Смекни!
smekni.com

Право, мораль, обычай: характер взаимодействия (стр. 5 из 5)

Следует отметить, что процесс взаимодействия между правом и моралью всегда проходит гладко, без столкновений и противоречий. Право по своей природе более консервативно, но даже в самом совершенном законодательстве есть пробелы и недостатки. Мораль же более подвижна, она активнее реагирует на изменения в обществе. Право и мораль развиваются неравномерно, поэтому в обществе всегда разное правовое и моральное состояние. Хотя мораль лежит в основе права, это не означает, что право автоматически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль требует от человека гораздо большего, чем право. К примеру, Семейный кодекс регламентирует процессы расторжения брака, раздела имущества супругов, взыскания алиментов на несовершеннолетних детей [1.7]. Вред, нанесенный разводом, и другие моральные последствия этих действий остаются вне пределов правового поля и правом не регулируются. Иногда нравственные и правовые требования могут не просто не согласовываться, но даже противоречить друг другу. К примеру, закон «О защите немецкой крови и немецкой чести от 15.09.1935» запрещал браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови [1.8].

В жизни часто создаются ситуации, когда закон разрешает определенные действия, а мораль запрещает, или наоборот. К примеру, гражданин, может отказаться давать свидетельские показания, руководствуясь своими моральными принципами, считая этот шаг «доносительством», однако с точки ст. 308 УК РФ, этот поступок будет наказываться по закону [1.6]. В настоящее время большое количество людей ссылается на нормы религиозной морали, организовывая различные религиозные объединения или участвуя в них, однако действия многих из них, являющихся по сути тоталитарными сектами, противоречит статье 239 УК РФ и также преследуется по закону [1.6]. Гражданин, ссылающийся на нормы религиозной морали и свои религиозные убеждения, может отказаться от прохождения воинской службы в рядах вооруженных сил России согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации [1.1]. Однако, в этом случае, согласно той же статьи Конституции, гражданин обязан проходить альтернативную гражданскую службу и уклонение от ее будет наказываться по закону согласно ст. 328 УК РФ [1.6]. Действительно, мораль, как правило, «шагает впереди» права, но и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее воздействие.

Таким образом, мыслимы ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль "запрещает" и, наоборот, закон "запрещает", а мораль "разрешает". Согласия между ними нет. Отсутствие же "взаимопонимания" сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм.

На вопрос, что главнее, нормы права или морали, нет четкого ответа, однако следует осознавать тот факт, что каждый граждан Российской Федерации обязан в первую очередь соблюдать ее законы. Для человека, считающего себя высокоморальным или для человека, признающего моральные нормы «выше» закона, соблюдение норм юридических должно являться естественным. Об этом очень хорошо сказал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: «Право и мораль отличаются друг от друга. Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается. Право, например, разрешает мне распоряжаться своим имуществом, совершенно не определяя пределов этого распоряжения, и только мораль содержит определения, которые его ограничивают. Может казаться, будто мораль разрешает много такого, чего не разрешает право. Однако мораль требует не только соблюдения права по отношению к другим, а, напротив того, соединяет с правом умонастроение, состоящее в том, чтобы уважать право ради права. Мораль требует даже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступали бы в действие моральные определения» [2.13].

Нельзя не отметить давнюю историю взаимодействия права и морали. Несмотря на то, что мораль и право имеют общие черты и отличия, они являются важнейшими социальными регуляторами, служат одной цели – упорядочению жизни общества. Иногда нормы права и морали могут противоречить друг другу, однако это не уменьшает их роли в жизни общества. Мораль является прародителем права, однако, как и в случае с обычаем, для любого гражданина соблюдение правовых норм является первостепенным.


Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены такие понятия, как право, мораль, обычай, приведены определения данных понятий; рассмотрены их признаки и исполняемые ими функции; было прослежено взаимодействие между этими социальными нормами и определены специфические особенности этого взаимодействия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Право является важным социальным регулятором, который обладает набором специфических признаков и выполняет в обществе важные функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.

Мораль, как и право, также является значимым социальным регулятором, имеющим свои отличительные черты и функции. Мораль неотделима от человека и существует столько же времени, сколько существует и сам человек, поэтому нельзя недооценивать ее значение во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Обычай являлся основной формой регулирования поведения человека в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. С развитием права обычай постепенно утратил свое значение регулятора, тем не менее, человек часто продолжает придерживаться различных обычаев в своей повседневной жизни.

