Смекни!
smekni.com

Право, мораль, обычай: характер взаимодействия (стр. 2 из 5)

Сущность права также может рассматриваться с нескольких сторон. Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Категория ценность права призвана раскрыть значение права для общества, конкретизировать саму сущность права. Под ценностью права понимается способность права служить средством для удовлетворения интересов общества и отдельной личности. Ценность права выражается в том, что оно выступает средством: защиты существующего общественного строя; регулирования общественных отношений; фактором прогресса общества; решения современных глобальных проблем (демографических, экологических); определения меры свободы личности в обществе; утверждения нравственных начал в жизни общества, инструментом воспитания населения и формирования правовой культуры.

Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. С помощью понятия функция права можно определить социальное назначение права в обществе. Создание и обеспечение правопорядка – это главное предназначение права. В этом заинтересовано как общество, так и государство. Функция права – это основные каналы правового воздействия в упорядочении общественных отношений. Функции права можно рассматривать как специально-юридические (в более узких) или как общесоциальные (в более широких рамках).

С точки зрения специально-юридических функций выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· Регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги). Формами осуществления этой функции выступают, к примеру, закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, установление и изменение правового статуса субъектов права, привилегий.

· Охранительная функция -установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Реализуется с помощью правовых ограничений (наказаний, обязанностей, запретов) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, свободы, чести, правопорядка, безопасности

С точки зрения общесоциальных функций можно выделить экономическую, политическую, коммуникативную, воспитательную, идеологическую, информационную и др. Право устанавливает правила в экономической сфере, закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения; закрепляет механизм функционирования государства и политический строй общества; формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву; идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, демократизма; информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества

Итак, право является значимым социальным регулятором, обладающим набором специфических признаков и выполняющим в обществе важнейшие функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.

1.2 Мораль. Определение, особенность и функции

Существует несколько определений термина мораль, возникших в разное время и раскрывающих термин с разных сторон.

Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики [2.5]. Мораль - социальный институт, система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения, выполняющих функции социального контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе [2.6] .

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность” [2.7], а нравственность как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение” [2.7].

Исходя из определений, можно считать, что мораль и нравственность являются тождественными понятиями, особенно в практическом обиходе.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни: в быту, семейных, межличностных и других отношениях и даже в производственной деятельности. Более того, моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей и все народности, закрепляют основы культуры их взаимоотношений.

Любой поступок человека, его поведение могут быть оценены по единой, моральной шкале. Мораль служит согласованию деятельности индивидов, которая подчиняется определенным социальным законам. Моральные нормы рассчитаны на добровольное исполнение. Но их нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека.

Выделяют несколько функций морали: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную, воспитательную, коммуникативную. Мораль регулирует поведение отдельных индивидов и всего общества благодаря тому, что каждый человек стремится определять свою жизненную позицию в соответствии с общепринятыми нормами морали. В этом заключается регулятивная функция морали. Она же включает в себя оценочно-императивную функцию, которая выражается в нравственном освоении человеком окружающей среды. Познавательная функция морали подчинена оценочно-императивной функции. Она дает человеку не просто знание о поступках, а еще и объясняет их смысл. Мораль формирует у человека способность руководствоваться в своем поведении «высшими» ценностями. Можно сказать, что именно мораль «делает человека человеком», в этом и заключается ее воспитательная функция. Коммуникативная функция заключается в том, что мораль обеспечивает и упорядочивает общение людей между собой. Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно связаны друг с другом.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.п. действующие в обществе, поэтому можно сказать, что мораль определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и общественным мнением, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, обязанности, духовности, общественного долга. Внешний аспект морали – формы проявления моральных качеств, которые раскрывают действительную сущность человека. Эти два аспекта тесно связаны между собой и не могут существовать друг без друга.

Таким образом, мораль является важным социальным регулятором, имеющим свои отличительные черты и функции. Мораль неотделима от человека, поэтому нельзя недооценивать ее значение в различных сферах человеческой деятельности.