Смекни!
smekni.com

Интертекстуальность литературы постмодернизма на примере цитат Б. Гребенщикова в тексте В. Пелевина (стр. 5 из 5)

[28] – Насрутдинова Л. Х. Функции цитат и культурологических ассоциаций в прозе "нового реализма" – доклад на международной научной конференции «Языковая семантика и образ мира»: Казань: 1997.

[29] Генис А. Беседа десятая: поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда: 1997, №12 – С. 91

В таком случае БГ предстаёт как «товарищ и соратник» на Пути к долгожданному освобождению Духа, ведь Гребенщиков и Пелевин – два наиболее заметных российских деятеля культуры с явной буддийской направленностью в творчестве.

Таким образом, именно БГ как никто другой соответствует буддийской концепции, лежащей в основе произведений Пелевина, и именно ему автор «доверяет» сказать те самое слова-коды, которые сам не может произнести в силу своей «отстранённости» от написанного текста.

II.VII. Буддийская концепция Освобождения и Абсолютной Пустоты, интертекстуально раскрываемая В. Пелевиным.

Категория Пустоты в русском постмодернизме в отличие от западного приобретает иную направленность. Так, например, для М.Фуко пустота – это некая почти безмятежная и ровная пустота, словно некий лист беловатой бумаги, на который никакое имя не может быть нанесено. В то же время у В.Пелевина пустота ничто не отражающая, и потому ничто не может быть на ней предначертано, некая поверхность, абсолютно инертная, причем настолько, что никакое орудие, вступившее в противоборство, не могут поколебать ее безмятежное присутствие” Благодаря этому, пустота Пелевина обладает онтологическим верховенством над всем остальным и является самостоятельной величиной. Пустота Фуко может превратиться во что угодно, Пустота Пелевина останется всегда Пустотой. Абсолютное сомнение, которое выражает Пустота Фуко, Пелевин подменяет сомнением относительным, которое все же подтверждается внутренней подсознательной религиозной верой. При всем этом Западная Пустота – неудовлетворенная и насмешливая, Восточная же – самоуглубленная и спокойная. [30]

[30] - Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? //НЛО, 1997. - №28. – С.251

Философия буддизма и философия постмодернизма имеют между собой много общего. И в Буддизме, и в философии постмодернизма утверждается один и тот же тезис об иллюзорности той реальности, которую в западной традиции принято считать «объективной». Буддистский тезис “мир как мое впечатление” смыкается у Пелевина с постмодернистским тезисом “мир дан только как описание мира, как тот или иной способ судить о нем”. [31] В учении Будды существует представление о множественности миров, изоморфных друг другу. Постмодернизм предполагает многосмысленность и многослойность текста, и, если воспринимать само явление текста как некую данную реальность, то можно говорить о множественности миров в пределах этой «реальности», по сути лишённой всяких пределов.

Принципиальное отличие же Буддийской парадигмы от постмодернистской в том, что постмодернизм просто укзывает на иллюзорность этого мира, мирится с ней и существует в ней; то Буддизм (особенно Буддизм Махаяны) направлен на то, чтобы освободить Личность от иллюзорного мира страданий. Освободить значит слиться с Пустотой. И Пустоту Пелевин рассматривает именно в этом контексте и ни в каком другом.

Возвращаясь к вопросу интертекстуальности и обобщая сказанное в предыдущем разделе, можно прийти к выводу, что своей цитатностью, фрагментарностью повествования Пелевин побуждает читателя на постижение непостижимого и невыраженного внутри себя – внутри сознания каждого отдельно взятого читателя. Интертекстуальность как феномен делает источником текста не столько автора. сколько читателя: «Читатель - ...некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют... текст» - присал Р. Барт. Каким образом это происходит?

[31] - Курицын В. Группа продленного дня //Пелевин В. Жизнь насекомых. Москва: 1997. С.16

Дело в том, что философия Буддизма интроспективна: обретение гармонии с миром осуществляется за счёт обретение гармонии в себе. А это значит, что читатель, соотнося все цитаты, аллюзии и смысловые пласты интертекста, соединив их воедино в СВОЁМ СОЗНАНИИ, приходит к некому иррациональному осознанию, к восприятию авторского «послания». Но в том-то и дело, что за счёт того, что семантические векторы текста сходятся не на авторе, а на читателе, «послание» исходит уже от самого читателя, оно приобретает имманентную природу. Что соответствует буддийскому учению о том, что путь к Освобождению лежит не «снаружи», а «внутри». [32] Таким образом, Виктор Олегович подводит читателя к «главной мысли», проведённой через большинство его произведений. Как пишет в своей статье А. Генис, «у Пелевина есть "message", есть символ веры, который он раскрывает в своих сочинениях и к которому хочет привести читателей». [33] И это противоречило бы постмодернистскому принципу отсутствия единого смыслового центра, если бы не одно «НО»: у Пелевина этим «центром», неким «метадискурсом» или, вернее, его симулякром, но так или иначе, «message’ем», является Пустота. Она же Условная Река Абсолютной Любви (УРАЛ) в «Чапаеве и Пустоте», она же «Радужный поток» в «СКО» [34]

