека, открытого миру

· Художественное наследие Розанова и Пришвина – на все времена. Но «диалектика души» у Розанова иллюзорна в том смысле, что замыкает себя в себе. Отсюда он так обреченной безысходен, думая о смерти.

Динамика пришвинской мысли – и к себе и ко всем. Произведения Пришвина открывают свет будущего «дня», ведут во всегармонию грядущей (или желанной) цивилизации, культуры, природы[94].

Ярко отражены в художественных произведениях и дневниковых записях Пришвина образы крестьян. Общение с крестьянами обогащало жизнь Пришвина. Как отмечает С.А. Слонова, писатель любил рассказы простых людей о чудесной стране в Золотых горах на Белых водах, песни, яркую, сильную, образную речь[95].

Генетическая связь писателя с народной языковой почвой, отношение его к народной речевой стихии как неиссякаемому источнику словесных богатств отражены его произведениях: Пришвин употребляет большое количество слов, свойственных народному поэтическому языку, диалектизмов, в том числе и распространенных в елецком крае: изменник – дикий гусь, кормящийся на гумне; одинец – волк, отбившийся от стаи и промышляющий в одиночку; зазимок – первый снег; сиверка – холодная дождливая погода; молодик – молодой месяц и т.д.

Целенаправленная избирательность отбора диалектизмов определяется художественным интересом писателя в природе. Они выступают у Пришвина в роли своеобразных поэтизмов при описании родных пейзажей:

«Когда я возвращался с тяги и переходил поле между двумя лесами, молодик царил на небе, и под ним все пространство между лесами темная черта облака делила надвое, повыше, где молодик, и до самого низу, где по рыхлой земле невидимые никому шли мы с моей собачкой».

«Зацветает орешник своими золотыми сережками. Угрев на поляне снежной, как в горах на снегу».

Вчера после обеда и до вечера река и небо в опаловом тоне и в полнейшей тишине ждали серебряную рыбку. Какой свет от реки, какая задумчивость, какая одумка»[96].

«По сути, М.М. Пришвин в народном языке заимствует не внешние формы, а тот взгляд на мир, то образное мышление, многовековой опыт, которые закрепились в диалектных наименованиях реалий и явлений окружающего мира, - отмечает Г.Л. Серова. – Именно эта диалектная «лексика природы» позволяет писателю и взглянуть на действительность по-новому, и передать ее в красках (бель, зеленя, светлинка и под.); в формах грива, щека, взлобок, черепок, падина, копытца, губки, двоешки и т.д.), в движении (витахи, рыболовки, верхоплавки, намерзь, некось, водило, колотовка и т.д), в звуках (жундеть, бунчать, гоклуться и проч.»[97].

легенды хрущевских крестьян запоздали в душу. Может быть, именно они пробудили у будущего писателя страсть к путешествию, самостоятельным поискам дивной страны, где живут счастливо. Песни волновали душу своей напевностью, сложностью чувств и переживаний.

О талантливости хрущевцев много вспоминал, писал М.М. Пришвин. Действительно, они были оригинальны и богаты истинно русской красотой. Всех их питала любовь к природе, родному краю.

Жители села Хрущева отвечали на вопросы С.А. Сионовой о крестьянах, которых близко знал М.М Пришвин. «Дед Микифор кучером у Пришвиных был ходил, гулял, перепелок любил ловить. И еще он балакать любил, Гуськом его по деревне звали»[98].

Пришвин был кровно связан с жизнью русского крестьянина, знал жизнь деревни. Все это объективно способствовало тому, что он смог стать великим национальным писателем.

Конечно, без знания Пришвиным крестьянской жизни, народных песен с их поэтическим великолепием, без прекрасной природы елецкой земли не могло быть такого талантливого писателя, в творчестве которого сплелись воспевание родного края и надежды на его несомненное прекрасное будущее.

С природой среднерусского подстепья связаны самые живописные полотна Пришвина, этого величайшего художника слова. В безыскусной природе елецкого края Пришвин чувствовал особую, ни с чем несравнимую гармоничность и большие возможности для ее художественного описания. Из созерцания природы рождались прекрасные рассказы, повести, сказки.

Природе в изображении писателя свойственны ритм, четкость, приглушенные чистые цвета. Поэтическая система Пришвина, этого истинно национального художника слова, воспитала в себя излюбленную исстари и характерную для фольклора красочную гамму.

Создавая прекрасный образ родной природы, Пришвин в то же время говорит о ее хрупкости, призывая своих соотечественников любить и охранять природу, способствуя тем самым процветанию родной земли.

Изображая елецкие пейзажи, Пришвин вводит в свой художественный мир образы близких ему людей, повлиявших на будущее творчество и мировоззрение. Это мать, Дунечка, Марья Моревна, В. Розанов, школьные товарищи, крестьяне.

Общение с прекрасными людьми способствовало становлению великого русского писателя, которым по праву гордится елецкая земля.

На протяжении всего творчества Пришвин обращался к елецкой земле, тем корням, котрые питали его художественное мировосприятие. До конца дней пистаель хранил память сердца – образы Ельца, природы и людей, повлиявших на его дальнейшую судьбу.

Необычайно самобытное дарование позволило стать Пришвину не просто частью народа, а художником, через творчество которого струился вечный, нетленный свет истинной народности, природной русской стихии; он, может быть, как никто, выразил эту стихию в своем художественном творчестве.

Всю жизнь Пришвин пытался открыть «невидимый город» народной души, родимой природы, в которых по его мнению, хранится и святая Русь, и Русь дохристианская, языческая.

Постижению родной природы и народной души помогали близкие писателю люди, с которыми он общался в период жизни в Хрущеве и в Ельце. Будучи сами тесно связаны с народом или выходцами из нарда, эти люди учили понимать прекрасное.

В 1907 году Пришвин записывает в своем дневнике: «В центре всего неба растет желтый золотой цветок. Красота управляет миром. Из нее рождается добро, из добра счастье… Если я буду любить этот золотой цветок, то значит это и есть мое дело. Мир вовсе не движется вперед куда-то, к какому-то добру и счастью. Мир вовсе не по рельсам идет, а вращается. И, значит, наше назначение не определять вперед от себя, а присмотреться ко всему и согласовать себя со всем».

Золотым цветком, из которого рождается добро, и стала елецкая земля, с ее прекрасными полями, лесами, городскими улицами и переулками, церквями, мудрыми людьми.

Заключение

Михаил Михайлович Пришвин, известный русский писатель, родившийся на елецкой земле, посвятил ее изображению многие выдающиеся страницы своих произведений («Кащеева цепь», «Календарь природы», «Фацелия», «Лесная капель» и др.).

Природа и жители елецкого края во многом определили мировоззрение и творческие идеалы писателя. Природный мир усадьбы Хрущево для юного Пришвина ассоциировался с матерью, самым дорогим, что есть у человека. Материнская любовь родной земли всегда чувствовалась писателем, и он искал отголоски этой любви в природе других земель. Оппозиция родное-чужое прослеживалась на протяжении всего творчества Пришвина; память писателя живо хранила образ малой родины, ее природы, который нельзя было вытеснить экзотической красотой чужих стран.