Смекни!
smekni.com

Творческий путь Л. Н. Толстого (стр. 9 из 9)

Высокий пафос социального обличения присутствует, конечно, и в “Хаджи-Мурате”. Сам Толстой говорил, что его интересовали здесь два полюса абсолютизма: европейский, выраженный фигурой Николая I, и азиатский, выраженный Шамилем. С той же беспощадностью, с какою обличал он разных сановников в романе “Воскресение”, срывает Толстой маски с Николая I и с Шамиля. Под сходными масками скрывается одинаковое лицо: показное величие и внутреннее ничтожество, желание представиться аскетом и совершенная моральная распущенность, игра в великодушие и потрясающая жестокость, Толстой работал над повестью долго, собирал и проверял источники. И, как всегда, докопался до корня, до исторической правды: гибель Хаджи-Мурата, “собачья жизнь” крепостных слуг, смерть солдата Авдеева, разоренные аулы — звенья одной цепи.

Но пафос социального обличения не ограничивает теперь художника в разносторонней обрисовке характеров персонажей. В дневнике периода работы над “Хаджи-Муратом” находится очень важная запись: читая Чехова, Толстой понял, какую яркость приобретают характеры от “смело накладываемых теней”, и собирался применить этот способ к образам своей повести.

Вообще, рисуя в “Хаджи-Мурате” (как и в пьесе “Живой труп”, повести “Отец Сергий”) остроконфликтную, драматическую ситуацию. Толстой не отказывается от пристального интереса к индивидуальным чертам характера, главным и второстепенным, сильным и слабым. У Хаджи-Мурата это жажда жизни, смелость, решительность, предприимчивость, глубокая любовь к семье, детская непосредственность и добродушие, соединенные с гордым сознанием своего достоинства.

В русской литературе конца XIX — начала XX в., несомненно, Толстому принадлежит первое, главенствующее место. Его авторитет — не только как писателя, но как выдающейся, несравненной личности — был громадным. Общеизвестны суждения на этот счет Чехова, Горького, Куприна, Бунина, многих зарубежных писателей — Р. Роллана, Т. Манна, Дж. Голсуорси и др. Гениальный художник, великий социальный критик, Толстой сохраняет свое живое значение для всей мировой действительности нашего времени.

Список литературы

1. Литературное наследство. “Толстой и зарубежный мир”. М., “Просвещение”, 1965.

2. Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, М., “Правда”, 1952.

3. Роллан Р. “Жизнь Толстого”. Собр. соч., М., 1954, “Комета”.

4. Страхов Н. Н. “Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом”. СПб, “Невский проспект”, 1887.

5. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М., “Правда”, 1953.

6. Толстой Л. Н. Собр. соч. в 12-ти т. М., “Правда”, 1987.

7. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Письма, М., “Голос”, 1961.

8. Храпенко М. Б. “Лев Толстой как художник”. М., 1971, “Прогресс”.

9. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15 т. М., 1947, “Просвещение”.


[1] Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 10, М., “Правда”, 1952, с. 179

[2] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. Письма, т. 2, М., “Голос”, 1961, с. 241, 247, 232.

[3] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15 т., т. 3, М., 1947, “Просвещение”, с. 422-423.

[4] Храпенко М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1971, “Прогресс”, с.316.

[5] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 53, М., “Правда”, 1953, с.185.

[6] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 46, М., “Правда”, 1953, с. 67.

[7] Некрасов Н. А. Полн собр. соч. и писем, т. 10, М., “Правда”, 1952, с. 205.

[8] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 5, М., “Правда”, 1953, с.262.

[9] Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, М., “Голос”, 1961, т. 2, с. 297.

[10] Литературное наследство, т. 75. Толстой и зарубежный мир. М., “Просвещение”, 1965. Кн. 1, с. 52-53.

[11] Роллан Р. Жизнь Толстого. – Собр. соч., т. 2, М., 1954, “Комета”, с. 237.

[12] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 48, М., “Правда”, 1953, с.48.

[13] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., “Правда”, 1953, с.100.

[14] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 62, М., “Правда”, 1953, с.130.

[15] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., “Правда”, 1953, с.284-285.

[16] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., “Правда”, 1953, с.269.

[17] Страхов Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. СПб, “Невский проспект”, 1887, с. 451-452.

[18] Роллан Р. Собр. соч., т. 2 , М., 1954, “Прогресс”, с. 312.

[19] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 52, М., “Правда”, 1953, с.6.

[20] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 53, М., “Правда”, 1953, с.69.