Смекни!
smekni.com

Избранные стихотворения (стр. 8 из 11)

свирель; Марс и пастораль, т. е. именно те сильнейшие, наиболее типичные,

"самые классические" контрасты, которые определялись вне чисто лирической

музыки XVIII столетия. К ним как к характернейшей условности века и вместе

реальному "отбору" средств сводит поэт истоки роговой музыки, полагая, что

она совместила в себе эти контрасты. Мысль столь же простая и сильная, сколь

впечатляющая и точная" (Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII в. в

ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1. М., 1952, с. 64).

О сомнительном произношении буквы Г в Российском языке.

Впервые - Москвитянин, 1854, т. I, отд. IV "Исторические материалы", с.

4.

В предварительных записях к "Российской грамматике" Ломоносов помечал:

"NB. Писать о разности в русском между h и g". Как явствует из

окончательного текста "Российской грамматики", Ломоносов различал две

разновидности звонкого согласного звука Г (1. "поднебный" и 2. "гортанный")

перед гласными и сонорными: "поднебный" звук Г произносится во всех русских

словах, за исключением "косвенных падежей речения Бог, как: Бога, Богу,

Богом, Боги, Богов и прот.", а также "речений Господь, глас, благо" и их

производных, где произносится "гортанный" Г (латинское h) (см.: Российская

грамматика, 21, 22, 99). В стихотворении из 95 знаменательных слов 83

содержат букву Г, причем предполагается, что произносить ее следует как

"поднебный" звук (твердое Г), кроме слов "друг" и "досуг" (здесь К).

Скажите, где быть га и где стоять глаголю? - Один из вариантов этой

строки такой: "Скажите, где быть h и где стоять глаголю".

Гимн бороде. Впервые - Библиографические записки, 1859, т. II, Ќ 15, с.

461-463.

Выдающийся образец стихотворной сатиры XVIII в. "Гимн бороде" обращен

против церковников, постоянно ставивших всевозможные препятствия

деятельности Ломоносова-просветителя. Название стихотворения не случайно:

еще с петровских времен в России гражданскому населению запрещалось носить

усы и бороду, в 1748 г. Сенат в одном из постановлений специально

оговаривал, что отпускать бороду запрещено всем, "опричь священного и

церковного причта и крестьян". Стихотворение Ломоносова пользовалось большой

популярностью у современников, о чем свидетельствует множество списков с

него, обнаруженных впоследствии в Петербурге, Москве, Костроме, Ярославле,

Казани, а также в Сибири - в Красноярске и Якутске. Традиции сатиры

Ломоносова, воплотившиеся в "Гимне бороде", были воскрешены в начале XX в. в

сатирических "гимнах" раннего Маяковского.

Двойной оклад. - Петр I постановил брать с раскольников подать в

двойном размере.

Безголовым с бородой. - В ответ на требования сбрить бороду раскольники

отвечали: "Мы готовы головы наши за бороды положить; лучше нам пусть

отсекутся головы, чем бороды обреются".

Скачут в пламень суеверы... - Имеются в виду многочисленные

самосожжения раскольников, случавшиеся особенно часто на родине Ломоносова.

Сколько с Оби и Печеры После них богатств домой Достает он бородой. -

Церковники и представители гражданской администрации наживались на

конфискациях имущества раскольников.

Им в глаза плевал бы всяк; Ею цел и здрав их зрак. - Здесь обыгрываются

простонародные выражения типа: "Иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду".

Если правда, что планеты, Нашему подобны светы... - Синод осуждал

Ломоносова за то, что в его произведениях "многие, а инде и бесчисленные

миры" проповедуются, "что и священному писанию и вере христианской крайно

противно есть и многим не утвержденным душам причину к натурализму и

безбожию подает".

В струбе там того сожгут. - Намек на Джордано Бруно.

О завеса мнений ложных! - Эта строка вызвала негодование Синода, ибо

получалось, что под "мнениями ложными" Ломоносов имел в виду догматы

православной церкви.

Если кто невзрачен телом... В жирной влажности расти. - Предполагают,

что в последних четырех строфах имеется в виду конкретное лицо, а именно -

противник Ломоносова из церковников Гедеон Криновский, которого можно было

узнать по последним стихам "Гимна бороде": он был не знатен, беден, худощав

и прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 г., когда

положение его резко изменилось: "Двадцативосьмилетний, никому не известный

монах-неудачник стал вдруг "знатен чином и нескуден". Гедеону

посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее присутствии

проповедью, Елизавета Петровна тотчас же назначила его придворным

проповедником, и на молодого витию посыпались вещественные знаки царской

милости. В Петербурге об этом было много толков, и сложилась даже прибаутка:

"Гедеон нажил миллион". Бывший казанский семинарист обратился в записного

придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных

ряс, ходил в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми

пряжками. Вполне вероятно при этих условиях, что и свою бороду он холил -

как говорится в "Гимне" - "по всем модам": подвергал "многим расчесам",

заплетал на ночь "в косы", а затем умащал, или, по выражению Ломоносова,

"удобрял" всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или

даже припудривал "крупичатой мукой" свой "тупей". Придворно-церковные нравы

того времени допускали такую кокетливость" (Ломоносов М. В. Полн. собр.

