Смекни!
smekni.com

Правовые системы в современном мире (стр. 8 из 9)

Такого рода документы, как партийные программы и решения, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное значение неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по самым разным вопросам.

Юристы других социалистических стран, более приверженные к западной концепции интеллектуальной свободы и сохранившие более тесные связи с Западной Европой, не столь доктринальны, как советские авторы.


5. Мусульманское право

Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама.

Структура права.

Наука мусульманского права, или, точнее, доктринальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает «корни» и объясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплекс правил, составляющих шариат (то, что называют мусульманским правом), божественный закон. Кроме того, она изучает «содержание», то есть решения, которые содержат нормы материального мусульманского права.

Источники права.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран – священная книга ислама; затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога; в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества; в-четвертых, кияс, или суждение по аналогии.

Коран и Сунна. Основой мусульманского права является священная книга ислама – Коран, состоящий из высказываний Аллаха последнего из его пророков и посланцев Магомету. Юридические положения Корана находятся в определенном количестве его строф. Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (70 строф), строфы, касающиеся «гражданского права» (70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и строфы, относящиеся к «международному праву» (25).

Сунна рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна – это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета. Адаты разделяют на аутентичные, хорошие и слабые. Только аутентичные адаты могут служить основой для выработки правовых норм. Рассматриваемая как вторичный источник права после Корана, Сунна послужила восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим источником мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.

Рассуждение по аналогии (кияс). Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение (кияс). Таким путем они могли « сочетать откровение с разумом человека». Кияс становится легитимным только благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Допуская рассуждение по аналогии, создали возможность рационального толкования; но таким образом нельзя создать фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных норм, созданной в X в.

6. Право Индии

Индусское право – это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Также как ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных догм и к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни; таким образом, религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах общества принадлежит праву.

6.1 Право индусской общины

Шастры. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Имеются шастры трех видов, ибо поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Шастры учат людей, как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, - это наука дхарма. Другие шастры учат, как разбогатеть, и специально искусству руководить (артха – наука пользы и политики). Шастры развивают также науку удовольствий – кама. Все три шастры легитимны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.

Дхармы изложены в специальных трактатах, именуемых дхармашастры (законы Ману, законы Яджнавалкья). От дхармашастр неотделимы и другие сборники – нибандхазы, которые являются как бы комментариями дхармашастр. Цель их – разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям, разрешить явные противоречия между дхармашастрами.

Законодательство и судебная практика. Судебные прецеденты ни дхарма, ни доктрина индуизма не считают источниками права. Правителям разрешается законодательствовать. Однако искусство управления восходит не в дхарме, а к артхе. Даже когда имеется закон, судья не может применять его ригористически, ему представлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть.

Судебное решение не может рассматриваться как обязательный прецедент; его авторитет ограничивается конкретно рассмотренным делом.

6.2 Национальное право Индии

Современная тенденция в Индии – заменить традиционные концепции религиозного права западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называют индийским правом, в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы Индии, имеющие, как правило, всеобщее применение, даже если частные положения этих законов оговаривают, что они не распространяются на отдельные категории граждан.

Понятие lexloci. Понятие территориального права (lexloci), рассматривающие право как комплекс норм, не связанных ни с религией, ни с племенными обычаями, - это понятие западное, современное, чуждое индийским традициям. Создание такого права казалось наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам.

Кодификация. В Индии не ограничивались систематическим изложением норм ранее действовавшего права: кодификация была проведена с тем, чтобы перестроить право. Кодификаторы индийского права не побоялись далее включить в подготавливаемые ими кодексы и законы положения, которые были направлены на улучшение английского права.

Судебная организация и правило прецедента. В Индии нет федеральной судебной системы. Исключение – федеральный Верховный суд, находящийся в Нью-Дели. Основная функция его – контроль за соблюдением Конституции. Он определяет действительность законов федерации и штатов, если оспаривается их конституционность.

Правило прецедента действует в таком же виде, как и в Англии.

7. Правовые системы Африки и Мадагаскара

Обычно-правовая основа. Африка к югу от Сахары и Мадагаскара в течение многих веков жила по нормам обычая. Обычаи были многочисленны. Каждая из общин удовлетворяла самое себя, имела свои собственные нравы и обычаи. Обычаи сложились, чтобы регулировать отношения между членами донного и того же общества или обществ, родственных по образу жизни. Признавая крайнее обилие обычаев на континенте, разделенном на множество общин, все исследователи, тем не менее, констатируют, что имеется нечто общее: определенные черты, отличающие африканское право от европейского.

Африканским обычаям не известно деление на право публичное и частное, гражданское и уголовное, на право и справедливость. Имущественное право и обязательственное привязаны к статусу, то есть, не отделимы от личных прав.

Обычай может содержать нормы, но зачастую эти нормы не содержат материальных элементов, подлежащих применению. Задача видится в большей мере в примирении заинтересованных лиц, чем в установлении прав. Обычай в Африке остался устным.

Определенное влияние на обычай оказал христианство и ислам. Обычаи продолжали действовать даже если они противоречили новой вере. Обычаи сохраняли свое фактическое социологическое значение, но их авторитет был разрушен, как только получила распространение идея нового социального и морального порядка, отличающегося от обычая и высшего по отношению к нему.

Колониальный период. Наибольшее изменение, внесенное в колониальный период в обычное право, имело своим результатом возросшее влияние новой концепции социального строя – строгого и формалистского, отказавшегося от традиционного способа решения споров и по всему этому непонятного для африканцев.

Африканская цивилизация основывалась на определенных ценностях – духе общности, уважения к предкам, отсутствии антагонистических классов. Очень часто эти ценности разрушали, не заботясь о замене их новыми. Так, африканцев толкнули к ослаблению семейных и клановых связей, но оказались неспособными дать вместо них солидарность социального корпуса в целом.

Независимые государства. Вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву. Деколонизация сопровождалась многими декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. На Мадагаскаре в 1957г. Представительная ассамблея приняла решение о кодификации обычаев.

Современные правовые системы стран Африки могут с успехом воспринять некоторые элементы, идущие от традиции обычного права. Однако они не могут отказаться от того, что составляет сущность этого права.