Смекни!
smekni.com

“Борис Годунов” в свете классической теории драмы (стр. 3 из 3)

Вывидели, чтояприемлювласть

Великуюсострахомисмиреньем.

<...>

НаследуюмогущимИоаннам!

Наследуюиангелу-царю!

Святость и ангелоподобность царя Феодора противопоставлена в этих обещаниях могуществу Иоаннов, ещё памятных народу, — Калиты и Грозного.

Развёрнутое воспоминание летописца уже приводилось выше. В этих воспоминаниях, как в строках летописи, дана как бы объективная точка зрения; всему воздаётся должное. Здесь

Своихцарейвеликихпоминают

Заихтруды, заславу, задобро –

Азагрехи, затёмныедеянья

Спасителясмиренноумоляют.

Григорий Отрепьев, ещё не ставший Лжедмитрием, в своём первом же монологе перечисляет:

Яугадатьхотел, очёмонпишет?

Отёмномливладычестветатар?

ОказняхлисвирепыхИоанна?

Обурномлиновогородскомвече?

Все три вопроса напоминают нам Грозного: один — впрямую, а два — косвенно. Победа Грозного над Казанью — последнее деяние, опрокинувшее “тёмное владычество татар”, широко известна и расправа Грозного в Новгороде.

Почти та же топонимика повторяется в сцене Бориса с детьми. На вопрос отца: “А ты, мой сын, чем занят? Это что?” — царевич Феодор отвечает:

Чертёжземлимосковской; нашецарство

Изкраявкрай. Вотвидишь: тутМосква.

ТутНовгород, тутАстрахань.

Вот море...

А казни Грозного будут упомянуты ещё и ещё. И позже сам царь Борис в сцене почти допроса Василия Шуйского открыто угрожает:

Клянусь — тебяпостигнетзлаяказнь:

Такаяказнь, чтоцарьИванВасильич

Отужасавогробесодрогнётся.

В сцене “Москва. Дом Шуйского”, которая предшествует сцене допроса, с вестью, которая буквально “воскрешает” род Рюриковичей, появляется Афанасий Михайлович Пушкин:

Страннуюплемянникпишетновость.

СынГрозного... постой.

(Идёт к дверям и осматривает.)

Державныйотрок...

<...>

Димитрийжив.

И далее:

Ктобнибылон, спасённыйлицаревич,

Ильнекийдухвообразеего,

Ильсмелыйплут, бесстыдныйсамозванец,

НотолькотамДимитрийпоявился.

Именно в этой сцене правление Бориса сравнивается с правлением Иоанна (это сравнение как раз упоминает О.А.Державина). И сравнение, хотя оно и субъективно, как мы помним, не в пользу царя Бориса. Начиная со слов “он правит нами, как царь Иван” до решительного заключения:

Невластнымывпоместияхсвоих.

Несмейсогнатьленивца! Раднерад,

Кормиего; несмейпереманить

Работника! — Нето, вПриказхолопий.

Ну, слыханольхотьприцареИване

Такоезло?..

Окончательно же “воскресение” духа Грозного происходит в сцене “Ночь. Сад. Фонтан”, когда оскорблённый Самозванец восклицает:

ТеньГрозногоменяусыновила,

Димитриемизгробанарекла...

Но и до этого появления “тени Грозного”, выпрашивая у Марины Мнишек признание в любви, Самозванец уж призывает эту “тень”:

Скажи <...>

КогдабябылнеИоанновсын,

<...> тогдаблюбилальтыменя?..

В следующей сцене “Граница Литовская”, которая, напомним, в то время на иных участках проходила чуть ли не под Звенигородом, является не только Самозванец, усыновлённый “тенью Грозного”, но реальный сын известного противника Грозного — князя Курбского. Переписка ИоаннаIV со своим оппозиционером является одним из выдающихся памятников русской публицистики. Следовательно, перед нами опять прямой отсыл к образу грозного царя с напоминанием об иных его свойствах и деяниях.

Самозванец

СынКурбского, воспитанныйвизгнанье,

Забывотцомснесённыеобиды,

Еговинузагробомискупив,

ТыкровьизлитьзасынаИоанна,

Тывозвратитьзаконногоцаря

Готовишьсяотечеству... тыправ...

Борис Годунов, начавший царствование с того, что

...думалсвойнарод

Вдовольствии, вославеуспокоить,

Щедротамилюбовьегоснискать,

приходитквыводу:

Лишьстрогостьюмыможемнеусыпной

Сдержатьнарод. ТакдумалИоанн

(ИванIII. — С.М.),

Смирительбурь, разумныйсамодержец,

Такдумалиегосвирепыйвнук

(ИванIV. — С.М.).

И в завершение этой сцены, когда царь Борис перед смертью наставляет сына, в своём завещании-поучении он признаётся и советует:

...Янынедолженбыл

Восстановитьопалы, казни — можешь

Ихотменить; тебяблагословят,

Кактвоегоблагословлялидядю,

КогдапрестолонГрозногоприял.

Упоминания об Иване Грозном в трагедии постепенно как бы сходят на нет. Так, в этом же поучении-завещании Годунов убеждает сына: “Храни, храни святую чистоту // Невинности и гордую стыдливость”. И дальше косвенная характеристика Грозного, восходящая во многом к “Истории...” Карамзина и летописным свидетельствам:

Кточувствамивпорочныхнаслажденьях

Вмладыеднипривыкнулутопать,

Тот, возмужав, угрюмикровожаден,

Иумегобезвременнотемнеет.

Но вот к власти приходит Самозванец. Гаврила Пушкин, объявляя “московским гражданам” с Лобного места, что “Димитрий к вам идёт с любовью, с миром”, что он “вас жаловать намерен”, вопрошает:

Выльстанетеупрямитьсябезумно

Имилостейкичливоубегать?

И как бы невзначай (поэт делает это с помощью омофона) добавляет почти угрожающе:

Ноонидётнацарственныйпрестол

Своихотцов — всопровожденьегрозном.

После этих увещеваний и прикрытых угроз народ сам бросается “вязать Борисова щенка”: “Да гибнет род Бориса Годунова!” С приходом Лжедмитрия казни вспыхнут с новой силой, и заключительная сцена, как мы уже указывали, завершится как в античной трагедии — казнью вдовы и сына Годунова за сценой. В отличие от античного хора пушкинский народ “молчит в ужасе”, “безмолвствует”. Поистине в сопровождении Грозного явился Самозванец.

И ещё одна параллель с античностью. Эдип-царь думал, что, разгадав загадки, он ускользнёт от Сфинкса-рока, но был настигнут им, так же настигла Годунова и “тень Грозного”.

В заключение повторим, что, обогащённый знанием поэтики Шекспира, тяготевший к ней, Пушкин великолепно использовал весь арсенал античной техники драмы.