соч., т. 8, с. 1070-1071).

Зубницкому. Впервые - Москвитянин, 1854, т. I, отд. IV "Исторические

материалы", с. 3.

После того как "Гимн бороде" стал распространяться в списках, Синод

объявил Ломоносову настоящую войну: 6 марта 1757 г. императрице был подан

синодальный доклад, в котором предлагалось "таковые соблазнительные и

ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить

запретить, и означенного Ломоносова, для надлежащего в том увещания и

исправления, в Синод отослать". Однако заступничество покровителей оградило

Ломоносова от этой меры. Тогда церковники прибегли к распространению

анонимных писем, подписанных "Христофор Зубницкий", которые порочили автора

"Гимна бороде" и в качестве приложения содержали пародийное стихотворение

"Передетая борода, или ими пьяной голове". Здесь Ломоносов обвинялся в

пьянстве, жадности, наглости, невежестве (!). Кто был автором писем и

пародии, неизвестно, Пушкин, основываясь на устном предании, называет

митрополита Димитрия Сеченова. В статье "Путешествие из Москвы в Петербург"

читаем: "Не многим известна стихотворная перепалка его (т. е. Ломоносова. -

Е. Л.) с Дмитрием Сеченовым по случаю "Гимна бороде", не напечатанного ни в

одном собрании его сочинений. Она может дать понятие о заносчивости поэта,

как и о нетерпимости проповедника" (Пушкин А. С. Собр. соч., т. 6, с. 390).

Что касается авторства Сеченова, то исследователи склонны считать именно его

наиболее вероятным кандидатом на роль создателя пародии и писем, хотя

документально это никак не подтверждено (см.: Ломоносов М. В. Полн. собр.

соч., т. 8, с. 1074-1077). Но "стихотворная перепалка", как явствует из

намеков, рассыпанных в ломоносовском тексте, велась прежде всего с В. К.

Тредиаковским. Это отнюдь не означает, что Ломоносов считал автором писем и

"Передетой бороды" Тредиаковского. Озаглавив свой стихотворный ответ

"Зубницкому" и наполнив его цитатами из стихов Тредиаковского, Ломоносов

лишь указывал на близость своего литературного противника к кругам,

объявившим ему войну. Скорее всего за подписью "Христофор Зубницкий"

скрывался не один человек: кто-то вдохновлял на создание писем, кто-то

непосредственно их создавал, а кто-то поставлял необходимый "изобличающий"

материал. То, что "информатором" мог быть Тредиаковский, более чем вероятно

(так, в 1755 г. он составил записку в Синод о вольнодумстве А. П.

Сумарокова).

Безбожник и ханжа, подметных писем враль!.. - Здесь нет ни одного слова

напраслины: в 1730 г., по возвращении в Россию из Франции, Тредиаковский

выказывал себя вольнодумцем, называл русских попов "Тартюфами" и невеждами;

в середине 1750-х гг. он уже выступает ревнителем православия (ср. донос на

Сумарокова); пробовал он свое перо и в "подмётных письмах" (в октябре 1755

г. по Петербургу ходило анонимное письмо, полное ругательств в адрес

большинства академиков; как выяснилось, его автором оказался Тредиаковский).

...ты язык российский развращаешь... - В начале своего творческого пути

Тредиаковский призывал остерегаться "глубокословныя славенщизны", а к 1750-м

гг. стал употреблять в своих произведениях славянизмы часто без всякой меры,

в чем его, кроме Ломоносова, обвинял и Сумароков.

Уже за 20 лет ты записной дурак... - Жестокий намек на участие

Тредиаковского в знаменитой "дурацкой свадьбе", справлявшейся зимой 1740 г.

в ледяном доме на потеху Анне Иоанновне.

...твои синички, Дорогу некошну... лисички... ходуль... красоуль... -

Слова эти взяты из различных стихотворений Тредиаковского.

Пробин. - Слово, образованное от латинского "probus" (честный); это имя

Ломоносов относит к себе (так же, как и в стихотворении "Злобное

примирение...", помещенном ниже).

"Войну воспеть хочу в донских полях кроваву..." Впервые - в кн.:

Будилович А. С. Ломоносов как писатель. Спб., 1871, с. 296. По форме эти два

стиха выглядят как начало большой героической поэмы о Куликовской битве и

Дмитрии Донском. Очевидно, "куликовские" вкрапления в текст трагедии "Тамира

и Селим" - (см. выше) побудили Ломоносова к созданию такой поэмы. Дело,