[32] - Торчинов Е. Учение о «я» и личности в классическом индийском буддизме - статья из сборника, посвященного 60-тилетию профессора философского факультета СПбГУ Ю.В. Перова. www.etor.h1.ru/torchperov.html

[33] - Генис А. Беседа десятая: поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда: 1997, №12 – С.92

[34] - Пелевин В. Священная Книга Оборотня - «Эксмо»: 2007

III.Заключение

На основе проведённого анализа теории и конкретных примеров можно сделать вывод о значимости феномена интертекстуальности для раскрытия авторского замысла.

Мы раскрыли суть феномена интертекстуальности в литературе постмодернизма. Являясь смыслопорождающей средой, интертекстуальность определяется прежде всего понятиями палимпсеста и метаболы - то есть, обладая собственной семантикой, интертекст сохраняет и накапливает значение своих составляющих частей, не при этом определяет себя не как сумма составных частей, а как единое целое.

Мы проследили эту особенность на примере цитат из Гребенщиковав романе «Чапаев и Пустота» и других произведениях, проанализировав взаимодействие интертекста Гребенщикова и «вторичного текста» Пелевина.

На основе анализа всего творчества Виктора Пелевина, мы сделали вывод о множественности смысловых пластов и о доминанте буддийского дискурса в творчестве писателя. И пришли к выводу, что интертекст Гребенщикова играет значительную роль в поддержании данного дискурса.

Итогом исследования стал вывод о том, что интертекстуальность разрешает проблему «принадлежности» постмодернистского текста в пользу читателя: читатель находится на пересечении всех смысловых пластов. Интертекстуальность как литературный принцип значительно расширяет границы восприятия прочитанного текста, создаёт благоприятные условия для творческого осмысления и иррационального познания его метафизики.

Список литературы

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: 1994

Пелевин В. Числа. – «Эксмо»: 2007

Пелевин В. Жёлтая стрела. – «Эксмо»: 2007

Пелевин В. Чапаев и Пустота – «Вагриус»: 1998

Пелевин В. Generation ‘П’ - «Эксмо»: 2006

Пелевин В. Священная Книга Оборотня - «Эксмо»: 2007

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – «ОГИ»: 2000

Эпштейн М. Парадоксы новизны. Москва: 1988

Смирнов И.П. Бытие и творчество. Marburg, 1990

Липовецкий М. Паралогия русского постмодернизма. //НЛО, 1998. – №2. – С.285-304

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – Москва: Флинта: Наука, 1999.

Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? //НЛО, 1997. - №28. – С.244 – 259.

Насрутдинова Л. Х. Функции цитат и культурологических ассоциаций в прозе "нового реализма" – доклад на международной научной конференции «Языковая семантика и образ мира»: Казань: 1997.

Курицын В. Группа продленного дня //Пелевин В. Жизнь насекомых. – Москва: 1997

Генис А. Беседа десятая: поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда: 1997, №12 – С.88 – 93

Дронова Е.М. Интертекстуальность и аллюзия: проблема соотношения. – Язык, коммуникация и социальная среда. Вып.3. Воронеж: ВГУ, 2004. С.92-96

Яценко И.И. Интертекст как средство интерпретации художественного текста (на материале рассказа В. Пелевина «Ника») - Мир русского слова, № 1, 2001

Электронные ресурсы:

Постмодернизм – Википедия. Свободная Интернет-энциклопедия. www.ru.wikipedia.org

Пелевин Виктор Олегович - Википедия. Свободная Интернет-энциклопедия. www.ru.wikipedia.org

Журавлёв С. Постмодернизм в литературе. – Интернет-энциклопедия «Кругосвет». www.krugosvet.ru/

Козлова Ж. Интервью с М. Эпштейном - Русский журнал, ежедневное Интернет-издание о политике и культуре: 16.11.2006. www.russ.ru/

Статья «Интертекстуальность» - Философский словарь на портале www.mirslovarei.com/

Торчинов Е. Учение о «я» и личности в классическом индийском буддизме - статья из сборника, посвященного 60-тилетию профессора философского факультета СПбГУ Ю.В. Перова. www.etor.h1.ru/torchperov.html

Официальный сайт ВиктораПелевина www.pelevin.nov.ru/

Сущность Буддизма, его истоки и концепция. www.yourbudda.info/