Взаимоотношения права и обычая имеют давнюю историю. Многие обычаи, получив одобрение государства, стали нормами права. Правовые обычаи реализуются в юридических нормах. К обычаям, находящимся вне правового поля, право относится по-разному, в зависимости от того, наносят или нет эти обычаи вред государству и его гражданам. Некоторые обычаи до сих пор широко распространены, однако, в своих действиях человек в первую очередь должен руководствоваться нормами права.

Взаимодействие права и морали также имеет давнюю историю. Мораль является прародителем права, многие нормы морали в настоящее время закреплены законодательно. Являясь важнейшими социальными регуляторами, они служат одной цели – упорядочению жизни общества. Мораль и право имеют как общие черты, так и отличительные особенности. Нормы права и морали могут конфликтовать между собой и даже противоречить друг другу, однако это не умаляет их роли в жизни общества. Но для любого гражданина соблюдение правовых норм должно являться первостепенным.

Систематическое нарушение закона, пренебрежение нормами права или морали разрушают устои нашего общества, наносят вред государству и всем его гражданам. Признание приоритета юридических норм и обязательности их исполнения каждым гражданином способны изменить ситуацию к лучшему. Разумеется, эти изменения не смогут произойти в одно мгновенье, они невозможны без улучшения морального состояния отдельного индивида и всего общества в целом, однако эта цель не является недостижимой, если каждый начнет с себя и сделает первый шаг в этом направлении.


Список источников и литературы

1. Список источников

Нормативно-правовые акты:

1.1 Конституция Российской Федерации (далее – РФ). Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета (далее – РГ), 25.12.1993, № 237.

1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ - Общие положения, Право собственности и другие вещные права и Общая часть обязательственного права. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Введена в действие с 1 января 1995 года // http://www.roskodeks.ru/codecs/graz1.html

1.3 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ - Отдельные виды обязательств. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Введена в действие с 1 марта 1996 года // http://www.roskodeks.ru/codecs/graz2.html

1.4 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ)

от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Принят Государственной Думой 31.03.1999 года // http://www.consultant.ru/popular/shipping/

1.5 Федеральный Закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ. Принят Государственной Думой 13.11.1996 года //

http://www.consultant.ru/popular/weapon/

1.6 Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Принят Государственной Думой 24.05.1996 года // http://www.consultant.ru/popular/ukrf/

1.7 Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. Принят Государственной Думой 08.12.1995 года // http://www.consultant.ru/popular/family/

1.8 Закон «О защите немецкой крови и немецкой чести» от 15.09.1935 // http://holocaust.ioso.ru/documents/03doc.htm

2. Список литературы

Учебные издания:

2.1 Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый юрист, 1998. – 624 с.

2.2 Иванов А.В. Теория государства и права: учебно-методический комплекс. – Барнаул: АИТиП (филиал) АТиСО, 2009. – 28 с.

2.3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.:Юристъ,2002. – 512 с.

2.4 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998. – 475 с.

Интернет-издания:

2.5 Большая советская энциклопедия //

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00049/50000.htm&stpar1=34.663.1

2.6 Национальная социологическая энциклопедия //

http://voluntary.ru/dictionary/616/word/%CC%EE%F0%E0%EB%FC

2.7 Словарь Ожегова //

http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=ozhegov&page=showindex

2.8 Библия // http://www.bible-center.ru/bibleface

2.9 Словари и энциклопедии на Академике //

http://dic.academic.ru/dic.nshtf/fin_enc/15918

2.10 Правотека // http://www.pravoteka.ru/enc/3893.html

2.11 Викизнание //

http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Главная_Страница

2.12 Является ли исламское уголовное право варварским? // http://www.islam.ru/vera/zakon/ug_pravo/

2.13 Георг Вильгельм Фридрих Гегель «Философская пропедевтика» // http://sophia.nau.edu.ua/library/text/geg_fpr.html

Остальные издания:

2.14 Сергеева Т.В. Обычай как источник права // Правоведение. 1997. № 2.

2.15 Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 86.

2.16 Новгородцев Н. И. Право и нравственность. //Правоведение. – Спб.,1995.№6 – 103-113с.

2.17 Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.

2.18 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993.