Смекни!
smekni.com

Правовые системы в современном мире (стр. 2 из 9)

1) Мусульманское, иудейское и индусское право. В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе – мусульманском праве, связанном с религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактическое явление, а законы и ордонансы властей – как управленческие меры временного или местного значения, которые не всегда в полной мере могут именоваться правом. Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве. И в Индии тщательно различают три вида шастр.

2) Дальний Восток. На Дальнем Востоке право не просто далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно – орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже думать о нем; его образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру.

3) Черная Африка и Мадагаскар. Некоторые постулаты права Древнего Востока могут распространяться и на эти страны. В условиях, где индивидуализм занимает так мало места и на первый план выдвинуто единство общественной группы, основное – это сохранение и восстановление гармонии, а не уважение к праву. Большинство населения продолжают жить в соответствии с традициями, не обращая внимание на искусственные своды правовых норм.

2. Романо-германская правовая семья

История создания и развития Романо-германской правовой семьи.

История создания и развития этой правовой семьи довольно длительна. Она связана с правом Древнего Рима, как бы продолжает римское право, является результатом его эволюции, но не никоим образом не является его копией.

В настоящее время Романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию и Индонезию.

Романо-германская правовая семья сформировалась в континентальной Европе. Датой возникновения считается XIIIв. – эпоха Возрождения. До этого же времени было еще рано говорить о системе, это были лишь ее элементы. В XIII в. уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом; за правом была вновь принята его собственная роль и автономия, которые отныне стали характерными для западных образа мысли и цивилизации. Это период, когда собирались материалы, можно назвать первым. Второй период начался с возвращением изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVIвв. на базе свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Процесс, получивший название «рецепция римского права» сначала имел чисто доктринальные формы и сугубо научное значение: римское право непосредственно не применялось, изучались его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника.

Преподавание римского права в университетах прошло ряд этапов. Сначала так называемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XVIв. постглоссаторами римское право было «очищено» и подвергнуто переработке. Со временем забота об уважении законов Древнего Рима уступила в университетах место стремлению выработать принципы права, отражающие рациональные начала не прошлой, а настоящей жизни. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетской науке в XVII-XVIII вв. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей право, подчеркивало важную роль закона и открывало путь кодификации. Доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах, подготовила наступление следующего этапа, в котором мы находимся и в настоящее время, - периода, где преобладает законодательство.

Структура права.

Правовые системы Романо-германской семьи по содержанию существенно отличаются друг от друга, что связано с различиями в политической ориентации и степени централизации. Некоторые отрасли также отражают разные подходы или уровни развития. При всех этих расхождениях материально-правовых норм правовые системы, которые мы рассматриваем, благодаря их структуре могут быть сближены, объединены в одну семью. В связи с этим обратимся к категориям, в соответствии с которыми систематизированы нормы права, и изучим саму норму права.

Структура и понятия.

Публичное право и частное право. Во всех странах Романо-германской правовой семьи признается деление права на частное и публичное. В течение долгого времени деление «публичное право – частное право» рассматривали в рамках учения, считавшего право «естественным порядком», независимым от государства и высшим по отношению к нему.

Публичное право и частное право во всех странах Романо-германской системы распадаются на одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, международное публичное право и т.д. Это сходство основывается на том, что правовая наука во всей континентальной Европе в течение веков имела одну и ту же базу для обучения праву: римское и каноническое право.

Деление на публичное и частное право, являющееся доктринальным, потеряло в последнее время свою значимость, но остается важной характеристикой структуры современного буржуазного права. В современный период границы между публичным и частным правом в определенной мере стерлись, что связано с развитием государственного монополистического капитализма, ростом государственного вмешательства в сферу экономики.

Обязательственное право. Обязательственное право – это один из основополагающих разделов любой правовой системы, входящей в Романо-германскую правовую семью.Обязательство в Романо-германской системе – это обязанность лица (должника) дать что-то другому лицу (кредитору), сделать или не сделать что-либо в интересах последнего.

Опираясь на римское право, доктрина в странах Романо-германской семьи создала обязательственное право, которое считается центральным разделом гражданского права, главным объектом юридической науки. Как фактор, определяющий единство правовой системы Романо-германской семьи, обязательственное право играет роль, подобную трасту в странах общего права и праву собственности в социалистических странах.

Структурное сходство правовых систем, составляющих Романо-германскую правовую семью, не является полным. В правовой системе одной страны могут существовать категории или понятия, неизвестные другой. Однако со времени национальных кодификаций и вопреки им продолжается определенный параллелизм в развитии правовых систем, входящих в Романо-германскую правовую семью.

Понятие нормы права.

Сходства или различия структуры следует рассматривать еще и с того, как понимается сама правовая норма, ее значение, природа и характер.

Во всех странах Романо-германской правовой семьи правовую норму понимают как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем только лишь ее применение судьями в конкретном деле. Понятие правовой нормы, принятое в Романо-германской правовой семье, является основой кодификации в том виде, как ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в Романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные в систему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основе которых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить, каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы.

Правовая норма Романо-германской правовой семьи является чем-то средним между средним спора – конкретным применением нормы – и общими принципами права. Нормы права не должны быть слишком общими, так как они перестанут быть достаточно надежным руководством для практики; но в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться лишь к конкретной ситуации.

Таким образом, право в странах Романо-германской правовой семьи состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, оно включает также и их толкование судьями. Это всегда право, базирующееся на принципах, как и требует система. Это не казуистические правовые системы, и поэтому они сохранили известные преимущества – простоту и ясность.

Источники права.

Правовые системы, составляющие Романо-германскую правовую семью, многочисленны, и каждая из них имеет свои специфические черты. Тем не менее, среди основных источников Романо-германского права можно выделить закон, обычай, судебную практику, доктрину.

Закон.

Закон в широком смысле слова – это первостепенный, почти единственный источник права в странах Романо-германской правовой семьи. Все эти страны – страны «писаного права». Закон рассматривается в качестве наиболее подходящего инструмента для создания единой национальной правовой системы, для обеспечения законности в противовес феодальному деспотизму и произволу.

Обстоятельства, которые определили важную роль закона как основного источника Романо-германского права, обусловили и возможность, необходимость кодификации права. Путем кодификации право приводится в систему, оказывается как бы пронизанным определенными принципами. В XIX-XX вв. кодификация получила широкое распространение во всех странах Романо-германской семьи. Близость права этих стран выразилась не только в общей приверженности к кодификации, но также и в структуре ряда кодексов. В разных странах этой правовой семьи мы находим такие же пять основных кодексов. Кодификация завершает формирование Романо-германской правовой семьи как целостного явления.